Когда мы слышим слово - шопоголизм, то зачастую визуализируем человека скупающего красивые вещи.
Но на самом деле, шопоголизм далеко не всегда про красивое. Он и и про средства гигиены, и про еду. И про по сути ненужные безделушки. Про то, что создает такому человеку иллюзию безопасности и любви. Ведь если у него холодильник полон, то умереть от голода ему не грозит. А шампуни и гели для душа в большом объеме дают уверенность что если завтра у него не будет денег, то помыться все равно будет чем. А значит я молодец, позаботился о себе.
У шопоголика всегда повышенный уровень тревожности. Который раз за разом словно бы выбивает почву из под ног, отзываясь страхом перед будущем. Эта тревожность то парализует, а то наоборот повышает количество жизненной энергии, которой так не хватает этому человеку. И дает дополнительный стимул к продолжению шопоголизма.
К тому же, у шопоголика всегда есть проблемы в отношениях с самим собой и с миром.
Которые без шопоголизма, грозят бОльшим уходом в парализующую тревожность и закрытием от мира.
Я выбираю, я покупаю, я живу! Словно бы говорит человек. А так как собственной энергии у него мало, а точнее она подавлена, вытеснена вместе с какими-то проблемами в его психическом пространстве, то покупать хочется больше и больше. Это такой взаимообмен с миром. Я тебе деньги, а ты мне вещь с энергией. И иллюзию любви и заботы обо мне.
Причем на стадии выбора, когда может возникнуть радость, а то и злость (чего-то нет или не то), тоже появляется энергия. К тому же, злость легализуется. Я выбираю, я могу себе позволить! Я забочусь о себе! Я живой!
Ну и что, что продукты в холодильнике снова пропали, зато нет страха остаться голодным. А в реальности, продуктами просто прикрыта потребность в любви и заботе. Этакая подмена.
Одиночество. Оно так же побуждает человека выйти в мир через покупки. Ведь по другому у него почему-то не получается. А общение нужно.
Депрессия. В депрессии всегда много подавленной злости и потребности в любви. И шопоголизм прекрасно создает иллюзию прохождения через эту боль. Я вон сколько всего покупаю себе, значит я хороший и это принесет мне радость. А по сути, вытесняет то что есть, чем создает еще большие проблемы.
Человек идет в магазин, там люди. Они нужны ему. Даже если он не общается с ними словами, то общается энергетически. И одиночество словно бы отходит на задний план. Он среди людей. Он нужен. Он важен. Он выбирает и покупает товар. Чем подтверждает себе самому, что умеет о себе заботиться и может выбирать себе лучшее. И я значим.
Он и правда значим. Правда не совсем он, а его деньги значимы для продавцов.
Но человек не осознает того что в реальности происходит. И что своими покупками он пытается закрыть травму брошенности и отвержения. А так же потребность в любви и ценности.
Однако правда в том, что если забрать у человека деньги (или оставлять минимум), то он уйдет еще больше в травму, в депрессию и закроется от мира. Ведь без покупок он не умеет взаимодействовать с миром и с самим собой. Он словно бы оказывается в вакууме в котором жизнь теряет смысл.
Что же делать? Наверное никого не удивлю, сказав, что нести все это нужно в терапию к психологу.
П.С. картинки любезно сформированы ИИ.
Елена Денисенко Бравицкая - клинический психолог, педагог-психолог, интегративный подход в терапии. Онлайн.
Автор: Елена Денисенко-Бравицкая
Психолог, Клинический-Интегративный подход
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru