Мои дети не зависают в гаджетах. Они пользуются ими исключительно для связи. А в свободное время читают книги, гуляют и слушают классическую музыку.
Так мне, наверное, хотелось бы начать эту статью. Но, увы, мои дети - самые обычные современные дети, и поэтому проблема гаджетов касается и нас тоже. А вот о том, насколько большой проблемой она является в нашей семье, я и хотела бы поговорить.
Вот в наше время!..
Как часто современные дети слышат от родителей эту фразу? Да практически ежедневно! Мы без конца сравниваем своё дворовое «бестелефонное» детство с их интернетно-кроватным, и сравнение это происходит отнюдь не в пользу последнего. Мы так любим вспоминать о том, как гуляли шумной гурьбой, строили шалаши, гоняли на велосипедах, бегали на ближайшее озеро. Но ведь мы жили в ДРУГОЕ время! Мы почему-то постоянно об этом забываем!
Я не спорю: озеро, шалаши и велики до сих пор актуальны, прекрасны и интересны, но современный мир вносит некоторые коррективы. Без гаджетов мы уже не сможем соответствовать требованиям времени, не сможем держать заданный ритм, хотя зачастую от этого всего возникает ощущение бессмысленной погони, как в строчках прекрасного поэта Евгения Евтушенко:
Проклятье века — это спешка,
и человек, стирая пот,
по жизни мечется, как пешка,
попав затравленно в цейтнот…
Но нравится нам это или нет, сегодня мы все завязаны на смартфонах (там работа, там хобби, там магазины…) И потому всем, кто тоскует по прошлому, хорошо бы понять то, что его никогда больше не будет и что у наших детей не будет ТОЧНО такого же детства, как у нас! И это не хорошо и не плохо - это просто факт, который нужно принять и с которым нужно учиться жить. А ещё, неплохо бы понимать, что технический прогресс на самом деле во многом помогает и нам, и нашим детям, и нашему с ними взаимодействию.
Добро или зло
Когда ребёнок буквально залипает в телефоне и практически не реагирует на окружающих, первое желание родителей - избавиться от источника зла, то бишь от телефона!
Но, как правило, вопрос это не решает. Потому что зло было заключено не в телефоне как таковом! И сам гаджет изначально задумывался не как источник зла, а как помощник.
Собственно говоря, обычно именно ради помощи он нормальными родителями дитю и приобретается. Я, например, очень рада, что мои старшие девочки, которые порой вынуждены на общественном транспорте добираться до спортивной секции в другой район нашего города, имеют возможность написать мне смс «мы на месте» или позвонить при возникших трудностях в пути. Кроме того, в крайнем случае, я могу посмотреть и их геопозицию. (К вопросу о тоске по прошлому- наши родители могли о современных технологиях только мечтать! Я росла в то время, когда Советский Союз с его «ключами под ковриком и бабой Машей на лавочке» уже распался. Мое детство пришлось на 90-е. Утром мы расставались с родителями и весь рабочий день они переживали, как я доберусь из школы до дома, потом до музыкалки, потом до танцев и обратно домой). Слава Богу, что сегодня есть телефоны и мы имеем возможность таким образом хоть немного обезопасить своих детей, когда мы не рядом.
Кроме того, я вижу множество плюсов от гаджетов и в другом: ребёнок самостоятельно может найти информацию по любой школьной теме (все доклады и проекты наша десятилетняя дочь давно делает сама, собирая информацию на разных сайтах, подбирая картинки и даже распечатывая их на карманном принтере). И для этого ей не нужно тратить полдня на поход в читальный зал и студию печати. А ещё - она может, например, учить параграф по окружающему миру или стихотворение по литературе в автобусе, пока едет на тренировку, и при этом не таскать с собой тяжёлый учебник вдовесок к огроменному спортивному рюкзаку.
Конечно, и своё свободное время она зачастую проводит с телефоном в руках. И не только она, но и наши средние дети (6 и 7 лет) способны «подтупливать» перед экраном неограниченное количество времени. Что же с этим делать и как бороться?
«Запретить нельзя помочь». Где поставить запятую?
Мое мнение - какими-то кардинальными запретами вопрос решить невозможно. Родители, считающие, что ИХ дети ЭТУ МУТЬ не смотрят, потому что они ввели родительский контроль/отобрали телефон/отключили интернет, слишком наивны. Смотрят! Просто родители об этом не знают. Нельзя полностью оградить детей от всех этих глупых клипов и игр, они всё равно найдут возможность в это погрузиться, тем более, что запретный плод, как всем известно, сладок.
