Настолько много течений существует в искусстве, что угнаться за всем не просто. Для этой статьи я решила взять авангардистов движение, отличное от других своей необычностью, и совсем мало популярное. Имя ему - Дадаизм.
Дадаизм или дада — авангардистское нигилистическое движение, распространенное в основном в литературе и живописи. Зародилось оно в Швейцарии во время Первой мировой войны и просуществовало всего несколько лет, с 1916-го по 1922-й год. После этого французский дадаизм слился с сюрреализмом, а немецкий — с экспрессионизмом.
Этот стиль возник как реакция на ужасы войны, бессмысленность уничтожения человеческих жизней. Главными причинами всех вооруженных конфликтов дадаисты считали рационализм и логику, поэтому фундаментальными ценностями их художественного движения стали цинизм, отсутствие эстетики, отрицание стандартов, иррациональность и разочарованность.
Двойное согласие, привычное для русского уха, — только один из источников происхождения термина «дада». Согласно одной из легенд, он появился благодаря австрийскому писателю Рихарду Хюльзенбеку, который произвольно воткнул нож в словарь, и слово, в которое попало острие («dada» — французское просторечное выражение, обозначающее игрушечную лошадку-качалку), стало названием для нового творческого течения.
Вероятно, это слово было выбрано именно благодаря своей универсальности: то, что оно имело разные значения, а может наоборот вообще не имело, в разных языках, отражало интернациональность всего движения дадаистов.
Интересно, что представители дадаизма были настолько против каких бы то ни было проявлений буржуазной культуры, что даже сами себе они не особенно нравились. «Дада — это анти-дада», — кричали они. То, что группа была создана в Кабаре «Вольтер» в Цюрихе, имело особое значение. Это заведение было названо в честь сатирика XVIII века, который в своем знаменитом произведении «Кандид» высмеивал глупость современного ему общества. Как писал один из основателей и кабаре, и дадаизма Хуго Балль, «дадаизм — это Кандид нашего времени».
Однако есть те, о ком, кажется, совершенно забывают в русле обсуждения этого фанатично-абсурдного искусства: русские. Балль писал, что выбрал наименование «дада», потому что оно отражает бессмысленные ценности, которые он поддерживал. «По-французски „дада“ это „лошадка-качалка“, — объяснял он. По-немецки это значит „до свидания“, „отвали от меня“, „увидимся как-нибудь“. Но самое базовое определение можно найти в русском языке: да, да!»
Создается впечатление, что дадаизм — направление по своему характеру исконно русское. В нем присутствует радикальный критицизм, центральной является установка на «ничто», а эстетические импликации так близки идее беспредметности. В дадаизме, как и во многих проявлениях русского авангарда, подвергаются сомнениям стратегии, условия формирования и применения литературного и художественного языка, смысла, как на парадигматическом, так и на синтагматическом уровне.