Найти тему
6,9K подписчиков

На изломе. Глава 18. Два дня ранее… ч. 2

608 прочитали
Проводив взглядами хозяина, мужчины некоторое время молча смотрели друг на друга. - На чём я остановился? – Озаботился Маркелов, и тут же махнул рукой. – Впрочем, неважно.

Проводив взглядами хозяина, мужчины некоторое время молча смотрели друг на друга.

- На чём я остановился? – Озаботился Маркелов, и тут же махнул рукой. – Впрочем, неважно. Откровенность не всегда должна быть последовательна.

- Вы остановились на взаимоотношениях Председателя и генсека. – Кулак с готовностью пришёл на помощь генералу, и добавил, как бы советуясь. – Наверно, не стоит тратить на них время. В конторе все заметили, что шеф становится вспыльчив и раздражителен после поездок в Кремль.

Иван Алексеевич согласился:

- Не будем. – Задумчиво повертев в руках очки, продолжил ровным голосом. - Я говорил о том, что механизмы управления государством начали сбоить. Ставка на однопартийную систему завела страну в политический и экономический тупик. Не думаю, что эта система порочна изначально. В конце концов, китайцы смогли выйти из кризиса, сохранив монополию партии на власть и коммунизм как государственную идеологию. А ведь Дэн Сяопину на тот момент стукнуло семьдесят четыре года, и он на два года старше Брежнева. Ну, это я так. К слову пришлось. На мой взгляд, только не смейся, Фёдор Иваныч, наша беда в том, что лидер страны, придя к власти путём интриг и каких-то соглашений между внутрипартийными группировками, сразу становится идолом. Он реально начинает ощущать свою исключительность и непогрешимость. Для него первоочередной задачей становится расстановка своих людей на ключевые посты, а потом он может смело приступать к воплощению в жизнь той линии, которую считает единственно правильной. Я уверен, что ноги волюнтаризма Никиты Сергеевича выросли именно из этого места. Сейчас можно с юмором вспоминать его экономические и организационные эксперименты, но кое-какие достижения у Хрущёва безусловно были. Старался ли он ради народа? Думаю, что вряд ли. Скорее всего, Никита упивался безграничной властью. После смерти Сталина и победы над Берией он избавился от страха и уверовал в собственную непогрешимость. Люди для него были лишь материалом для экспериментов. Передача земель РСФСР союзным республикам - всего лишь формальность, но, согласись, Иваныч, здесь сильно отдаёт крепостным правом. Дескать, дарую на веки вечные, деревеньки вместе с людишками по своей царской воле. Ну, а жестокое подавление волнений рабочих в Новочеркасске вовсе противоречит лозунгу о стране победившего пролетариата.

Генерал вдруг замолчал, откинулся на спинку лавочки и, побарабанив пальцами по столу, снова навалился грудью на край:

- Знаешь, почему я хожу вокруг да около? Потому что боюсь приступить к главному. Вот и тяну время. – Заметив, что полковник снова готов вступить в разговор, привычно отмахнулся. – Брось, Фёдор Иванович. Не стоит меня успокаивать. Я стал чересчур осторожным. Словно стою перед невидимой чертой между прошлым и будущем.

Кулак всё-таки решился перебить начальника:

- Иван Алексеевич. Если вы считаете, что я …

Маркелов не дал договорить подчинённому:

- Речь не о тебе. Вернее, не о нас с тобой. Как ни крути, а мы лишь шестерёнки огромного государственного механизма. И в этом нет ничего зазорного. Кто-кто должен исполнять роль «шестерёнок», а кто-то должен управлять государственной машиной. И вот здесь возникает вопрос, Иваныч. А кто этот «кто-то», кто нами управляет? Сразу оговорюсь: я подразумеваю некую группу лиц, а не кукловода-одиночку.

Полковник не выдержал:

- Эдак мы с вами до масонского заговора договоримся, Иван Алексеевич. Даже как-то несерьёзно с вашей стороны получается.

- «Несерьёзно»? – Взгляд генерала стал жёстче, а уголки рта сложились в едкую усмешку. – Вот скажи мне тогда, полковник, почему Юрий Владимирович, возглавив Комитет, не поддержал в шестьдесят седьмом реформы Косыгина? А между тем положительные результаты экономических начинаний Алексея Николаевича были налицо. Опыта государственного управления не хватило? Так ведь Андропов не с улицы во власть пришёл. С конца войны в этой самой власти вертелся. Конечно, история не знает сослагательного наклонения. Но, думается мне, поддержи тогда он Косыгина, страна сейчас бы жила совсем по-другому. Зачем Юрий Владимирович буквально за уши вытянул из Ставрополья Горбачёва, человека весьма посредственных способностей, вся заслуга которого в том, что умеет вовремя поддакнуть начальству? И сделал Андропов это по-тихому, через Суслова и Громыко. Якобы сам не при делах. Более того, он ведь и Леониду Ильичу своего протеже сумел представить, когда тот в семьдесят восьмом на поезде в Баку ехал. И опять же осторожно, при свидетеле, коим тогда Черненко оказался. Не правда ли символично? Целых четыре генсека в одном вагоне сошлись. Почему Андропов так упорно двигал Горбачёва на самый верх, оставаясь в стороне? Не хотел, чтобы имя будущего лидера было хоть как-то связано с Комитетом? Тогда зачем он в конце шестидесятых рассматривал его кандидатуру на должность своего заместителя? Честное слово, голова кругом идёт от этих «зачем» и «почему».

