Найти в Дзене
Друг для друга Курск

Легендарный фотограф Геннадий Бодров

Про знаменитого курского фотографа Гену Бодрова мне писать и легко, и трудно. Его жизнь впитала массу противоречивых событий и явлений, некоторые настигли его и после смерти. После ухода у него появилось столько друзей и поклонников, про которых он даже мечтать не мог. Поневоле вспоминаешь строки Евгения Евтушенко: «Где и когда это сделалось модным, живым равнодушие, внимание мертвым».

   Геннадий Бодров на съемках на улице Красной Армии в районе парка имени Дзержинского
Геннадий Бодров на съемках на улице Красной Армии в районе парка имени Дзержинского

Об этом, кстати, писал в 2002 году его последний наставник, искусствовед Александр Лапин – автор лучшей, хотя биографически небезгрешной, статьи о Гене. Всем рекомендую прочесть. Статьи местных авторов о Бодрове в основном эмоциональны, но полны домыслов и отсебятины.

Я познакомился с ним в августе 1978 года в редакции газеты «Молодая гвардия», дружба продлилась до самой его смерти.

Мы с ним ровесники, он младше меня на несколько месяцев. С детства Гена был умным, энергичным, шустрым парнем, неравнодушным к различным техническим устройствам. Его распирало любопытство узнать, что и как работает, как улучшить механизм. Гена как-то признался мне: «Это у меня от отца, летчика», хотя с детства они жили раздельно и сын не любил родителя.

Любопытство посмотреть «что там внутри» и привело к трагической случайности: при разборке запала боеприпаса произошел взрыв, сделав Гену инвалидом без нескольких пальцев на руках. Он замкнулся в себе, стал молчаливым, малообщительным, отдалился от других детей, которые еще и подсмеивались над ним. Журналисты «Молодежки» говорили про Бодрова: «…может просидеть в говорливой компании и не обмолвиться ни словом, но снимки отличные». Мы с ним быстро нашли общий язык и подружились, он мне даже письма в армию писал.

   Вот так просто с фотосумкой на плече подойти и поднять гирю в 16 кг на спортивном празднике на стадионе города Фатежа
Вот так просто с фотосумкой на плече подойти и поднять гирю в 16 кг на спортивном празднике на стадионе города Фатежа

После школы, которую Геннадий окончил без особых успехов, ему было сложно устроиться на работу, пришлось даже потрудиться помощником кинооператора Ростовской студии кинохроники Анатолия Богомолова. Таскал за ним громоздкие ящики с киноаппаратурой по ужасному бездорожью в любую погоду. Порой Геннадия представляют этаким «городским одуванчиком», что совершенно неверно. Да, он обычно избегал споров, но в нужном случае всегда поступал по-своему. Для Бодрова главным в жизни была фотография. Помимо таланта, Гена обладал поразительной целеустремленностью и потрясающей работоспособностью.

У него всегда быстро устанавливались контакты с детьми и с животными, поэтому такие сюжеты удавались легко и были основными в начале творчества. Снимки Бодрова охотно печатали курские газеты, а также популярный журнал «Семья и школа». В марте 1979 года подборку его фотографий опубликовал журнал «Советское фото» – в те времена это считалось творческим признанием.

Надо сказать, что Гена был самоучкой в самом прямом и лучшем значении этого слова: в школьные годы занимался в киностудии Дворца пионеров, читал журналы. После публикации в «Советском фото» журналисты симпатизировали Бодрову, даже дав ему амплуа «детский фотограф». Это Гене очень не нравилось. Он стал искать новый стиль и темы для своего творчества. И нашел в лучших фотографиях литовских мастеров, одних из законодателей фотографической моды в СССР. Кумиром стал лучший литовский автор Александр Мацияускас.

   «Игра в шашки»
«Игра в шашки»

Когда в 1981 году мы вместе побывали в редакции «Советского фото» и Гена выложил подборку новых снимков, редактор отдела фотографии Михаил Леонтьев восхищенно воскликнул: «Ого, курская Литва!»

Большое влияние оказали на Гену Всероссийский фотоклуб «Кадр» в Москве и его руководитель Рудольф Анатольевич Крупнов, у которого Бодров стал одним из любимых авторов.

Далее последовало участие в зарубежных фотосалонах, откуда у Гены появились многочисленные грамоты и дипломы, но это увлечение быстро прошло. В конце 1980-х у него наконец-то появился наставник Александр Лапин, которого Бодров очень уважал и к которому прислушивался. Но, повторюсь, всегда поступал по-своему.

На этом прервем биографическое повествование, чтобы рассказать истории создания нескольких известных снимков.

   «Дерево веры»
«Дерево веры»

Знаменитая «Девочка на шаре». Это фото было сделано у меня на глазах. Начало лета 1982 года, вместе с Бодровым спускаемся по старой лестнице на Боевку, девчонка сидит с мячом и слегка подбрасывает его вверх. Ребенок самый обыкновенный в обычной ситуации. Гена снимает новинкой – фотоаппаратом «ЛОМО 135 ВС» с пружинным заводом, аппарат прожужжал несколько раз. Мы пошли пару шагов далее, Гена вновь «заводит» камеру, из-за облаков неожиданно выглядывает солнце, оборачиваемся – видим, что мяч падает, и за доли секунды пружинный мотор производит 5–6 кадров, один из которых стал шедевром. Авторская интуиция, концентрация на съемке, резкий объектив, не требующий наводки на резкость, – вот составляющие успеха в этом конкретном случае. Через день я увидел контрольный отпечаток – значимость фото стала понятна сразу.

Но так бывает не всегда. Например, фото с верующими перед входом в церковь. Надо было быть Александром Лапиным, чтобы разглядеть потаенный смысл, скрытый в этом фото. Не помню авторское название снимка, скорее всего, «Дерево веры», но место и время помню точно – храм Иоакима и Анны в селе Долгом, что перед Коренной пустынью, один из первых крестных ходов. Верующие перед воротами ожидают окончания службы и выноса иконы. Похожий снимок есть где-то и в моем архиве, ибо мы вместе с автором снимали на колокольне храма.

   «Девочка на шаре»
«Девочка на шаре»

В 1982 году в результате «деспотизма» редактора Гена привез из ближней командировки три шедевра. В СССР все должны были работать, кто думал иначе, мог пострадать – вроде будущего нобелевского лауреата, поэта Иосифа Бродского. Гена устроился на работу в газету «Молодая гвардия» ради удостоверения и статуса работающего, но ездить куда-либо в командировки не собирался, несмотря на увещевания руководства. Наконец, редактор Николай Иванович Гребнев, добрейшей души человек, вызвал Бодрова в свой кабинет. Не знаю, о чем они там беседовали, но на следующий день утренним автобусом Гена поехал в Медвенку. Вечером отзвонился мне – рассказать о трудностях поездки по полям в сентябре, две фотографии принес на следующее утро. Редактор задумчиво повертел их в руках, но все-таки отдал в печать.

Помимо «обязаловки», Гена от души попутно снимал сельскую жизнь. Я знаю три удачи. Одна из них – «Игра в шашки» – публикуется здесь, а другой снимок получил приз на международном биеннале юмора и сатиры в болгарском городе Габрово на выставке «Фотосмех». Но об этом в следующий раз.

Виктор ВИКТОРОВ, фото автора, Геннадия Бодрова

Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1543/new/019211/.

Архив статей газеты ~ № 20 (1543) 14 мая ~ 2024 год.