Найти в Дзене
KUPIKOD

Counter-Strike — 25 лет: жива ли легенда 1.6 четверть века спустя?

Оглавление

В этом году легендарная игра Counter-Strike 1.6 отмечает две важные даты. 19 июня 1999 года вышла первая публичная версия мода, а 22 июля 2004-го — финальное балансное обновление теперь уже официальной игры. Получается, что в 2024-м игра в целом отметит своё 25-летие, а версия 1.6 празднует 20 лет со дня выхода последнего патча.

Эти цифры ударили меня по голове, заставив задуматься: как это всё еще живет и дышит? В начале века Counter-Strike была передовой, устанавливала стандарты жанра, задавала темп. Но прошло столько лет — неужели проект не устарел и кто-то ещё продолжает играть в эту допотопную классику? Так что я решил начать всё с чистого листа и установил игру. Давайте вместе вернёмся в прошлое из будущего и посмотрим, как обстоят дела в Counter-Strike 1.6 в 2024 году.

Я долго не играл в CS 1.6

Признаюсь честно, последний раз я играл в Counter-Strike 1.6 лет пятнадцать назад, если не больше. Помню лишь обрывки воспоминаний — визуальный стиль, нестареющую классику de_dust2 и вечные баталии на ней. Но большая часть ощущений, нюансов и особенностей игры постепенно стёрлись из памяти.

Поэтому для меня это было почти как играть заново. Знакомая атмосфера, но совершенно новый, непривычный опыт. Будем посмотреть?

UI в игре: хорошо и плохо одновременно

В этом плане у игры, с одной стороны, всё хорошо, а с другой — крайне грустно. Хорошо, что, как ни странно, Counter-Strike 1.6 поддерживает широкоформатные разрешения, а интерфейс в меню не выглядит слишком мелким. Это было приятным сюрпризом, учитывая возраст игры.

Но вот что касается интерфейса во время боя, то тут всё печально. Иконки выглядят крошечными, а меню закупки оружия выполнено на основе цифровых команд. Да, это канонично для CS 1.6, но, чёрт возьми, как же это неудобно на фоне радиального меню более современных частей серии!

-2

Я постоянно путался в цифрах, пытаясь быстро купить необходимое снаряжение, и чувствовал себя полным чайником. Как же я раньше справлялся с этим? Видимо, молодость и привычка делали своё дело...

Онлайн в CS 1.6 всё еще жив

Поразительно, но онлайн в CS 1.6 по-прежнему жив и процветает! Об этом красноречиво свидетельствуют почти две с половиной тысячи серверов, почти треть из которых — полная. Это невероятно, если учесть, что игре уже четверть века!

-3

Занятные наблюдения: во-первых, большинство в этой игре играет «16 на 16», хотя сервера «5 на 5» тоже представлены. Во-вторых, самая популярная карта с огромным отрывом (более 80% серверов) — вариации de_dust 2. Второе место — de_inferno, а всё остальное плетётся в хвосте. И, в-третьих, около половины серверов играет не классические ныне «бомбу» или заложника, а старый, как сами видеоигры Deathmatch.

Атмосфера на серверах царит особенная — после CS2 было крайне приятно и удивительно, что основу сообщества здесь не представляют орущие школьники, а посыл на три буквы — не является пиком общения «в голосе».

Геймплей — вот где чувствуется возраст

Погрузившись в сами бои, я сразу же ощутил главное отличие Counter-Strike 1.6 от более современных игр серии. Её геймплей если и не полностью устарел, то очень существенно отличается от привычного в наши дни.

Это Counter-Strike, с которого «спилили наждачкой» двадцатилетнюю историю усовершенствований — каждое из которых было маленьким, но в совокупности превратилось в лавину.

Крайне странная отдача, с которой приходится либо стрелять «прокликом» даже в упор, либо надеяться на рандом — настолько случайна горизонтальная компонента при автоматическом огне.

-4

Заметное и неприятное замедление в прыжке и после приземления — наследство GoldSRC с его не совсем корректным обсчетом физики. Закупка, время на которую отводится строго «в режиме цейтнота». AWP, наконец, которая тут еще более сломана с точки зрения баланса, чем в следующих частях серии.

Но есть и позитивные моменты. Гранаты, например, в 1.6 куда как более эффективны, чем в последующих частях: «флешка» слепит надолго, дым кроет большую площадь, а осколочная способна накрыть... Ну, не полкарты, но небольшую комнату, по ощущениям, точно.

