Найти в Дзене

Пешком к церкви Сурб Вардан в Кисловодске

Первым же утром в Кисловодске, встретившим нас накануне вечером проливным ливнем, Лена выскользнула ни свет ни заря за калитку и немного пописала наш домик с сиренью. На пару минут даже выглядывало солнышко! Но прекрасный свет, горевший на стене далёких гор, быстро потух. Надо было спешить готовить завтрак.

-2

А когда мы вышли из дома, дождь снова принялся накрапывать. Правда, пока чуть-чуть — и скоро прекратился.

-3

Мы шли по улице Розы Люксембург и дивились — как это в прошлые приезды ухитрились не побывать в этих кварталах? Старый Кисловодск представал перед нами во всей красе. И новые дома — пышные, «в стиле», и старые — были прекрасны, утопали в сирени.

Утро благоухало одуряющими сиреневыми ароматами…

-5

Мы свернули на улицу Авиации, и пошли понемногу вверх, только и успевая удивляться и радоваться: нарядный фасад… чудесный дворик…

Целая конструкция из домиков и надстроек, и манящая дорога среди зелени… Золотились одуванчики, и бело-розовые яблони соревновались с сиренями в великолепии.

Над улицей, где-то совсем уже в вышине показался армянский храм, который Андрей выбрал первой целью сегодняшней прогулки. Погода нам благоволила, и мы отправились на штурм холма.

-8

И как же замечательно, что мы не поленились сюда подняться! От просторного сквера у храма открывались такие дали, такие панорамы!

Величественные горы то укрывались облачными шапками, то драпировались туманными вуалями, то начинали вдруг опалово светиться на солнце. И зеленела молодая майская листва, и от созерцания простора очень сложно было оторваться!

И церковь Сурб Вардан, в окружении искусно вырезанных хачкаров, была чудесна.

Мы загляделись на деревянную резьбу, украшавшую дверь, на кованые ручки, каждая — произведение искусства.

И иконы внутри храма, и всё убранство — были удивительными и прекрасными…

Потом мы отправились искать храм Святой Нины. Оказалось, правда, что, несмотря на то, что на карте он уже есть, строить храм ещё как бы не начали… Но зато — какая же славная получилась прогулка! Мы прошли через территорию местной больницы, вышли за калитку, и — о чудо! — очутились над чудесным зелёным пространством! Горы, горы — вокруг, и внизу — ущелья, бескрайние просторы, заросшие лесами, берёзами, соснами, орешником. И домики внизу — крохотные, вон и квартал на окраине Берёзового ущелья, и даже подстриженные сосны видны у панельных стен! А слева от нашей грунтовки — сосновый лес, чудный, манящий, но уйти в него нельзя, невозможно, потому что вышло солнышко, и поплыли яркие пятна света по ущелью, засияла юная листва на тёмном сосновом фоне…

И вдруг открылся вид на Никольский собор, сияющий куполами, на фоне сине-зелёных гор, над отчаянно-зелёными лужайками… Цвела у тропинки трогательная бело-розовая яблонька. Хотелось присесть на брёвнышко, перекусить, глядя в прекрасный простор…

Но надо было спускаться вниз — ведь мы ещё не выпили нарзана перед едой! К тому же небеса, увы, не торопились опровергать дождливых прогнозов. Нам хотелось, конечно, верить, что план по дождю перевыполнен вчера вечером, но всё же…

И мы начали спуск по крутой тропке по зелёному склону. Тут ждал сюрприз — ирис! Фиолетовая звезда на склоне в траве — совсем Киммерийский весенний цветок!

-17

Эта маленькая радость скрасила нам сложности спуска крутой тропой по мокрой земле. И когда мы наконец, цепляясь за корни и чьи-то заборы, а то и съезжая на пятой точке по грязи, наконец выбрались на нормальную дорогу — прямо к улице Авиации! — погода решила, что довольно с нас поблажек!

Дождь покапал-покапал, да и зарядил всерьёз. А мы опять шли улицами старого Кисловодска — и радовались сохранившимся домам, и сирени. Дома делались всё замысловатее, самые разнообразные теремки, особняки…

И вот, наконец, Курортный бульвар.

-19

К моменту, когда мы оказались у Нарзанной галереи, народ в ней массово прятался от ливня. У синей чаши фонтана желтели тюльпаны, и багряники раскинули кроны, усыпанные малиново-фиолетовыми цветами. Мы нырнули в галерею, и долго, со вкусом пили воду, попутно разглядывая выставку живописи на стенах. Один из авторов запал Лене в душу — и показательно, что на его картинах был изображён не Кавказ, а Крым!

-20

Чуть поутихший было дождь принялся опять. На лавочке у дома Реброва мы сжевали по бутерброду, прямо под зонтиками. И пошли в расположенную в этом самом доме художественную галерею. Планировали побродить там часок, потом выпить ещё нарзану и пойти обедать.

Не тут-то было. Галерея оказалась совсем не такой, как нам представлялось… На осмотр нам хватило пары минут, и того было многовато. Увы… Пользуясь случаем, мы забрались вглубь особняка, пошли по лестнице на второй этаж. И опять — шок… Разруха! Снаружи дом выглядел куда респектабельнее. Изнутри сделалось понятно, что он гибнет.

Дождь меж тем и не думал прекращаться. Что было делать? Мы сходили к лермонтовскому демону, побродили в галерее самоцветов. И отправились в парк...

-23

8 мая 2023 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...