Найти тему
Евгений Трифонов

Удастся ли создать палестинское государство?

InVoice Media, 14.05.2024

Генеральная ассамблея ООН призвала Совет Безопасности принять Палестину в члены организации, признав её, таким образом, независимым государством. За резолюцию проголосовало 143 страны, против – всего 9 (США, Аргентина, Чехия, Венгрия, Израиль, Микронезия, Науру, Палау и Папуа-Новая Гвинея). Ещё 25 стран воздержались.
В ближайшее время СБ независимость Палестины не признает - США и Великобритания против. Государство Палестина официально признано 139 государствами - членами ООН, включая таких тяжеловесов, как Россия, Китай, Индия и Бразилия, и к ним вскоре присоединятся Испания, Ирландия, Словения и Мальта. Но для решения вопроса необходимо согласие одного государства – Израиля, и поддержка другого – США, а это более чем проблематично.
США в принципе готовы признать независимость Палестины, но только после того, как палестинцы договорятся с Израилем о границах и подпишут мирный договор. А палестинская администрация настаивает на возвращении к границам 1967 г. и передачу её контроля над Восточным Иерусалимом. Для чего Израилю нужно менять конституцию – по ней Иерусалим является единой и неделимой столицей еврейского государства. Не откажется Израиль и от Голанских высот: с них берёт начало река Иордан, а это единственный источник воды в регионе. Не говоря о том, что Голанские высоты имеют ключевое стратегическое значение: расположенные на них войска как бы нависают и над Израилем и Палестиной, и над сирийским Дамаском. Поэтому Голанские высоты, как и Восточный Иерусалим, не оккупированы, а аннексированы Израилем, т.е. юридически включены в состав страны.

Израиль никогда не отдаст Палестине Восточный Иерусалим
Израиль никогда не отдаст Палестине Восточный Иерусалим

Кроме того, возвращение к границам 1967 г. означало бы эвакуацию израильских поселений на Западном берегу реки Иордан, в Восточном Иерусалиме и на Голанских высотах. В которых проживает более 700 тысяч человек.
Раньше израильские поселения на населённых палестинскими арабами территориях открыто называли военными, что и сегодня соответствует действительности, только называть эти вещи своими именами теперь неприлично. Поселенцы вооружены, и всегда готовы проводить военно-полицейские, а если нужно – и карательные операции против арабов. Без их присутствия на Западном берегу израильская армия и полиция были бы втянуты в непрерывную войну с повстанцами. Поселенцы в большинстве своём поддерживают крайне правые партии и агрессивно настроены по отношению к палестинцам. Что они время от времени и демонстрируют, за что, в частности, подвергаются санкциям со стороны США.
Таким образом, вопрос признания Палестины упирается в вопрос о границе. Который на данный момент решить невозможно. Кроме того, Израиль ни за что не согласится на создание вооружённых сил Палестины, и не откажется от возможности военно-полицейского контроля над палестинскими территориями.
Нападение ХАМАСа 7 октября сделало невозможным признание Израилем Палестины в качестве полноценного государства – с собственной армией и границами. Израильтяне, невзирая на все политические разногласия, едины в том, что признание независимости Палестины стало бы наградой ХАМАСу за то ужасное нападение. Израиль уверен, что вопрос статуса Палестины для него – это вопрос жизни и смерти, поэтому готов противостоять даже самому жёсткому давлению извне.
Скорее всего, со временем, под давлением ООН, США и ведущих государств мира, Израиль всё же согласится на признание независимой Палестины, что будет означать не более чем начало переговоров на эту тему. «Красные линии», за которые израильтяне не отступят даже перед угрозой тотальной войны и международной блокады – это сохранение Восточного Иерусалима и Голанских высот в составе Израиля, недопущение создания палестинской армии и право на военно-полицейский контроль над Палестиной. И тут возникает вопрос – смогут ли палестинцы остановиться перед этими «красными линиями».
В любом случае вопрос о независимой Палестине пока далёк от решения, а 7 октября сделало его гораздо более трудноразрешимым, чем раньше.