До сих пор нахожусь под впечатлением книги Николая Николаевича Никулина «Воспоминания о войне». Здесь я писал об этой книге. Впервые услышал такое мнение о пишущих про войну:
«Либо продажные писаки, выражавшие официальную точку зрения, согласно которой мы бодро побеждали, а злые фашисты тысячами падали, сраженные нашим метким огнем. Симонов, «честный писатель», что он видел? Его покатали на подводной лодке, разок он сходил в атаку с пехотой, разок — с разведчиками, поглядел на артподготовку — и вот уже он «все увидел» и «все испытал»! (Другие, правда, и этого не видели.) Писал с апломбом, и все это — прикрашенное вранье. А шолоховское «Они сражались за Родину» — просто агитка! О мелких шавках и говорить не приходится.»
Не знаю, что и сказать. Хотя, и возразить особо нечего. Участники страшных атак, воспоминаний почти не писали. Они плакали от тех воспоминаний. А вот замполиты, собкоры газет, не бывавшие на передовой, вот те писали и очень много писали. Писали так, как велела Коммунистическая партия, партийная совесть. Безусловно, были талантливые писатели – непосредственные участники боёв. Они тоже писали свою жестокую фронтовую правду. А потом эта фронтовая правда оказывалась на столе у цензора. Он так её причесывал и перекраивал, что колючая фронтовая правда превращалась в патриотично прилизанную фронтовую неправду, которая соответствовала требованиям тогдашней идеологии. Вот потому и не писали всей правды, всё равно вырежут.
Решил я прочесть роман великого (абсолютно без иронии) советского писателя Михаила Александровича Шолохова «Они сражались за Родину». Тем более, у меня есть восьмитомник произведений писателя. С большим удивлением обнаружил, что романа среди его произведений нет. Во многих книгах Шолохова были напечатаны лишь отдельные главы романа. Но почему, что за странности? Не без труда нашел весь роман «Они сражались за Родину». Прочел.
Даже боюсь писать, квасные патриоты закидают тапками. Роман небольшой, около двухсот страниц, не простой стиль изложения. А главное, роман... ни о чем. Т.е., от слова совсем. Какие-то бесконечные разговоры о Родине во время длинных маршей по летнему зною. Спросите любого современного солдата, участвовавшего летом в марш-броске. Зной, жажда, пыль, обязательно где-то что-то натирает, автомат и патроны тяжелеют раз в 10, раскалённая каска на голове. Какие разговоры, дойти бы! Разговоры о фрицах, о Родине во время рытья окопов в бетонной выжженной солнцем земле донских степей. Я помню рытьё окопов в армии. Земля была мягкая, но мы не разговаривали, сил на это уже не было. Вернее, разговаривал только командир роты, но он не копал. Как он нас мотивировал, любо-дорого было слушать! Ну и слушать, тоже сил не было.
Немецкие атаки, авианалёты описаны ярко, но общно. Особенно размыто описание наступающего врага. В результате тяжелых боёв бывали убитыми один, два, три человека. Так на самом деле не бывает. Батальонами клали, армии уходили в небытие. В романе атаки немцев отбивали и тут же сами отступали. Как-то всё это читалось и не верилось. Что-то тут из откровенного вранья. Но что? Отступление, похороны убитого лейтенанта, митинг, пламенные речи бойцов. Такое впечатление, что не Шолохов это писал. Ну, не мог он так тускло написать.
С первых страниц романа наткнулся на откровенную глупость.
«Николай Стрельцов проснулся. Жалобно скрипели оконные ставни. В трубе тонко скулил ветер. Погромыхивал плохо прибитый лист железа на крыше. Стрельцов долго лежал на спине, закинув руки за голову, бездумно глядя в сумеречную предрассветную синеву, вслушиваясь то в порывистые всплески ветра, бившегося о стену дома, то в ровное, по-детски тихое, дыхание спавшей жены. Сон не приходил. Стрельцов, поднялся, тихо ступая босыми ногами по скрипящим половицам, прошел к столу, зажег лампу, присел выкурить папироску. Из щелей между небрежно подогнанными половицами тянуло острым холодком. «Хорошо-то как! Еще прибавится влаги» - довольно подумал Стрельцов и сейчас же решил поехать утром в поле, осмотреть озимые колхоза «Путь к коммунизму», да кстати, заглянуть и на зябь.»
Вообще-то, деревенские мужики всегда были рукастыми. У них ничего не хлопало на крыше, и из под пола холодом не тянуло. Тем более, что в доме были дети. А здесь? Помните, в «Собачьем сердце» М.Булгакова, (здесь я писал об этой книге) профессор говорит, что разруха у людей начинается в головах. А тут Стрельцов главный агроном. Что же он сможет сделать в колхозе «Путь к коммунизму», если в своем доме порядок навести не может? Ну, да, ладно. Чего в жизни не бывает?! А может это скрытый намёк Шолохова на советское разгильдяйство?