Полковник едва заметно пожал плечами:

- Не вижу здесь влияния «потусторонних» сил, Иван Алексеевич. Уж простите за невольный сарказм. Обычные придворные интриги и не более того. Приглянулся ему молодой Горбачёв, вот и решил помочь в карьере.

Маркелов исподлобья взглянул на собеседника:

- Интриги, говоришь? Согласен. Только эти интриги совсем не придворного характера. Суди сам, Фёдор Иванович. Что общего между смертями Брежнева, Андропова и Черненко? Скажешь, возраст? Это первое, что приходит в голову любому здравомыслящему, но не посвящённому человеку. Но мы-то с тобой знаем, что ко всем этим событиям имеет прямое отношение профессор Евгений Иванович Чазов. Их лечащий врач. Совпадение? Может быть. Только почему нам не разрешили проверить его зарубежных коллег, с которыми он консультировался по поводу болезней генсеков на связи со спецслужбами? Я понимаю, глупо подозревать кремлёвского эскулапа в убийствах, но, как ни крути, а три случая — это уже система. Сегодня доктор в интервью весьма осторожно и вскользь намекает на некие преследования со стороны Комитета, хотя знает, что никакого преследования не было и нет. Ладно. Сейчас модно выдавать себя за пострадавшего. Авось пригодиться. Да и не о нём речь. Версия о том, что Андропов продвигал во власть Горбачёва по чьей-то указке, объясняет многое. В том числе и его смерть. Тут классика: мавр сделал своё дело, мавр может спать спокойно. Из логики вроде бы выпадает нелепейшее назначение на пост генсека Черненко. Но это только на первый взгляд. Фигура дряхлого лидера должна была окончательно убедить народ, что страной руководят выжившие из ума старцы. А в остальном стратегический замысел понятен. Хрущёв на волне борьбы с культом личности Сталина лишает Комитет возможности контролировать деятельность первых лиц государства и затевает реформы под лозунгом «Догнать и перегнать супостата». Где-то прокололся, где-то переборщил, перестал считаться с мнением своих же ставленников и в конце концов был снят с должности. Заметь, Фёдор Иваныч: как только Никита Сергеевич стал пенсионером союзного значения, он сразу засел за мемуары, в которых поливал грязью не только своих соратников, но и политическое устройство советского общества. Это к слову о его приверженности идеям марксизма-ленинизма и человеческой порядочности.

Генерал вдруг замолчал и на пару минут погрузился в раздумья, словно позабыв о собеседнике. Полковник хотел было напомнить о своём присутствии деликатным покашливанием, но Иван Алексеевич неожиданно встрепенулся и продолжил без видимой связи с предыдущим:

- Наша система создана так, что без сильного лидера существовать долго не сможет. Просто начнёт пожирать себя изнутри. Но перед тем как окончательно рухнуть, она раздавит любого, кто осмелится выступить против её самоуничтожения. Парадокс? Ни в коем случае. Представь себе на минуточку, что я открыто выступлю на каком-нибудь партийном форуме с критикой. Меня либо тихо сольют на пенсию, либо упекут в психушку, обвинив в нарушении партийной дисциплины и в прочих смертных грехах. Люди, приведшие к власти Горбачёва, преследуют цель не просто лишить Союз статуса сверхдержавы, а столкнуть его в разряд третьесортных, ничего не решающих образований. Я уверен, что Чебриков только прикрылся именем генерального, когда, по сути, санкционировал разработку Ельцина. На самом деле председатель решил найти подходы к московскому секретарю, чтобы определиться с дальнейшими действиями. Рискованно? Ничуть. Виктор Михайлович при любых раскладах останется в стороне. Дескать, давал команду собрать материалы на фонд господина Сороса, чтобы после анализа представить доклад на рассмотрение Политбюро. А в отношении Бориса Николаевича распоряжений не было. Каким боком вдруг Сорос и первый секретарь столичного горкома? Короче говоря, Чебриков в случае провала сыграет на очевидных противоречиях. Как говорится, слово к делу не пришьёшь. Пожурят и отстанут. Если до этого не сместят. Напомни-ка, Фёдор Иванович, кто у тебя занимается семейством Коробовых?

Кулак неожиданно смешался:

- Капитан Трунов. Только он сейчас в командировке, товарищ генерал.

Маркелов недовольно нахмурился:

- Отзывай немедленно. Пусть занимается вплотную. И не забудь обеспечить парню всестороннюю поддержку. Думаю его стоит авансом представить ко внеочередному званию. Дай команду, чтобы подготовили документы. Завтра же подпишу. И ещё. То, что Председатель исключил участие Коробова-отца, считай, ничего не значит. В случае необходимости принимайте меры, чтобы вернуть его в игру.

Гл. 18.1. https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/na-izlome-glava-18-dva-dnia-ranee-ch-1-6641df6c68aabe399c3f04b4

Начало. https://dzen.ru/media/id/5ec8dc26b0fd9d46fdb0f971/na-izlome-glava-1-cheta-korobovyh-ch-1-6600728a8e20885efd58e07f

Повести и рассказы «афганского» цикла Николая Шамрина, а также обе книги романа «Баловень» опубликованы на портале «Литрес.ру» https://www.litres.ru/