Найти тему
"Ваша газета"

Нижнекамский вернисаж. Ода детству, ода музе

С возрастом многие всё чаще вспоминают годы детства. И хотя они у нынешнего взрослого поколения не всегда были сытыми и солнечными, на память приходят чаще дни и события, согревающие душу теплом. Вот и член Союза художников Татарстана Михаил БОРИСОВ, чья персональная выставка «Моей музе посвящаю» открылась 3 мая в музее А. Фатхутдинова, на многих полотнах изобразил картины своего детства, прошедшего на Каме и её живописных берегах.

Об этом говорят полотна «Лето в деревне», «Чистопольский порт», «Погрузка леса на Сокольском рейде», «На Красном Ключе», «На вечерней заре», «Луга Закамья», «Вольный ветер», «Река детства моего». Особенно привлекают внимание две последние картины. На первой трое детишек горячо обсуждают, наверное, то, откуда берёт начало Кама и куда она стремится. На втором полотне уже подростки, соорудив плот, намерились отправиться по могучей реке в далёкие страны. Среди персонажей полотен художник, конечно же, изобразил и себя. А угадать, который из них он, Михаил Дмитриевич предоставил это зрителям.

Тема реки также представлена на полотнах «На вечерней заре», «Восход», «Лёгкое дыхание реки». На картинах «Рыбаки ловили рыбу», «Рыбачок» - зимняя рыбалка. Автор особенно потрудился над изображением рыбачка - сумел точно передать и экипировку, и позу мальчика, и его лицо - внимательное, напряжённое в ожидании клёва.

На персональных выставках художники любят преподносить сюрпризы. Приготовил такой подарок и Михаил Дмитриевич, представив на суд зрителей полотна на историческую тему - портрет Отто Бисмарка, «Покаяние» и картину «Ясак». Бисмарк - немецкий государственный и политический деятель, объединивший мелкие герцогства в единую Германию и ставший первым канцлером. Под портретом художник написал несколько крылатых изречений Бисмарка относительно русских: «Не воюйте с русскими» (!), «Русские всегда приходят за своими деньгами», «Русские долго запрягают, но быстро ездят».

«Покаяние» - это портрет лже-императора Петра Третьего - Емельяна Пугачёва, уже арестованного, сидящего в тюрьме со свечкой в руках. На крупном лице бунтовщика - раздумья о прошлой своей жизни: правильный ли был выбран путь, когда и где была допущена ошибка, как случилось, что соратники в итоге оказались трусами и предателями? Оба портрета вызывают доверие. На третьем полотне изображена сцена из истории Руси, где баскак, представитель хана, занимается сбором податей. Вместе с мехами, животными, другими ценностями были доставлены и… женщины.

Кроме вышеназванных, впечатляют и такие работы, как «Вернулся солдат с фронта», «Берлога», «Лесной родник», «Дуб-патриарх», пейзажи, натюрморты.

Свою выставку Михаил Дмитриевич назвал «Моей музе посвящаю». Муза художника - супруга Людмила Александровна. Она пришла на выставку одной из первых. Остановилась около своего портрета «Людмила», на котором муж изобразил её пятнадцатилетнюю. На просьбу рассказать о том, где и как они познакомились, Людмила Александровна охотно согласилась.

- Прежде чем серьёзно взяться за кисть, Михаил Дмитриевич поработал на сплаве, потом бетонщиком на стройке - готовил фундаменты под ЦГФУ. И где бы ни трудился, всегда рисовал. Мы познакомились в ГПТУ-44, куда оба поступили в 1964 году. Он учился на слесаря по ремонту технологического оборудования, я решила стать аппаратчицей. Меня выбрали старостой группы. Кроме многих обязанностей, я ещё отвечала за выпуск стенной газеты. Узнала, что он умеет рисовать, решила немножко поэксплуатировать. К этому времени он начал оказывать мне всяческое внимание и однажды пригласил в кино. Я ответила, что пойду, если он оформит газету. Так мы начали дружить, симпатичный парень оказался хорошим, порядочным человеком. После училища я работала по специальности на заводе СКИ-3 №1, а он трудился в ремонтно-механическом цехе химкомбината, где его часто привлекали к оформлению интерьеров. Позже работал художником-оформителем в ДСК, транспортных и строительных организациях.

Супруги в мире и согласии живут уже 56 лет. В лице красавицы-жены художник нашёл преданного зрителя и умного ценителя своих работ: она всегда подскажет, найдёт слово одобрения, чтобы поднять настроение.

Ещё лет восемь назад М. Борисов скромно называл себя самоучкой, но на открытии выставки и директор городского музея Лилия Гатауллина, и художники Владимир Кондратенко, Марат Афлятунов, и другие подтверждали высокое мастерство Михаила Дмитриевича.

- Все его работы - результат долгих размышлений от желания до исполнения, поэтому они притягивают, заставляют задуматься, запоминаются, - поделился впечатлением Марат Афлятунов.

Газимзян САБИРОВ.