В первое утро нашего майского отпуска в Кисловодске погода нас даже слегка побаловала — было хмуро, но сухо. Лишь когда спустились от храма Сурб Вардан к Нарзанной галерее, зарядил дождь, который и не думал прекращаться. Что было делать? Мы побродили в галерее самоцветов рядом с демоном, да и отправились в парк. Думали пройти терренкуром № 1 — тренировочным. Он ведёт вдоль Ольховки, украшенной садами камней, демонстрирующих чудеса балансировки, к водопаду «Стеклянная струя».
Но возвращаться, замыкая первый терренкур, было слишком рано, и пошли дальше — к гроту «Уголок поцелуев».
В результате мы оказались на лестнице, поднимающейся на Сосновую гору.
С её вершины открывается чудесный вид на Никольский собор.
Традиционно дошли по мокрой дорожке до смотровой с беседкой.
Вернулись к чайному домику, но спускаться в город не стали — напротив, углубились в лесные парковые дебри, и по малохоженным тропкам вышли аж к Первомайской поляне. По пути мокли, но упорно шли мокрыми дорожками, и юная листва вокруг нас блестела от дождя.
Радовали, несмотря на сырость, трогательные берёзки и сиреневые ирисы в траве.
А на поляне недалеко от розария у нас неожиданно организовалось птичье шоу! Пока мы разглядывали сидевшего на ветке зяблика, прилетела синичка. И так недвусмысленно близко прилетела, что Лена засуетилась — ах! Нет семечек! Орешки вот где-то были кедровые!..
И да, синичка села на руку. Клюнула орешек, упорхнула. Не могла синица это разгрызть! Лена повозилась, нашла в орехах одну семечку. Протянула руку — синичка издали, снизу, волнами полетела, уселась на пальцы, взяла угощение. А тем временем сидевший на дереве дятел вдруг слетел на тропку, стал подбираться к нам. Вот это да! И он?!
Лена протянула руку с орехом…
И дятел клюнул орех с руки! Это было что-то фантастическое! Синица слетала на ладонь, брала в клювик орех, и бросала, и ругалась, прямо сидя на руке, нахохливая чёрную шапочку! И Андрей стал разгрызать орехи, и дятел брал длинным клювом крошки с ладони, а синицы норовили его опередить, спархивали, стремительно склёвывая крошки, и один раз Лена даже сжала ладонь, спрятала орех, и синица села на её сжатый кулак, и опять ругалась. А дятел возвращался снова и снова, глядел сбоку чёрным глазом.
И две сойки наблюдали сверху, с ветки над нашими головами, и Лена всё ждала, что вот сейчас на её руку взгромоздится сойка. «Ну давай, удиви тётю!» Но сойки, понятно, на руку не слетали.
Покинув птичий перекрёсток, мы прошли через Первомайскую поляну с прекрасной зелёной травой, окружённой красными стволами сосен… И поднялись на смотровую на Серых камнях с причудливыми скалами, над плавающей среди влажной дымки над лесом.
Недалеко от Серых камней Андрей нашёл на карте незнакомый грот, и мы отправились его исследовать. Симпатичное местечко, в сырости даже особо атмосферное. Как всё-таки проще и интереснее исследовать Кисловодский парк с картой в смартфоне!
От грота мы по серпантину лесной дорожки спустились из парка в город. И первым делом обнаружили там любопытный дегустационный зал с каким-то невероятным количеством напитков на любые вкус и кошелёк! А учитывая, что на улице снова пошёл дождь, большой зал быстро наполнился посетителями. Мы выбрали незнакомый, но вкусный дагестанский кагор, чтобы немного переждать надоевший дождь.
Потом вышли на улицу Ленина. Мы помнили её обычной проезжей улицей, окружённой величаво разрушавшимися советских времён санаториями за высокими заборами. Теперь тут всё преобразилось. Нам предстала новенькая пешеходная зона, каскадные лестницы, фонтаны, изобилие городской скульптуры.
Мы отведали в бювете нарзан, полюбившуюся в Железноводске Славяновскую, и, конечно, Ессентуки — всё вкусно.
А по мраморной лестнице одного из особняков бурными каскадами сбегали прозрачные потоки воды — словно в фонтане, и это действо народ тоже активно фотографировал, потому что очевидно было, что наблюдается вовсе не задумка архитекторов, а последствие проливных дождей…
Спрятались от продолжавшего моросить дождя в магазинчике с пятигорской бронзой, и Андрей подарил Лене бронзовую улиточку. Правда, теперь она будет напоминать нам скорее Светлогорск, чем Кисловодск. Вот так — причудливо и замысловато…
А дождь понемногу затихал, и над горами, над улицей, перекинулась многоцветной аркой радуга. В выглянувшем на минуточку солнце заблестела листва сакур в розовом цвету.
У отреставрированного особняка «Золотой замок» или «Дача Твалчрелидзе», ныне известного как «Дача Кшесинской» стояла скульптура, изображающая саму Матильду Кшесинскую. Её роскошное платье было сделано из двух разных металлов, и потому выглядело двухцветным, а в руки даме кто-то поместил букет цветов…
Балерина с сыном и двумя слугами прибыла в Кисловодск летом 1917 года, бежав из Петербурга. Сперва они снимали комнату без кухни на нынешней улице Реброва, а через три месяца переехали в другое жилье. И по распространяемой сейчас легенде именно в «Золотой замок». Дача была построена около 1905 года для героя русско-турецкой войны 1877—1878 годов Т.В.Астахова. Позднее перешла к его зятю А.И.Твалчрелидзе, а в 1915 году была продана хозяину Еланского конного завода Н. В. Лежнёву. В советское время в здании дачи разместился санаторий «Красный шахтёр» (позднее — «Горняк»). В середине 1990-х годов её купил владелец фармацевтической компании В. А. Брынцалов. А к 1999 году она была отреставрирована мастерской А.Р.Арустамяна...
В общем, Кшесинская там не жила. Матильда Феликсовна писала в своих мемуарах, что съехав из усадьбы Щербины, сняла с великим князем Андреем Владимировичем флигель дома инженера Белявского, где они и прожили до декабря 1919 года...
Ниже император Александр I в окружении его «молодых друзей», членов Негласного совета — Зубова П.А., Кочубея В.П. и Новосильцева Н.Н. —подписывал 24 апреля 1803 года рескрипт «О признании государственного значения Кавказских Минеральных Вод и необходимости их устройства», то есть о создании Кисловодска.
А рядом с «Извозчиком с ландо» образовалась мини-ярмарка предложений извозчиков современных, внедорожных. Мы планировали несколько горных автоэкскурсий и поделились планами с одним из приглянувшихся парней, который обещал нам звонить, как только найдутся попутчики и водители на интересующие нас маршруты. Надо сказать, слово сдержал, и одно наше желание точно помог осуществить.
Спустились по улицам Герцена и Шаляпина к вокзалу — посмотрели при свете дня на бывшую гостиницу «Эльбрус», которую так восторженно фотографировали когда-то ночью...
Мимо огромного бронзового Кисловодского кота, мимо замысловатой дачи Шаляпина…
Над улицей сгущалась великолепная, густая влажность свинцового цвета. Обещанный к 18:00 дождь не заставил себя ждать.
Мы ещё выпили воды в галерее, и не смогли отказать себе в удовольствии заглянуть в магазин фарфора.
Однако долго бродить по проспекту не решились. И поспешили домой — пока дождь не успел перерасти в ливень, подобный вчерашнему…
8 мая 2023 г.