Найти тему
Логопед дает совет

Мозжечковая стимуляция: упражнения с балансировочной доской

О том кому полезны сенсорная интеграция и мозжечковая стимуляция я писала здесь.

Важно: перед выполнением специальных упражнений стоит проконсультироваться с вашим врачом!

Удивительно, как многие дети с проблемами в развитии совершенно точно чувствуют, что им действительно нужно для стимуляции. Именно поэтому они раскачиваются на стульях, качают ногой и прыгают через диван. Дети сами интуитивно ищут вестибулярной стимуляции. Поэтому дома им просто необходима специально организованная среда.

Устройте дома спортивный уголок с лестницей, канатом, кольцами, качелей и может даже с гамаком, чтобы ребенок смог лазать, прыгать и раскачиваться, укрепляя мышечный каркас и развивая чувство собственного тела – проприоцепцию.

Добавьте в уголок разнообразные по форме и фактуре мячи, утяжелители для конечностей, детский фитбол, разнообразные массажеры и балансировочные доски.

Реклама настойчиво предлагает купить дорогую балансировочную доску с кучей разных дополнительных приспособлений. Но в домашних условиях эта дорогая штуковина вряд ли себя оправдает.

Предлагаю вам бюджетный вариант - доска балансировочная Indigo Workout Board Twist. Если в карточке товара вы видите "Нет в продаже", значит товар популярный. Зайдите посмотреть по ссылке и попросите продавца сообщить о поступлении. Ниже расскажу о преимуществах, дам комплекс упражнений и расскажу как использую эту доску для автоматизации звуков.

Доска пользуется большой популярностью у моих воспитанников и подходит для моих личных тренировок. Преимущества:

  • имеет более низкую цену по сравнению с такими же моделями на Яндекс. Маркете ;
  • выполнена из прочного материала, выдерживает до 100 кг;
  • имеет на поверхности зоны нескользящего покрытия и обтекаемую безопасную форму;
  • для безопасного выполнения упражнений в положении сидя, оснащена ручками.

На фото один из моих воспитанников за пять минут сам придумал в каких позах можно раскачиваться на балансире.

Балансировочная доска при работе стимулирует деятельность вестибулярного аппарата и развивает навыков проприоцепции, способствует укреплению мышц туловища, координации движений рука-глаз.

Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими – зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве. Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия. Приведенные ниже упражнения будут этому способствовать. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Поощряйте ребенка за правильно выполненные задания. На начальном этапе работы задача ребенка – как можно дольше продержаться на раскачивающейся поверхности, далее задания усложняются.

Комплекс упражнений на балансировочной доске

1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; б) сзади; в) с обеих сторон.

2. И. п. – сидя «по-турецки». Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

3. И. п. – сидя на доске, ноги согнуты в коленях. Упражнения для рук - имитация плавания. Можно двумя руками поочередно - левой, правой.

4. И.п. - сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

5. И.п. – стоя или сидя медленно покачивается вперед – назад. Лучше выполнять под музыку. 6. И.п. – стоя или сидя. Круговые вращения руками:

а) обе руки в одну сторону;

б) обе руки в разные стороны;

в) по очереди в одну сторону;

г) по очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:

а) обе руки положить на грудь;

б) поднять руки над головой;

в) прямые руки в сторону;

г) нагнуться, достать пальцы ног;

д) любые движения, какие хочется.

Когда ребенок на доске чувствует себя уверенно, я подключаю задания, направленные на синхронизацию двигательных и познавательных навыков, развитие зрительно-моторной координации. Смотрите видео.

Это броски и ловля мяча с повторением звука, слогов, слов, договариванием слогов, проговаривание чистоговорок и коротких стихов. Принцип составления заданий от простого к сложному. К новому не переходим, пока не усвоили старое.

Приведу пример отработки звука ш с использованием балансировочной доски.

1. Работа над изолированным звуком. Игра «Кошка шипит»: ш-ш, ш-ш, ш-ш.

2. «Закрепление произношения звука ш в слогах. Развитие чувства ритма».

Взрослый говорит: «Наша Маша хороша», ребенок «ша-ша-ша, ша-ша-ша».

3. «Повторение слогов со стечением согласных»: шта-шта, што-што, шту-шту, шты- шты;шта-што, шту-шты, шты-шта, шту-што;

4. Неоднократное повторение слов с различной слоговой структурой:

кошка-мышка, шакал-мешал, шок-мешок, мышь-малыш, машу- пишу и т. п.

5. Повторение чистоговорок:

Ша-ша-ша, я купаю малыша.

Шу-шу-шу, дам я кашу малышу.

6. Повторение коротких стихов:

Тихо Машенька шагает,

Нашу кошку не пугает.

Кроме автоматизации звуков в речи, можно использовать игры на запоминание букв, домашних или диких животных, называть соответствующего детеныша, использовать игры «Скажи ласково» (сундук - сундучок, глаз - глазик), «Скажи наоборот» (злой -добрый, высокий - низкий) и т.п.

Для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа с учетом возраста, возможностей и особенностей.

Напоминаю, что прежде, чем приступать к мозжечковой стимуляции, проконсультируйтесь с вашим врачом.

Остались вопросы, задавайте их под статьей.

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие материалы по теме.

​​