Что общего между этой картиной и шкафом (фото ниже) такого вида, словно ему поставили банки от простуды, а снять забыли?
Вам нравится эта картина? Это искусство, как, по-вашему?
Проверено на десятках аудиторий - кто-то скажет: "Мой сын в пятом классе, а рисует лучше", кто-то восхитится наивной чистотой цвета, кто-то на всякий случай горячо подтвердит: "конечно, искусство" (про себя твердо и моментально решая, что эту мазню не повесил бы в туалете), - иными словами, однозначного мнения не будет.
Про довольных жаб
Это как так? Всякие там "грачи прилетели" и "ночные дозоры" мы подавляющим большинством объявляем искусством. А с картиной Пьера Боннара "не всё так однозначно". Между тем перед вами картина одного из величайших колористов мира. Писал он в пору экспериментов в живописи, его картины наивны, выполнены в нарочито детском стиле, но то мастерство и легкость, с каким Боннар работал красками, не способны проявить многие признанные художники.
Кто вообще придумывает, на каких собраниях, какими законами, каким количеством экспертов устанавливают: вот это - высокое искусство, а вот это нечто - дрянь какая-то, не пойми что?
И почему подтвержденное многими специалистами в области культурологии, живописи, то есть людьми, считывающими с картины дополнительные смыслы, переклички времен, стилей, понимающие толк в гармонии цвета, композиции, - не идет впрок обывателю.
- Видел я вашу Мону Лизу в Лувре: жаба жабой.
Жабы польщены, спасибо. Специалистка по жабам довольна собой.
Воздух Боннара
Боннара и этот шкафчик объединяет вот что: "автор больного на все ножки шкафа" Юбер ле Галль - такой же авангардист по своей сути и работает он на Монмартре в том же историческом ателье, в котором работал Пьер Боннар. Монмартр - это туристическая Мекка, это место в Париже, которое культурный человек не может не посетить. Аренда офисов там непомерно дорога. Но автору шкафчика было очень важно работать именно там, в "намоленном месте" авангардного искусства.
У Юбера есть и другие вещи "в мурашках".
Это эбеновое дерево с латунными фигурами. Юбер решил, что хватит 8 штук на весь мир, так что не переживайте, нам с вами, скорее всего, не достанется. (- Не очень-то и хотелось! - Да, да, понимаю вас).
Юберу сейчас немногим за 60. Он похож на американского актера Тима Рота, и не похож ни на кого в искусстве.
Кто его этому научил?
Родился он в Лионе в 1961 году. Вокруг кипела жизнь: время полетов в космос, время прогресса и развития. Юбер еще ходил в школу, когда в 1977 году в Париже открылся центр современного искусства им. Жоржа Помпиду. О нем говорили все, и это вызывало интерес Юбера.
Его отец был генеральным директором крупного химического концерна, и настраивал сына на получение полезной профессии, обеспечивающей рост и карьеру. Он стал изучать финансовое дело, готовясь к карьере банковского клерка. Однако тяга к искусству пересилила прагматику.
Юберу нравится отечественный авангард, но во время его молодости французское постмодернистское искусство всё более ориентируется на американские образцы. Марк Ротко, Джексон Поллок, Клиффорд Стилл, Энди Уорхолла нарушают все нормы реалистического искусства, это цветовые бунтари современности и главные "маяки" для начинающих свои шаги в дизайне или изобразительных видах искусства. Юбера изумляют смелые работы дизайнера интерьеров Жана-Мишеля Франка, который мастерски работал с поверхностями изделий, применяя акулью кожу, змеиную шкуру, слюду, соломенную мозаику - маркетри, слюду, металлы. Разглядывая шершавые или ребристые вещи Франка, Юбер понял, как усиливаются впечатления, когда к созерцанию подключаются тактильные ощущения. Он обратил внимание на работы керамиста Андре Дюбрё и вытянутые, нитевидные скульптуры Альберто Джакометти, они напоминают работы Дали, и, да, конечно, сам Сальвадор Дали с его бесшабашностью, хулиганством и хорошим вкусом , он также оказал сильное влияние на Юбера.
