Найти тему
Записки репетитора

Как учителя сами глушат интерес и любознательность детей

- Что вы мне посоветуете почитать по… (подставить название предмета)?

- Да что-нибудь в интернете посмотри, там материалов полно.

Вы сейчас прослушали типовой ответ типового учителя на нетиповой интерес школьника.

***

Я об этом немного писала вчера в посте. Правда, там было про мою дочь. Но, как выяснилось, очень многие дети столкнулись с таким же подходом.

Откуда я знаю? У меня все же учится определенное количество достаточно умных и интересующихся новым детей. И почти все «на заре своей юности» наивно пытались подойти за советами и рекомендациями к школьному учителю. Что по этой теме лучше почитать, посмотреть, где найти… Учитель же специалист, ему виднее, он знает, он посоветует.

И, к сожалению, получали ответ, который вы видите в начале этой статьи. (((

А учителю некогда, учитель не обязан, учитель отмахивается…

Уважаемые учителя, я к вам очень хорошо отношусь. И я все понимаю и про загруженность, и про отчеты, и про дежурства на переменах и про прочее. И про маленькую зарплату тоже. Не надо этим тыкать, хорошо? Потому что конкретный ученик, который задал вопрос, в этом не виноват. Или вы ему тоже будете это все объяснять?

Думаю, вы бы тоже несколько удивились, если бы, к примеру, вам в ресторане отказались принести заказ, потому что повар уволился, нужные продукты подорожали или вообще исчезли из продажи, а у управляющего рестораном депрессия. Согласитесь, вас это не касается?

Ведь на самом деле ничего сложного в этом нет. Заняты сейчас? Всегда можно сказать что-то вроде:

- Я посмотрю материал, и завтра мы с тобой поговорим /я тебе напишу.

И, опять же, вы же профи. Вам нужный материал подобрать не составит труда. А человеку, который не ориентируется в предмете, это сложно. Ибо в интернете один источник говорит одно, другой утверждает прямо противоположное. Что тут правильно?

Возьмем, к примеру, мой английский. Был у меня случай, начинающая ученица притащила книжку «Ешь, молись, люби» и жаловалась, что у нее ничего не получается. Она просила учительницу помочь, та сказала: «Да скачай любую книгу из интернета, если много незнакомых слов – будешь выписывать и учить».

Ага, для нее даже не каждое второе, каждое первое слов там незнакомое. И грамматические дебри, сквозь которые она не пролезает. Дел-то всего – подобрать что-то попроще, для начала можно даже адаптированное.

А так у человека не получается, он это дело забрасывает. Если не получается, то и интерес ведь гаснет.

Мне вот, случалось, и из книжного магазина звонили:

- Тут есть такие-то и такие-то книги, что вы мне посоветуете купить?

Теоретически я как репетитор ведь тоже могу гордо выдать оплаченный урок и замолчать. Вот прямо на полуслове. Все, за дальнейшее мне не заплатили, зачем я буду напрягаться? А уж тем более отвечать на звонки или сообщения в свое свободное время. Так хорошо будет?

Уважаемые, хорошо это или плохо, но работа с людьми – а профессия учителя предполагает работу с людьми – все же имеет свою специфику. Тут нельзя отработать «от сих до сих», как некоторые агитируют:

Должен ли быть баланс между платным и бесплатным

Описывала я в этой статье товарища, который кричал, что бесплатно даже рот не откроет.

Хорошо, на работе коллега попросит что-то посоветовать – тоже откажетесь, потому что не обязаны? Решаете с клиентом вопрос, буквально двух минут не хватило, а у вас конец рабочего дня – тоже захлопнете перед ним дверь и убежите? Пусть еще раз придет, не переломится?

Отдельно подчеркну: я НЕ призываю к переработкам, к работе в обеденный перерыв и прочему. Я о другом.

Просто имейте в виду: сначала вам было некогда, а теперь, когда вам понадобится срочно сделать ну ооооочень интересный проект, отправить ученика на конкурс/олимпиаду, уже будет некогда и неинтересно ученику. Даже если обстоятельства сложатся так, что ученику удастся какой-то интерес сохранить и развить, но помогут ему в этом другие, не вы. Так с чего он будет в свое свободное время что-то делать для вас?

***

Вывод. Если у ребенка есть хоть искра интереса, ее надо поддерживать, а не гасить. А то мы тут ребенка оттолкнули, там отделались формальным ответом, а потому удивляемся:

- Что за дети сейчас пошли, почему их ничего не интересует? Лишь бы урок кое-как отсидеть, лишь бы в телефон смотреть.

Да вы сами их сделали такими, вы, понимаете?

Кто со мной согласен?

Пишите, а также ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал здесь и в Телеграме – узнаете много нового и интересного!

Вот о чем я писала 15 мая в прошлом году:

Почему я учу устаревшему умению пользоваться словарем

Итак, представляю вашему вниманию!

(Это пост был о винтах в челюсти. Кстати, все. Брекеты сняли, винты выкрутили. Но мне не отдали, отвезли в клинику на утилизацию.)

Все мои статьи в хронологическом порядке можно почитать здесь.