Я считаю, основная задача родителей не запрещать, а вовремя предложить ребёнку альтернативу!
Это не значит, что необходимо 24/7 работать аниматором для собственных детей. Это невозможно ни физически, ни морально. Но нужно изначально, практически с пелёнок, создавать условия для благоприятного развития детей. Та обстановка, в которой они растут, и формирует их сознание на самом деле. Музыка, которую слушают родители в машине; фильмы, которые смотрят дома; книги, которые читают взрослые сами и которые читают детям; места, которые посещают семьей - всё это должно быть прочным фундаментом для развития ребёнка с ранних лет.
Если родители сами смотрят и слушают низкосортную чепуху, не читают хороших книг, а отпуск проводят, не вставая с шезлонга, в режиме «всё включено», то, безусловно, гаджет в руках их ребёнка лишь усугубит ситуацию.
Держи меня, соломинка
Если ребёнок проводит круглые сутки в телефоне и ничего не хочет - проблема тут не в смартфоне, а в том, что гаджет с глупыми клипами и играми у ребёнка появился, видимо, раньше, чем он успел обрести какие-то истинные интересы в жизни (что неудивительно, ведь современные родители зачастую вручают телефоны и планшеты даже годовалому малышу - лишь бы не плакал и не отвлекал их от «настоящей жизни»). Естественно, теперь, когда ему 7 или 12 лет, он не знает, чем, кроме смартфона, заполнять своё время, свободное от скучной учебы. Если к тому же, и родители всё так же заняты своими делами и не желают их откладывать ради совместной прогулки или игры в «морской бой», то картина вырисовывается совсем печальная. И чем дальше, тем труднее вытаскивать ребёнка из бездны интернетной ерунды.
Но совершенно необязательно с пелёнок таскать ребёнка по разным кружкам и развивашкам и напичкивать день школьника кучей секций различной направленности, сводя его с ума. Просто нужно с малых лет помочь ему обрести ту соломинку, за которую он всегда сможет зацепиться в мире информационного мусора. Для моих старших детей этой соломинкой, безусловно, является спорт. Кроме того, что они ежедневно 3-4 часа проводят на тренировках, они и в свободное время постоянно играют в гимнастику, стараются научиться новым элементам, придумывают танцы.
Средняя дочь (ей 6) тоже занимается спортом, но ее так же сильно привлекают книги - она с удовольствием сама читает и учит наизусть сказки Пушкина, например.
Но соломинкой может быть и не обязательно какое-то хобби или занятие на профессиональном уровне. Детям зачастую всего-навсего нужны РОДИТЕЛИ. И простое ОБЩЕНИЕ с ними. Разговоры, игры, шутки, прогулки.
Все наши дети (кроме младших: которым 10 месяцев и почти 3 года) пользуются телефонами и компьютерами и порой зависают в них часами, но стоит им предложить семейную игру, они бросят гаджет, не задумываясь, и не вернутся к нему долгое время.
Вообще бОльшая часть детей не настолько сильно привязана к телефонам и компьютерам, чтобы ради них отказаться от живого общения с родителями. Они всегда жаждут его. Они готовы впитывать всё, что в них желают вложить мама и папа. Просто родители редко предлагают это общение. Или предлагают его слишком поздно, когда сознание их ребёнка вместо Пушкина, Сурикова и Чайковского, вместо спорта, науки и труда, вместо шалашей, озёр и велосипедов уже успели сформировать певцы-самозванцы, недалёкие блоггеры, глупые гифки и мемы…
Да, в подростковом возрасте для большинства современных детей кумирами зачастую становятся именно низкопробные интернет-деятели. Но это просто особенность возраста: дети ищут себя или таким образом выражают некий протест. А вот то, на что они будут ориентироваться во взрослой жизни и кто станет их истинным примером, зависит от того, что было в них заложено родителями в раннем детстве и что, несмотря на их возрастную «ершистость», ненавязчиво и мудро продолжало закладываться в них родителями в период юности!
Если этот фундамент прочен и непоколебим, никакая «муть из интернета» не сможет нарушить вектор нормального развития и, словно атавизм, сама со временем отпадёт в процессе взросления ребёнка.