Основное действие романа происходит во время трагедии летом 1942 года. Взятие Севастополя, разгром советских войск под Харьковом обернулись катастрофой для всего Юго-Западного и Южного фронтов. Немецкие войска перешли в решительное наступление. Разгромленные части Красной армии, неся колоссальные потери, отступали. Но в СССР не принято было говорить о катастрофическом положении Красной армии летом 1942 года. Замалчивались тяжелейшие потери. Почему? Потому что у советских полководцев не может быть поражений, они же советские полководцы.
Шолохов лишь один раз смог вставить в роман реплику о больших потерях Красной армии устами жительниц местных хуторов.
«А то ведь, мы, бабы, думаем, что вы опрометью бежите, не хотите отстаивать нас от врага, ну и про себя решили сообща так: какие от Дона бегут в тыл - ни куска хлеба, ни кружки молока не давать им. Пускай с голоду подыхают проклятые бегунцы. А какие с Дону идут на защиту нашу – кормить всех, что ни спросят. Так и делали. А про вас мы не знали, что это вы на Подъемском бились позавчера. Колхозницы нашего колхоза подвозили снаряды к Дону, вернулись оттуда и рассказывали: «Наших родненьких, - говорят, много побито было на той стороне Дона, но и немцев на бугре наклали, лежат как дрова в поленнице.»
Понятно, что люди всегда задавали и будут задавать один и тот же болезненный вопрос: как могло случиться, что немецкая армия оказалась сильнее нашей. Ведь мы не раз говорили что «от Москвы до британских морей Красная армия всех сильней». Официальная идеология ограничивалась стандартным объяснением о вероломном нападении фашисткой Германии. И требовала от писателей не провоцировать читателей на подобные вопросы. Но вопросы оставались у каждого советского человека. Шолохов очень аккуратно поднимает тему объяснения причин отступления.
«Они нас будут хлебом солью встречать? Говори спасибо, что хоть в глаза не плюют. Вот ты, не бодрячок, объясни мне. Почему немец сядет в какой-нибудь деревушке, и деревушка-то с чирей величиной, а выковыриваешь его оттуда с великим трудом. А мы иной раз города почти без боя сдаем, мелкой рысью уходим? Брать-то их нам же придется или дядя за нас возьмет? А происходит это потому, что воевать мы с тобой, мистер, еще не научились и злости настоящей в нас маловато. А вот когда научимся, да когда в бой будем идти так, чтобы от ярости пена на губах кипела, тогда и повернется немец задом на восток, понятно? Я, например, уже дошел до такого градуса злости, плюнь на меня – слюна будет шипеть, потому я бодрый я, потому и хвост держу трубой, что злой ужасно! А ты и хвост поджал в слезой облился: «Ах, полк наш разбили! Ах, армию разбили! Ах, прорвались немцы!» Прах его возьми, этого проклятого немца! Прорваться, он прорвался, но кто его отсюда выводить будет, когда мы соберемся с силами и ударим. Если уж сейчас отступаем и бьём, то при наступлении вдесятеро больное бить будем! Худо ли, хорошо ли, но мы отступаем, а им отступать не придется: не на чем будет! Как только повернутся задом на восток, ноги им повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили. Я так думаю, а тебе вот что скажу: при мне ты, пожалуйста, не плачь, все равно слез твоих утирать не буду, у меня руки за войну стали жесткие, - не ровен час еще поцарапаю тебя.»
И далее мы читаем очень тонкий намёк
«Лопахин ползком передвинулся к воде и долго тер влажным зернистым песком огрубелые подошвы ног, потом повернулся лицом к Николаю.
- Вспомнились мне, Коля слова покойного политрука Рузаева: эти слова будто бы один известный генерал сказал: «Если бы каждый красноармеец убил одного нема, война давно бы кончилась. Значит, мало мы их бьем, так, что ли?
Николаю наскучил разговор и он желчно ответил:
— Арифметика довольно примитивная. Если бы каждый наш генерал выиграл хотя бы по одному сражению, - война закончилась бы, пожалуй, ещё скорее.»
Почему генералы не выигрывают сражения, кто эти неумелые генералы? Кто виновен в наших поражениях?
С точки зрения идеологии 70-х роман выдержан идеально. Попытки заострить его какими-то семейными историями бойцов выглядят откровенно слабо. Заканчивается он на пафосно-патриотической ноте, с полковым знаменем. Чтение выдержек из романа можно было включать в политзанятия. О преступлениях товарища Сталина Шолохов пишет очень осторожно. Несколько раз он вычеркивал эту тему, но всё-таки оставил, но сильно её завуалировал.
Михаил Александрович Шолохов задумал написать целую эпопею о войне. Проследить путь героев от берегов Дона до Берлина. По шолоховскому выражению: «Туловище романа он написал ещё в годы войны». Дописывал роман в шестидесятые годы. Несмотря на высокое положение в писательской среде, цензура, к написанному Шолоховым, была неумолима. Многие части ему приходилось переписывать по нескольку раз, подстраиваясь под генеральную линию партии. Писать неправду Шолохову не хотелось. Написанная правда была, что называется, «непроходная». Неоднократно писатель жаловался на цензоров самому Генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу. Но это не помогало. Уже перед своей смертью М.И. Шолохов сжёг огромное количество листов рукописи романа «Они сражались за Родину». Оставшиеся главы романа скучны и не интересны. Роману грозило полное забвение, но случилось чудо.
