Найти в Дзене
Readovka.news

Аналогии есть: финансист, навсегда изменивший армию

История преобразовавшего Минобороны США экономиста Макнамары дает России надежду.

Обращаясь к истории холодной войны, можно найти почти любую аналогию. Сегодня немного о том, как математика и анализ расходов станут обычными инструментами для Министерства обороны. Поэтому предложение Андрея Рэмовича Белоусова в качестве кандидатуры на пост министра обороны от Владимира Путина вполне укладывается в попытки придать нашим Вооруженным силам такой же запас прочности и устойчивости, какой существует у финансовой системы России, которую не сломили западные санкции. Какие аналогии мы можем увидеть в исторических процессах? Конечно, Роберт Макнамара.

Впервые Роберт Макнамара, успешный бизнесмен и преподаватель, оказался в армии США, в рядах ее Вооруженных сил, в 1943 году в группе Статистического контроля, и его таланты использовали для анализа и улучшения работы бомбардировщиков B-29, в частности, статистического анализа результатов налетов на Японию и логистики снабжения этих самолетов.

-2

Макнамара

Макнамара окончил службу в 1946 в звании подполковника, отмеченный государственными наградами. Корпорация Ford, которая после Второй мировой начала терять вместе с крупными госзаказами и деньги, наняла группу офицеров Статистического контроля, и Макнамара был одним из них. Эти ребята, получившие прозвище «Юные умники», добились решительного успеха, используя передовые методы построения математических моделей, прогнозов и прочих инструментов «научного менеджмента». Макнамара провел в Ford 15 лет, и это были не самые плохие годы корпорации. При этом он стал вторым президентом компании, не происходившим из самого семейства основателей. Макнамара попал в Министерство обороны по приглашению президента Кеннеди, чтобы навести там порядок и избавиться от бюрократии и бумажной волокиты. Американский лидер искал себе успешного промышленника, чтобы тот наладил дела, пользуясь логикой и рациональностью.

Макнамара привлек придворную корпорацию Министерства обороны США RAND – он же «садок юных гениев» – и с ними военные впервые начали применять экономические и математические модели для наведения порядка в силовых ведомствах. Тот уровень военной бюрократии и бумажной переписки, которым оказались недовольны в правительстве, привел к использованию модели Планирования, Программирования, Бюджетирования и Исполнения. Впервые начали исходить не из требований на старте программы, а из того, что должно получиться в конце работ – запрашиваемого результата. Решения, которые использовались для успеха огромной финансовой корпорации, стали применяться и в военной сфере. Люди под управлением Макнамары начинали сомневаться в имеющихся средствах войны, стали предлагать альтернативы. Практически впервые военным задавали вопросы про их оружие, исходя из параметров расходов и эффективности.

Можно отметить, что по предоставляемым данным производились научные расчеты, моделировались ситуации и выдавались результаты. Это было что-то новое. Причем расчеты делали люди, не связанные со сферой обороны. Получалось, что военным стали поступать неудобные вопросы по планированию бюджета, и им пришлось считать расходы и контролировать процесс до получения внятного результата. Да, конечно, случались ошибки, но гораздо лучше относиться к подобным задачам с подхода управляющего компанией, с которого потребуют результат, чем с точки зрения американского военного: «Само рассосется, а там и пенсия скоро». Тем более именно при Кеннеди и Макнамаре обычные войска достигли своего пика, потому что последний верил в числа и видел отставание Америки от СССР в военной мощи, разворачиваемой на обычном поле боя.

-3

Макнамара с Кеннеди

При этом Макнамара считал своим долгом выполнение задач главы государства, и его штаб отмечал, что «работая в непосредственной близости от президента, мы лучше понимали его желания и цели, к которым мы должны были двигаться». Конечно, в течение своей карьеры Роберт Макнамара ошибался. Но в целом историю Министерства обороны США действительно можно делить на два этапа – до Макнамары и после.

Как вы видите, исторические аналогии вполне способствуют надежде на успех в модернизации наших Вооруженных сил. Тем более сейчас тот период, когда потребность в этой модернизации крайне велика, а бюрократизация и бесцельный документооборот должны исчезнуть. Необходим импульс, который позволит добиваться больших успехов меньшей ценой. Поэтому стоит дать время Белоусову и посмотреть, что получится.