Биографическая драма “Сержиу”, поставленная режиссёром Грегом Баркером (Greg Barker), рассказывает о верховном комиссаре ООН по правам человека Сержиу Виейре ди Меллу (Sérgio Vieira de Mello). Но это не полная биография, охватывающая весь жизненный путь, это последний день его жизни из периода его миссии в Ираке 2003 года. А именно день 19 августа, когда отель Canal в Багдаде, где базировалась штаб-квартира ООН, был взорван по приказу лидера Аль-Каиды Абу Мусаба Аль-Заркави.
Сержиу остался внутри под завалом, и зрителю показывают отдельные события из его жизни, которые помогают понять, каким он был человеком.
Грег Баркер долгое время работал военным корреспондентом до того, как перейти в режиссуру. До драмы “Сержиу” в основном делал документальные проекты для HBO Documentary Films, и среди них были работы о геноциде в Руанде, о долгом процессе поиска Усамы Бен Ладена, также и “Сержиу”, документальная версия, которая вышла в 2009 году и попавшая в шорт-лист на соискание Оскар-2010 как “Лучший документальный фильм”. Баркера так затронула история дипломата, что он вернулся к ней спустя много лет, чтобы сделать и художественный фильм.
Сценарий к обоим версиям написан на основе книги 2008 года “В погоне за пламенем: Одиночная битва за спасение всего мира” (Chasing the Flame: One Man’s Fight to Save the World) политолога и журналистки Саманты Пауэр. Это исследование личности и работы ди Меллу на основе различных материалов, включая 400 интервью, которое рисует портрет бразильского дипломата, а также отдельно он дополнен фактами политической истории, дополняющими портрет главного героя.
Главную роль в художественной драме исполнил бразильский актёр Вагнер Моура (Wagner Moura), самой популярной ролью которого на данный момент является Пабло Эскобар в сериале “Нарко” от Netflix. Также недавно он появился в драме-антиутопии Алекса Гарленда “Падение империи” (2024, Civil War) в роли военного корреспондента Джоэла.
Каким был Сержиу Виейра ди Меллу
Он был сложным человеком, с кем трудно уживаться и работать, потому что он следовал своим правилам, вызывая шок у тех, кто его окружал, своими решениями. При этом он всё же умел добиваться высот, когда казалось, что ситуация безвыходная. Но даже если коллеги и не соглашались с ним во взглядах, они его безоговорочно уважали.
Сержиу происходил из бразильской семьи, принадлежавшей к высшему классу. Его отец был высокопоставленным бразильским дипломатом, который в 60-х и 70-х годах конфликтовал с военным руководством Бразилии. Сержиу обладал невероятной энергией, был в хорошей физической форме, несколько раз в неделю пробегал много миль. Он получил степень доктора философии в Сорбонне. Он безупречно говорил на английском, французском, итальянском и испанском языках, не считая своего родного португальского.
Один восхищённый журналист однажды описал верховного комиссара ООН Сержиу Виейру ди Меллу, как “нечто среднее между Джеймсом Бондом и Робертом Кеннеди”. А бывшая госсекретарь Кондолиза Райс охарактеризовала его как “элегантный” и “умеющий удерживать внимание толпы”.
Виейра ди Меллу был не только харизматичным, он заработал репутацию благодаря своим достижениям. В 1980-х он помогал вести переговоры, которые ускорили переселение десятков тысяч вьетнамских беженцев, в начале 90-х он помог вернуть на родину 300 000 камбоджийцев. Во время разрушительной осады Сараево он вёл переговоры о прекращении огня между боснийцами и сербами, сумев добиться повторного подключения газопроводов для обогрева домов в городе в разгар зимы.
Каким получился фильм
Фильм получился интересным. Думаю, на пользу ему пошла структура повествования – не линейная, а с логическими флэшбеками, каждый раз дополняющими портрет Сержиу новыми характеристиками.
В фильме показаны работа Сержиу в Восточном Тиморе, когда он помогал маленькому государству обрести независимость от Индонезии, а также назначение в Ирак по приказу Джорджа Буша. В Багдад ди Меллу прибыл, чтобы понять, какую роль ООН может сыграть в стране, охваченной войной и противостоящей американской оккупации.