Проблема читеров — присутствует, но ситуацию можно взять под контроль

Отдельно стоит упомянуть вопрос читеров в Counter-Strike 1.6. Напомню, игра выполнена на насквозь дырявом движке GoldSrc, официальной поддержки и разработки у нее уже нет много лет, а встроенной античит-системы как таковой де-факто не существует: недетектируемые читы можно скачать на любом файлообменнике совершенно бесплатно. Так что в теории читеров тут должно быть навалом.

-5

Однако, на практике ситуация сильно разнится от сервера к серверу. На публичных серверах с автоматической сменой карт и полным отсутствием админов читеры действительно встречаются очень часто. Но стоит переключиться на серверы с активным администрированием, как картина разом меняется.

На многих серверах админы буквально «стоят на ушах», внимательно следя за каждым подозрительным действием игроков. Неровная игра, завышенная статистика, подозрительные убийства через стены — всё это фиксируется, а провинившихся без долгих разбирательств сразу банят. Так что при должном упорстве найти «чистый» сервер для комфортной игры вполне реально.

Звук — дно

С этим в игре всё не просто «плохо», а ОЧЕНЬ плохо. В нём нет направления, он не глушится препятствиями, а всё оружие похоже друг на друга. С одной стороны, это простительно: игра четвертьвековой давности, и тогда, пройдя через встроенную аудиокарту и наушники от дешевой гарнитуры, оно создавало ощущение, что «звук в общем-то как бы есть»...

Но именно что «в общем-то» и «как бы»: по нему можно понять только то, что где-то рядом кто-то есть (именно что «где-то» и «кто-то»), или что где-то стреляли (и самое большее — можно попытатьмя угадать по темпу стрельбы, что это могло бы быть).

Возвращаясь к звуковому сопровождению CS 1.6, я был поражен его примитивностью. Казалось, что все звуки исходят из одной точки, словно у меня в ушах играет старый радиоприемник. Никакой локализации, никаких нюансов — просто сплошной гул «из ниоткуда».

В результате, во время перестрелок и продвижения по карте я постоянно терялся, не понимая, откуда идет огонь противника — а услышанные шаги заставляют не искать источник звука, а включать своего Шерлока Холмса и предполагать, откуда они могли быть.

Графика — есть

Думаю, именно графика, вопреки моим первоначальным ожиданиям, оказалась одним из главных плюсов Counter-Strike 1.6. Да, в 1999 году визуальное оформление игры не считалось выдающимся даже по меркам того времени. Но разработчики с самого начала не ставили амбициозных целей, не гнались за пределами графических возможностей. Просто создали довольно лаконичный, почти минималистичный визуальный стиль.

-6

Благодаря этому даже в 2024 году Counter-Strike 1.6 воспринимается очень свежо и уж точно — узнаваемо. Графика сделана так, что в какой-то момент просто... Перестала устаревать дальше. Схожий эффект мы наблюдаем у многих современных инди-игр, где намеренно используется низкополигональный дизайн.

А запустится при этом CS 1.6 в наши дни буквально на чём угодно, у чего есть хотя бы одно ядро и что-то, издалека похожее на видеокарту — что, видимо, и стало залогом популярности проекта.

Общие впечатления

CS 1.6... На удивление, не вызвала у меня радикального отторжения, как я боялся. Но и какой-то особенной любви — тоже не вызвала, кроме лёгкого чувства новизны, замешанной на ностальгии. Всё же, игра в известной степени устарела, причем именно геймплейно.

-7

Возвращаясь к Counter-Strike 1.6 спустя столько лет, я испытал целую гамму эмоций.

  • С одной стороны, было приятно окунуться в атмосферу культовой игры, которая когда-то значила для меня так много. Да и определённый эффект новизны тоже имел место быть.
  • Но, с другой стороны, нельзя отрицать, что игра явно устарела. Геймплей, звук, интерфейс — всё это кажется сейчас таким примитивным и неуклюжим по сравнению с современными стандартами. То, что когда-то казалось нормой, теперь воспринимается как нечто чуждое и неудобное.

Стоит ли в неё играть в 2024 году, 25 лет спустя? Попробовать — однозначно. Понять, как это было. А вот оставаться или нет – вопрос крайне спорный. Современные шутеры ушли далеко вперед, предлагая более сбалансированный и разнообразный геймплей, потрясающую графику и целый океан возможностей. Вряд ли легенда сможет на равных соперничать с ними. Но она определённо достойна того, чтобы ее помнили и уважали как прародителя жанра, подарившего миллионам игроков незабываемые впечатления.

Статью для вас подготовил: А. Борчанов.

А пополнить кошелек Steam из России можно с помощью сервиса Kupikod: так вы сможете приобрести интересные вам игры с минимальной комиссией (от 0%).