Поговаривали, что Дали как-то пригласил в гости советского композитора Арама Хачатуряна. Маэстро прибыл в замок Сальвадора. Был принят слугами чудесно, ласково, его усадили за стол, налили вина.... Зал был огромный, уставленный изящными вещами и высокими вазами, - извиняясь, слуги попросили подождать художника, вышли из зала, закрыв за собой двери. Время шло, эксцентричного Сальвадора не было. Хачатурян от скуки поел и выпил. Дали не было. Наступило время естественного желания посетить туалет. Композитор бился во все двери. Двери были заперты и во всем замке молчание. Разъяренный Хачатурян нашел вазу поудобнее и слил в нее "добро", накопившееся за часы ожидания. В этот момент грянула знаменитая хачатуряновская мелодия "Танец с саблями". Из двери в дверь напротив на деревянном коне проскакал голый Дали. На этом аудиенция закончилась.
Что это было? Издевка или объяснение в любви к искусству Хачатуряна, которое производит ошарашивающее впечатление, потрясающее человека до оголенного нерва его сути?
Поэтический бестиарий Юбера ле Галля
Юбер делает первые шаги в том направлении, которое задавало современное творческое сообщество. Он пишет маслом, работы продаются хорошо. Затем он создает мебель с растительными элементами, позже с животными - получился "поэтический бестиарий".
Его работы стали «вневременными»: знаменитые столики с ромашками, столы-лани, диваны-совы, кресла-киты и пр.
Новое направление, которое осваивает Юбер - сценография. Причем, в ее узкой специализации - оформление музейных выставок. Он создавал множество экспозиций в парижских музеях и заслужил славу человека, безукоризненно чувствующего исторический фон. Ему доверили реконструкцию дома Моне в Живерни и воссоздание атмосферы покоев королей во дворце Шамбор.
Возможно после этого ему захотелось иметь и свои собственные работы, которые когда-нибудь станут музейными экспонатами.
Сегодня он человек с именем - опытный дизайнер, скульптор, сценограф и художник, его работы выставлены в крупнейших галереях по всему миру. При этом сам он признается, что функционально его вещи едва ли тянут на то, чтобы стать шкафчиками и комодами. Функциональное весьма вторично. Главное, отношение к мебели и предметам интерьера, как к скульптуре.
Что это? Пялка с медицинскими банками, пузырь жвачки, росянка? Что это? Убожище или милый юмор? Зачем это? Деньги на ветер или с этим интереснее жить? Ответ не у автора. Он всегда у тех, кому это надо. Или "не надо и даром".
Памела
Юбер довольно современно, продвинуто продвигался со своими предметными чудачествами - нанял пиарменов, они разработали сайт и стратегию. Но все же главная его удача - первая заказчица. Я не буду о ней писать, так как мне ее фамилия ни о чем не говорит. Она довольно богатая американка, и увлекается всякими продвинутыми формами искусства. Прочитал статью, где говорилось, что у Памелы (так ее зовут) было трудное детство. Она приехала в Америку из Шотландии ни с чем. Сначала много работала сама, а затем вышла замуж за успешного предпринимателя. Брак распался, часть средств перетекла на счет Памелы, и она решила, что ныне хочет жить на престижном острове Сен-Луи, острове на реке Сена в центре города с видом на Нотр-Дам де Пари.
Вот эта дама и присмотрела Юбера. Он сделал для нее несколько работ и предложил дизайн интерьера ее квартиры, она его похвалила так, как может похвалить богатая дама начинающего художника. То есть завтра всем нужен был талантливый Юбер.
Пиноккио на переднем плане - это работа Юбера ле Галля.
Но вернемся с "обгоревшему на солнце" шкафу...или он вызывает у вас иные ассоциации, например, запотевший стакан с виски в жаркий день, или лимонад с пузырьками, очень сладкий, как было во времена вашего детства, когда никто не заботился подсчетом калорий?
"Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется", - это ведь не только про поэзию. Это про любой акт творчества. Человек высказался, а как его понять - это уже работа нашей головы. Для людей с видами на Нотр-Дам, возможно, чем загадочнее, тем лучше. Для домохозяйки - это просто пылесборник. Для студента-дизайнера - учебное пособие. И так далее. Кто ты будешь такой?