Служба в Восточном Тиморе
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назначил Сержиу специальным представителем ООН по Восточному Тимору в октябре 1999 года. В его обязанности входило управление Восточным Тимором, и с этой целью Совет Безопасности ООН наделил его всеми законодательными и исполнительными полномочиями. На этом посту, де-факто управляя государством, он провёл два года (по май 2002). Никогда прежде человек не получал таких полномочий и ответственности, чтобы восстанавливать страну из пепла. Это была самая первая попытка ООН по государственному строительству.
Это второй фильм, в котором затрагивается тема проблем Восточного Тимора, который я увидела. Первый раз я про него узнала из драмы “Балибо” (Balibo) 2009 года. В ней рассказывается о событиях, предшествовавших оккупации Тимора Индонезией. Австралийский журналист прибывает сюда, чтобы расследовать исчезновение группы журналистов и знакомится с ещё молодым Жозе Рамушем-Ортой (José Ramos-Horta), основателем организации FRETILIN, представителем восточнотиморского сопротивления, и кто позже станет президентом Восточного Тимора.
Рамуш-Орта хорошо знал Сержиу ди Меллу и был очень рад, когда Аннан назначил его специальным представителем ООН в Восточном Тиморе. Об этом в фильме не говорится, это просто для информации.
Миссия в Ирак в 2003 году
После падения режима Саддама Хусейна Совет Безопасности США предоставил ООН “неопределённую, подчинённую роль”, по словам Саманты Пауэр. И туда был отправлен Виейра ди Меллу.
В фильме эта неопределённость отображается. Получается, он должен был исполнять чуть ли не роль марионетки, обманывая иракцев. Они ждали улучшения ситуации, но услышали, что американцы собираются снова открыть тюрьму Абу-Грейб, где Хусейн пытал заключённых. Но через эту ситуацию и отобразился характер Сержиу, который предпочитал решать проблемы самостоятельно.
Он начал переговоры с целым рядом влиятельных иракцев, включая религиозного шиитского лидера аль-Систани, который не желал разговаривать с американским руководством. Он пытался повлиять на Пола Бремера, лидера временной администрации США, убеждая его обнародовать план проведения выборов и не уничтожать иракскую гражданскую службу. В итоге Виейра ди Меллу распорядился, чтобы его сотрудники сделали досье для СовБеза о происходящем в Багдаде.
Но также здесь показан и негативный аспект самоуверенности ди Меллу. Оказалось, по прибытии в Багдад он распорядился о том, чтобы от периметра отеля были убраны снайперы и охрана. Это шокировало его сотрудников, но он взял на себя полную ответственность за это решение.
19 августа 2003 года террористы, действовавшие по приказу лидера Аль-Каиды в Ираке, совершили террористический акт, в результате которого обрушилась часть отеля Canal и завалила обломками всех, кто не успел покинуть здание, в том числе и Виейру ди Меллу. Спасательные работы были серьёзно затруднены из-за нехватки необходимого оборудования, и несколько часов спустя, всё ещё находясь под завалом, Виейра ди Меллу скончался, став одной из почти двух десятков жертв теракта.
Романтическая линия в суровых миссиях ООН
Здесь освещена и романтическая линия – она выглядит удивительно свежо, особенно учитывая специфику этого повествования. То есть это не сухое повествование о том, как Сержиу, увидев красивую женщину, которая ему понравилась, решился на то, чтобы озвучить своё желание быть вместе. Это показано не через склейку, которая стыдливо бы спрятала всё, что происходит в спальне даже у дипломатов, а наоборот.
На роман Сержиу и Каролины Ларрьеры (Carolina Larriera), который начался в Восточном Тиморе за три года до прибытия в Ирак, отведено достаточно времени, чтобы понять, как ему было нелегко прийти к пониманию, что в отношениях необходимо разговаривать с партнёром и озвучивать свои планы.
Предыдущий брак Сержиу распался (но, даже если развод ещё не состоялся, отношения как таковые уже себя исчерпали), потому он рассматривал варианты, чтобы начать новую жизнь. Он рассказал, что они поженились очень молодыми, у них появилось двое сыновей (на момент знакомства Сержиу с Каролиной его дети были уже взрослые), но вместе они быть не смогли, так как он предпочитал работу – служить “на местах”.
После миссии в Восточном Тиморе Каролина сопровождала Сержиу в командировке в Ирак в качестве специалиста по экономическим вопросам. В фильме было озвучено, что они строили планы – собирались вместе уехать в Бразилию после завершения иракской миссии. И для усиления драмы добавили штрих с обручальными кольцами, которые Каролине отдали после смерти Сержиу – он так и не решился сделать ей предложение, пока был жив.