Найти тему
Штурвалом по закону

Самолет пролетел над трассой М8 в Подмосковье. Об учебных полетах в гражданской авиации

Буквально час назад федеральный телеканал сообщил, что над автодорогой М8 в Подмосковье на малой высоте пролетел однодвигательный двухместный учебно-тренировочный самолет. Пресс-служба Росавиации уже назвала это событие авиационным инцидентом, уточнив, что "опасное пилотирование могло закончиться негативными последствиями, что неприемлемо".

Кто был за штурвалом? В каких-таких целях выполнялся полёт на столь малой высоте да ещё и над автодорогой?... Установит расследование. А сейчас немного о насущном - об учебных полетах в гражданской авиации.

Самолет // источник: zelengarden.ru
Самолет // источник: zelengarden.ru

Для начала немного о курьезном. В середине нулевых заехал я на работу к своему хорошему знакомому, занимавшему пост проректора в одном из ключевых учебных заведений ГА. Пятница, послеобеденное время, рабочий день уверенно близится к концу. Закрылись, достали немудрёную закуску и мудрёную подарочную выпивку - сидим, "летаем". Присоединился к нам ещё один проректор, и вот нас уже трое - классика!) Говорим, все на одной волне, понимаем друг друга с полуслова - ну вы знаете, как бывает, когда собирается хорошая мужская компания. Нам уже совсем хорошо и весело, как вдруг ломится к нам секретарша моего приятеля и зачитывает указивку Росавиации "незамедлительно предоставить план развития учебно-лётного отряда на 21 век"))). Ну, не до 2099, конечно, а так года до 2015 тогда. То есть лет на 10.(Напомню, дело было в середине нулевых).

И так это нас тогда и рассмешило, и разозлило одновременно, что стали мы с ходу под красивые авиационные тосты диктовать привычной ко всему секретарше план развития учебно-лётного отряда учебного заведения до конца ближайшего обозримого будущего. Насчитали самолетов под 200))).

Простите нас, дорогой читатель, что мы нарушили служебную дисциплину (все кроме меня, у меня был отпуск)))) Но авиаторы старой школы помнят, что раньше это было и летать особо не мешало. И по прилету бывало тоже выпивали всем экипажем, а то и не одним.

Так вот, чуть позже приятель пересылает мне серьезный документ из Росавиации, в который вошли целые блоки из нашего подалкогольного плана развития. Согласитесь, что подобные документы неразумно требовать - пришлите немедленно. Однако было и было.

В настоящее же время, надеюсь, ситуация с планированием значительно лучше - все делается своевременно, с полным осознанием меры ответственности... Но покритиковать авиационные власти нашей великой авиационной державы есть за что. Очень надеюсь, что сей опус с вашими комментариями прочтут чиновники с Ленинградского проспекта и с Рождественки. Прямо готовое пособие по исправлению ошибок.

Госслужащие пытаются написать авиационные правила для учебных полетов // источник: нейросеть Kandinsky 3.1
Госслужащие пытаются написать авиационные правила для учебных полетов // источник: нейросеть Kandinsky 3.1

Нет в России федеральных авиационных правил про учебные полеты. Вот нет, и всё тут. И не планируется написание специализированных (учебных) ФАП. Извините, но трех пунктов в ФАП-128 ничтожно мало для того, чтобы описать всю суть и аспекты выполнения учебных полетов. Понятно, что есть утвержденные программы, ППЛСы, КУЛПы, но единой государственной системы, выраженной в учебных ФАП нет.

Как готовить будущих авиаспециалистов гражданской авиации? Исходя из опыта предшествующих поколений? А на основании каких документов пишут свои программы частные АУЦ, готовящие частных пилотов и пилотов сверхлегких воздушных судов? И на основании чего Росавиация и ее МТУ эти программы согласовывает? Кто в лес, кто по дрова?

Я писал в одной из статей, что Росавиация анонсировала в марте сего года значительное повышение оплаты труда инструкторского состава. Пока же инструкторами в летных учебных заведениях гражданской авиации работают преимущественно военлёты-пенсионеры.

Формула проста. Военная пенсия + заработная плата в ЛУЗ = можно как-то жить.

Это раньше инструкторить в училищах ГА был и престижно, и выгодно, а сейчас пилотов в инструкторы и палкой не загонишь(((. Поэтому не будет преувеличением сказать, что нынешних курсантов-будущих пилотов ГА готовят немного в традициях ВВС-ВКС. Однако у гражданских и у военных разные задачи, о чем в комментариях к этой статье 👇 очень правильно высказались читатели. В общем, инструкторов, которые на спор могли посадить пятитонный Ан-2 колесом в фуражку на полосе, больше нет.

Парк учебных ВС - отдельная боль. Всегда считал самолеты Даймонд - прекрасными прогулочными ВС для полетов в Швейцарских Альпах. Оказалось, что, по мнению наших чиновников, это прекрасный самолет и для обучения пилотов в России. Причем, двухдвигательный DA-42 - это выпускной самолет. Отличное решение для системы подготовки летных кадров - выпустился после ЛУЗ командиром воздушного судна Даймонд-42 и сразу на переучивание, потому как Даймонды авиакомпаниями не используются. Блеск!!! Тем, у кого в программе обучения есть Цессна, немного попроще.

А своего учебного самолета, равно как и вертолета, пока еще и нет, хотя Росавиация какие-то телодвижения в этом направлении делает, о чём я ещё в январе рассказывал 👇.

И много писали в комментариях о необходимости гибко подходить к числу абитуриентов для набора в ЛУЗы. Дорогие мои, ну давайте признаем, что гибкость - это не про нынешнюю систему управления (и не только в авиации). Так что "гибкость" не катит. Отдать подготовку частникам? Об этом я тоже уже писал - нельзя отдавать частным лицам формирование стратегических ресурсов государства, а пилоты для России именно стратегический ресурс.

Уважаемые читатели, коллеги и друзья, дополняйте и, быть может, мы все вместе подскажем новому министру транспорта, что нужно подправить в первую очередь. Ведь в обязанности его пресс-службы входит мониторинг соцсетей и общественного мнения.

Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления или сквернословие - в бан. И давайте обойдёмся без политики.