Всё больше становится известно о человеке по имени Куандык Бишимбаев, публичные судебные слушания, в которых он является главным обвиняемым, развеивают нарциссический туман вокруг его персоны. Даже сейчас, сидя на скамье подсудимых, Куандык пытается казаться гораздо лучше, чем он есть. Изображает из себя не только любящего мужа, заботливого отца и внимательного сына, но и крупного талантливого бизнесмена.
Друзья, по правилам площадки Дзен я не могу описывать обстоятельства дела Бишимбаева даже вкратце, так как за каждое лишнее слово мне может прилететь блокировка статьи. Поэтому, отсылаю вас на просторы Интернета. Хотя, догадываюсь, что вы и без меня знаете, в чем суть "дела Бишимбаева" и следите за ним.
Итак, давайте сопоставим образ Бишимбаева, который вырисовывался до суда с тем, что мы имеем сейчас. До публичного суда Бишимбаев представал перед нами крупным бизнесменом, крутым ресторатором. Да, все знали, что он из золотой молодежи, сын влиятельных родителей, появился на свет с серебряной ложкой во рту. Но даже при великолепных стартовых позициях, нет гарантии, что ты выиграешь гонку. Куандык же всегда и везде был победителем (по крайней мере так казалось).
В 19 лет он уже получил первый диплом о высшем образовании. В какой-то степени Куандык - вундеркинд. В 21 он оканчивает еще один вуз дома и университет в Вашингтоне. Итого, у него к 21 году три диплома о высшем образовании - в области государственного управления, экономики и финансов.
Заметим, что в Вашингтоне он учился за счет государственной стипендии Казахстана, то есть своими денежками его родители раскошеливаться не стали, задействовали связи. Были ли в то время в Казахстане более достойные молодые люди, которые хотели поехать учиться в Вашингтон? Я уверена, что да!
Затем Куандык начинает скакать с одной высокой должности на другую: начальник отдела, главный менеджер, глава департамента, управляющий директор, зам. председателя правления и так далее. На каждой должности Бишимбаев проводит чуть более года.
Моя версия: эти должности покупные, в силу своего дурного характера и психической нестабильности Бишимбаев утомлял своих коллег и его корректно увольняли "по собственному желанию". То есть, даже на работе его не могли долго терпеть. Что уж говорить о бедной Салтанат, которая за год совместной жизни уходила от него 11 раз.
В 36 лет Бишимбаев становится самым молодым министром в истории Казахстана. Думаю, эта должность точно так же свалилась на него с неба, как и другие. О его аналитических способностях, о талантах стратега мы можем судить по тому, что рабочие и личные вопросы он предпочитал обсуждать с гадалкой. Специалиста-таролога посоветовала Куандыку его мама, можно сказать, таролог был семейным.
Чем закончилась карьера Бишимбаева в правительстве, всем известно. Спустя полгода на должности Куандык попался на взятке в особо крупных размерах. На суде он будет извиняться перед народом Казахстана, но не за то, что воровал деньги, а за то, что ошибся в выборе своего окружения. Его, якобы, обманули подчиненные и свалили свои преступления на него. Ему дали восемь лет, но отсудил он всего два года, его помиловал лично Назарбаев. Связи и блат снова сыграли ключевую роль.
Если на момент начала суда Бишимбаев представлялся мне такой раковой опухолью на теле казахского общества, то сейчас я понимаю, что он - продукт этого общества. Конечно, во многом Бишимбаев - продукт своей семьи, с самого детства блага и "плюшки" падали ему с неба, всё доставалось не по заслугам. И расплату за свое тяжелое преступление он не получил (да и в целом, его отвратительный характер и полня некомпетентность вообще никак не сказались на карьере).
То есть, у Бишимбаева просто не было возможности научиться видеть причинно-следственную связь между тем, что он делает и последствиями. И это стало возможным благодаря казахскому обществу, все благоприятные условия для существования такого вот Куандыка в этом обществе имелись. На суде Бишимбаева назвали тоталитарно-элитарным паразитом, и мне кажется, что это очень точное определение.
Неудивительно, что на обоих судах Бишимбаев выставляет виноватыми всех, кроме себя. И подчиненные его в схему воровства втянули, и жена не позаботилась о том, чтобы ему не пришлось сидеть на скамье подсудимых.
И даже сейчас Бишимбаев не очнулся от приятных фантазий о своем всемогуществе. Отчитывая кого-то из подчиненных, забывшего заказать цветы, Бишимбаев кричал: "Это цветы для матери министра", хотя к этому моменту он уже давно не был министром (и вообще, покинул должность в Правительстве самым позорным образом из возможных).