Есть ли у вас родственники, у которых сохранились те самые многотомные собрания сочинений писателей, издававшиеся в СССР? Почти всегда эти книжки оказывались украшением на полке, если нелёгкая судьба не заносила их на помойку или в заброшенный дом, где их оставляли догнивать. В своё время я любил наведываться в городские книгообменники и высматривать среди моря одноцветных корешков скрытые бриллианты, по воле случая нашедшие себе пристанище в застеклённых шкафчиках, поставленных неподалёку от парков и скверов. Иногда я думал, что в только что откопанной книжке забытого советского писателя зашифрованы ответы на самые животрепещущие вопросы нашего мира.
Как бы ни было грустно это признать, но никто не прятал вселенских истин в повестях об отважных лётчиках и бравых комсомольцах. Однако, спустя много лет, я узнал, что те мои детские фантазии, оказывается, уже были перенесены на бумагу Михаилом Елизаровым. И вот, заинтригованный кратким описанием, я берусь за "Библиотекаря" — весьма неоднозначно воспринятое критиками и писателями произведение. Тем не менее — его считают одной из лучших вещей, случившихся с русской литературой в 21 веке. И, если честно, я с этим утверждением согласен.
До того, как узнать Елизарова-прозаика — я уже был знаком с Елизаровым-бардом. И если вы подумаете, что этих двух персонажей надо разделить (так как в литературе Елизаров пусть и иронизирует, но не так часто и гораздо мрачнее) или воспринимать как одно целое (сразу могу отметить, что и в романах, и в песнях Михаил очень крепко держится за вожжи сюжетной упряжки, не давая свернуть ей в кюветы лирических отступлений), то будете правы и неправы одновременно. Читая роман, я неоднократно подмечал, что некоторые строчки словно взяты из куплетов какого-то необнародованного шлягера: переиначенный фольклор советских времён чем-то схож с текстами Ерофеева. Бард иногда пробивается сквозь прозаика, разбавляя мерный слог прибауткой или переиначенной фразой, будто пытаясь подобрать шутки для студенческого КВНа.
Студенческий КВН тут неспроста, так как именно из-за него главный герой "Библиотекаря", Алексей Вязинцев, ушёл в работу над мероприятиями, вместо того, чтобы прилежно учиться на литейщика. Получив липовую корочку, герой захотел замахнуться на режиссёрское кресло, но в институте культуры смог добиться лишь места на факультете для массовиков-затейников. Всё глубже утопая в разочаровании жизнью, Алексей перебивается подработками. Кто же знал, что известие о смерти любимого дяди и вынужденная поездка в глубинку, в которой предстоит разобраться с унаследованной квартирой, перекинет протагониста в другой, незнакомый и жестокий мир?
Весь мир романа завязан на книгах никому не нужного советского писателя — Громова. Литературным талантом он не обладал, но и не печатать идеологически правильную литературу бывшего фронтовика, потерявшего руку на войне, причин не было. Так бы и гнили в провинциальных библиотеках повести о бравых зенитчиках, шахтёрах и инженерах, если бы некоторые люди не начали подмечать, что при прочтении этих книг они переживают сверхъестественные ощущения. Не текст, но само чтение книг напитывало читателя силой, выпуская наружу скрытые ресурсы его организма. Постепенно, люди начали объединяться в библиотеки, чтобы сохранить эти книги и заодно — скрыть их ото всех, непосвящённых в тайну творений Громова.
Всего книг 7: Радости, Власти, Терпения, Силы, Ярости, Памяти и Смысла (на момент начала книги не найдена ни одной из фракций). Разумеется, издавались они под другими названиями, но чаще всего герои произведения именуют их так. Одна книга может помочь избавиться от боли и чувств, другая — погрузить в воспоминания о той жизни, которая с тобой никогда не случалась, и т.д.
Разумеется, там, где появляется сила, возникают и те, кто хочет владеть ей единолично. Крупные библиотеки начинают нападать на маленькие группировки, именуемые читальнями, или устанавливать свою власть другими способами.
С течением времени устанавливается шаткое равновесие между 3 крупнейшими кланами-библиотеками: библиотекой Лагудова — бывшего редактора, рецензировавшего книги Громова и собравшего вокруг себя советскую интеллигенцию; библиотекой Шульги — вышедшего на свободу лагерного сидельца, с помощью книги Власти установившего в колонии свои порядки. Думаю, всем понятно, каким контингентом окружил себя Шульга. Третья же библиотека появилась в результате бунта в доме престарелых, случившегося не без помощи книги Силы.
И вот, наш герой оказывается практически посередине этого разномастного сборища, в котором ему придётся отстоять маленькую читальню, которую возглавлял покойный дядя Алексея.
Пересказывать сюжет книги полностью не буду. В конце концов, вся рубрика направлена на то, чтобы люди сами ознакомились с книгами. Расскажу лишь о том, что может вас оттолкнуть в романе Елизарова.
Одни из самых слабых мест — затянутые боевые сцены, которые друг от друга не то чтобы слишком отличаются. Я, в целом, не фанат лишнего "экшена" в литературе, но даже если быть беспристрастным — сильно насладиться баталиями не получится. И дело не только в длинных описаниях собранной из мусора и палок амуниции и низкой динамики действия: все бои представляют из себя пародию на рукопашные битвы фэнтезийных армий, но если от пародии так клонит в сон, то мне страшно представить уровень уныния от серьёзного фэнтези. Гораздо интереснее погружаться в тонкости альтернативной России на стыке 20 и 21 веков, здесь автор постарался на славу.
Ряд критиков утверждает, что Елизаров пародирует Сорокина, периодически повышая градус омерзения и идя знакомыми тропами в аспекте идейной составляющей. Но, если приглядеться — идея абсолютно противоположна сорокинской. Сам Елизаров утверждает, что произведение пропитано ностальгией по советскому детству и его атрибутам. Намерения рассуждать о политике автор не ставил. Но я сторонник идеи о том, что смысл произведения формируется только при его прочтении или просмотре, так что писатели и художники могут говорить что угодно — их творчество, уходя в народ, начинает жить собственной жизнью.
Подводя итог, могу сказать, что произведение достойно прочтения. Разумеется, книга не лишена недостатков, но проработка вселенной сглаживает их. О потраченном на чтение времени вы не пожалеете.
Автор: Фёдор Ильин, член Русского общества ДВФУ