В 1974 году народного артиста СССР, Героя Социалистического труда, кинорежиссёра Сергея Федоровича Бондарчука пригласили в министерство обороны СССР и попросили снять фильм по книге министра обороны, маршала СССР Андрея Антоновича Гречко «Битва за Кавказ». Как Бондарчуку удалось уклониться от этого предложения, история умалчивает. По одной из версий, режиссер не согласился снимать фильм из-за необходимости показывать роль Лаврентия Павловича Берии, как одного из руководителей обороны Кавказа. Обойти его в фильме было бы не честно, а показывать его партия не велела.
Надвигалось тридцатилетие Великой Победы и режиссер решил снять фильм по роману Шолохова «Они сражались за Родину». Для фильма были подобраны самые известные актёры советского кино:
- Василий Шукшин — рядовой Пётр Федотович Лопахин, бронебойщик, первый номер расчета ПТРД-41, бывший шахтёр (дублёр — Юрий Соловьёв) (озвучил Игорь Ефимов)
- Вячеслав Тихонов — рядовой Николай Стрельцов, бывший агроном
- Сергей Бондарчук — рядовой Иван Звягинцев, бывший комбайнёр
- Георгий Бурков — рядовой Александр Копытовский, бронебойщик, второй номер расчёта ПТРД-41
- Юрий Никулин — рядовой Некрасов
- Николай Губенко — лейтенант Голощёков
- Андрей Ростоцкий — ефрейтор Кочетыгов
- Евгений Самойлов — полковник Марченко
- Нонна Мордюкова — Наталья Степановна, жительница хутора
- Иннокентий Смоктуновский — врач-хирург
- Ирина Скобцева — полковой военврач 3-го ранга
- Татьяна Божок — санинструктор
- Лидия Федосеева-Шукшина — Гликерия (Глаша), заведующая молочной фермой (озвучила Наталья Гундарева); и другие известные актёры
Режиссер Сергей Бондарчук добивался максимальной реалистичности. Всё было продумано до мелочей. Местом съёмок выбрали окрестности станицы Клетской и хутора Мелологовского, у жителей которого выкупили дома и помогли с переездом — хутор должен был сгореть. Для фильма выстроили ещё три бутафорские деревни, переправу через Дон и дамбу, а местные пейзажи с сохранившимися со времен войны окопами и воронками от снарядов, каменистой землёй, меловыми холмами и пылью, усиливали реалистичность происходящего.
Пять тон тротила, десятки танков Т – 44, десятки самолётов L – 29. Достоверность съёмок поражает. Динамка боя, построение атакующих немецких подразделений, расположение окопов Красной армии всё было снято с пунктуальной точностью. И самое главное, режиссер смог показать невыносимые условия: жара, пыль, накатывающаяся безнадёга. Со всей жесткой правдой показаны простые русские мужики: комбайнеры, агрономы, шахтёры. Оставив свои дома и семьи ушли воевать. Действительно, сражаться за свою Родину. Показали недовольство оставшихся хуторян бегством, как они считали, своих солдат. «Взялись воевать, воюйте как следует!». Ярко показан подвиг совсем ещё девчонки-санинструктора, тащившего изо всех сил раненного бойца. На экране разворачивалась война во всех её ужасах. Показано так, что цепляет за душу.
У гениального советского режиссера получился гениальный советский фильм. И сейчас, он смотрится затаив дыхание. И сейчас его смотреть без комка в горле невозможно. Умели же снимать, ёлки зелёные! Почему же сейчас снимают военные сериалы, наполненные компьютерной графикой, голливудскими спецэффектами так бестолково и бездарно?
Спросите любого, как он относится к роману Шолохова «Они сражались за Родину»? И он вам, наверняка скажет, что роман гениален. Спросите его, читал ли он этот роман? Наверняка, он скажет, что роман не читал, но фильм потрясает. Это как раз тот редчайший случай, когда художественный фильм, снятый по роману, в сотни раз лучше, душевнее, захватывающе и ярче, чем сам роман. В этом и проявился талант советского режиссёра Сергея Бондарчука.
Меня часто спрашивают, буду ли читать советскую классику о войне? А зачем? Зачем читать идеологически вылизанные, в общем-то, неправдоподобные произведения? Это страшно, но советская идеология с её цензорами фактически украли у нас правду о той войне. Вместо неё нам подсовывали ложь. И как теперь распознать, а где правда, где прилизанная ложь? Кто-то же должен, в конце концов, взять на себя великий труд, - отделить зёрна от плевел. Закончу словами Н.Н. Никулина из его книги. «Воспоминание о войне», о которой я писал здесь:
«Всесторонний анализ того, что там скрыто, мне не под силу. Для этого нужен человек, обладающий абсолютным знанием фактов и мощным интеллектом, профессионал, а не любитель. Человек масштаба Солженицина, ибо война не менее, а, может быть, более сложна, чем ГУЛАГ.»
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал