Пожалуй, большинство статей, которые публикую на Дзене, начинаются с конкретного случая, яркого примера. На примере всегда лучше понять суть вопроса.
Эта статья не будет исключением.
Мой ученик Дима занимается со мной уже несколько лет. Начинали мы с безречевого периода. Сегодня с ним можно долго беседовать, что уже само по себе не мало. Но от шутейного разговора можно никак не приступить к занятиям.
Еще недавно без особых предисловий он садился за стол, и долго мог быть заинтересован процессом, а сегодня...
В Димкиной демагогии виновата весна. Ну не она сама, а особенности центральной нервной системы, которая истощилась после нашей суровой, многоснежной и пасмурной зимы.
Какие признаки наблюдаются:
- снижение мотивации к занятиям;
- раздражительность и нервная возбудимость;
- быстрая утомляемость, снижение работоспособности;
- перепады настроения;
- снижение концентрации произвольного внимания.
До летних каникул еще надо дотянуть. А Дима признался, что не дотянет. Вызвать негативное отношение к занятиям – совершенно не продуктивно (нельзя продавливать, давить авторитетом), а значит необходимо искать другие способы.
По совету коллеги-психолога вспомнили с Димой кинезиологические упражнения для рук, типа «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка». Их у меня на канале целая подборка.
Помогло, но не очень эффективно. Продолжим использовать, но в комплексе с другими приемами.
Решила узнать у мамы, как у Димы обстоят дела с физкультурой.
Оказалось, что кроме индивидуальных занятий с учителем физкультуры, ничего не осталось.
Были занятия по физической подготовке с тренером, но они стали совпадать с моими логопедическими, поэтому пришлось от них отказаться. В поселке и его окрестностях спортивные занятия для детей весьма ограничены. Это отдельная боль.
Зима закончилась, а с ней сошел снег, уборка которого доставляла Диме огромное удовольствие.
Поэтому родителям Димы была дана рекомендация: самостоятельно организовать для мальчика регулярные физические упражнения.
А я, в свою очередь, обязательным элементом в начале занятий ввела 7-10 минутную зарядку.
Это сработало гораздо эффективнее, чем получение сладкого приза или наклейки в конце занятия.
Как я вводила зарядку в занятия
Вначале использовала эффект неожиданности – предложила Диме лечь рядом на ковер. Он сильно удивился. Ведь мы давно с ним уже не дурачимся, и не делаем никаких физических упражнений (раньше мы использовали в занятиях растяжки, мозжечковую стимуляцию и даже ... дрались подушками).
Вместе сделали несколько раз перекаты от стены до стены, потом воздушный велосипед, подъем одноимённых рук и ног. Это сильно повысило настроение мальчика. Он не заметил, как приступил к занятиям за столом и в полном удовлетворении отправился домой.
Вау-эффект стоило усилить. И я усложнила зарядку, добавив упражнения с гимнастической палкой.
Видео такой зарядки я опубликовала накануне. На нем видно, как повышается настроение мальчика.
Почему же так эффективно работают простые физические упражнения
Многие исследователи – психологи и физиологи придают большое значение физическим упражнениям, как для физического, так и для умственного, нравственного, эстетического воспитания детей, в своих исследованиях устанавливая определённую связь между развитием двигательных умений и навыков и работой центральной нервной системы.
Восстановительная физическая культура, по мнению Е.С. Черника (1997), является терапией регуляторных механизмов, используемых учителем как наиболее адекватных биологических путей мобилизации собственных приспособительных, защитных и компенсаторных свойств организма ребенка с отклонениями в развитии с целью ликвидации различных недостатков.
Систематическое и многократное повторение физических и игровых упражнений оказывает оздоровительное и развивающее воздействие на весь организм ребенка и прежде всего происходит:
- коррекция, профилактика и развитие сенсорных функций (зрительной, слуховой, кинестетической, тактильной, вестибулярной...);
- коррекция психических нарушений (внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, поведение, мотивация...);
- коррекция соматических нарушений (осанка, плоскостопие, дыхание...);
- коррекция координационных способностей (согласованности движений отдельных звеньев тела, точности тонкой моторики рук, ориентировка в пространстве, равновесие...);
- коррекция основных движений (пространственных, временных, ритмических характеристик в ходьбе, беге, прыжках, метании...).
Как бы там не было, точно известно, что от регулярных физических упражнений в организме вырабатываются нейромедиаторы: серотонин и дофамин, что благотворно влияет на настроение человека.
- Хотите, чтобы Ваш ребёнок стал организованным, бодрым и внимательным и далее по списку, возьмитесь, в первую очередь, за себя:
- введите в режим дня утреннюю зарядку;
- больше гуляйте;
- отдавайте предпочтение активным развлечениям в соответствии с сезоном;
- вовлекакайте ребёнка своим примером в занятия физкультурой и запишите его в спортивную секцию. Глядишь, и учеба пойдет в гору!
Делитесь в комментариях, какие активности есть в арсенале вашей семьи.
Интересные статьи по теме: