Жизнь Андрея Ильича была сложной, запутанной и никчёмной. Вроде умер человек, а слова доброго о нем никто не скажет, и доброго поступка никто не вспомнит.
- Жил – небо коптил. – сказал его сосед на поминках.
Дети? Точно никто сказать не может сколько их. Хоронили его трое, которых родила последняя жена. А может и не последняя. Когда он женился на Антонине, она и не представляла, что у него уже было две жены и дети есть. Ему на тот момент было всего двадцать пять, а Тоне девятнадцать. В свои молодые годы он успел и с детьми и с разводами. Только вот паспорт был чист, поэтому и узнала Тоня обо всём поздно.
После свадьбы все было хорошо, дочь Люда родилась, потом Люба, и сын Александр. И вот тут Андрей показал всю свою сущность. Стал пить и бить молодую жену. Антонина терпеть его не стала, выставила вещи за дверь и подала на развод, алименты. Жили в её доме. Успокоился, просился обратно, но не простила. Она уже знала о детях от предыдущих браков. Уехал. Детям на тот момент было пять, три и год. Об алиментах можно было и не вспоминать. Было очень тяжело, но дети выросли неплохими, выучились и остались в родной деревне. У всех семьи и дети.
Где был отец, как жил и чем занимался совершенно неизвестно.
Это было вступление, без которого дальнейшая история была бы не полной.
Через сорок с лишним лет на горизонте появился Андрей Ильич. Больной, после множества операций, без ноги, и без пальцев на одной руке. Болезни можно было перечислять долго, но все они возникли по его вине. Образ жизни, алкоголь... Вспомнил о детях, о бывшей жене. Никому не сообщил о приезде, просто появился и всё.
- А чего, Антонина, замуж ты не вышла? Значит любила меня. – сказал он, когда появился на пороге её дома. – Вот он я. Надо бы вместе доживать.
- Доживай с другими жёнами. Мне и одной хорошо. У меня больше не появляйся.
Женщина захлопнула перед его носом дверь и занялась своими делами.
- Вот ещё! Доживать! Нашёл дуру! – громко разговаривала она сама с собой.
Она не заметила, как пришёл сын, и всё говорила.
- Мама, всё хорошо? Ты о чём?
- Отец твой вернулся.
- Так нет у меня отца. Не было и не будет.
- Только от меня вышел.
- Значит это он был. У калитки встретились. К Людке пошёл. Спрашивал где живёт. А я и не понял.
К большому удивлению всей родни Людмила оставила отца у себя. Мать обиделась, брат и сестра просто игнорировали своего предка.
Прожил он недолго. Образ жизни и болезни сделали своё дело. Отца похоронили, сделали всё как и полагается в таких случаях. Остальную его родню, раскиданную по стране, найти не смогли. Просто не знали ничего.
В семье снова наступил мир. Ссор больше не вспоминали, да и об отце, можно сказать, забыли.
Прошло два года. Александр ждал первого внука. Беременная дочь приехала к родителям в отпуск. Заметив округлившийся живот племянницы Людмила остановила её на улице.
- Кого ждём?
- Сына.
- Это очень хорошо. В нашей семье и так много женщин. Имя придумали? Нет? Надо назвать Андреем, в честь деда. Это первый ребёнок в нашей семье после его смерти.
- Мы сами решим.
- Лучше прислушайся к моему совету. Я твоя крёстная. И для него хочу быть крестной.
- Мы об этом ещё не думали.
- Пора бы. Для Андрея крёстной буду я! Андрей! Запомни! Только Андрей!
Об этом разговоре узнала Антонина, прабабушка будущего внука.
- Даже не думайте об этом имени. – сказала она. – Нечего слушать тётку. Придумает! Пусть своих внуков называет так, если дети позволят.
- Вроде хорошее имя. Она хочет быть его крестной.
- Нет! Я сказала нет! Как угодно, Иван, Афанасий, Ян, Богдан, но не Андрей. Не в честь прадеда. Он и дедом никогда не был, отцом не был.
- Бабуля, успокойся. Не будет Андрея. Ты первая узнаешь его имя. Но и не Афанасий. Богдан тебе нравится?
- Не знаю. Но лучше, чем этот.
В семье все знали историю жизни Антонины, от внуков не скрывали ничего. Ругаться с дочерью по поводу имени Антонина не хотела, и поэтому ничего не сказала.
Родился Богдан. Почему-то именно это имя понравилось родителям.
Людмила узнала, что племянница её не послушала. Сначала ничего не сказала. Всё началось, когда молодые родители приехали в отпуск. Людмила устроила скандал прямо в доме матери.
- Почему?
- Это наш выбор.
- А старших слушать тебя не учили?
- Учили.
- Людмила. – вмешалась Антонина. – Ты какое право имеешь ей указывать. Это я сказала, что так называть нельзя! Если бы он прожил хорошую жизнь, а то...
- А ты откуда знаешь про его жизнь?
- Не кричи. Я знаю про свою. Не такую он жизнь прожил, чтобы в его честь правнуков называть. Своих называй, а тут ты не указ.
- И назову! Скоро у меня будет внук.
Но не повезло Людмиле с внуком. Родилась внучка, потом ещё одна. Андрея в семье так и не появилось.
Через два года племянница снова родила мальчика. На этот раз его назвали Матвей.
- Какие вы настырные! – сказала Людмила вместо поздравления.
Людмила очень сильно обиделась на племянницу. Крёстной её детям не стала, да они и сами не хотели. И на мать обижается, но ничего ей не говорит.
Историей поделилась знакомая. В рассказе она племянница Людмилы. Имена изменены.