Подводные лодки серии II, являвшиеся по факту значимым прорывом в германском судостроении после отказа от версальских ограничений, зарекомендовали себя как достаточно успешные военные корабли. Этот материал посвящен лодкам серии D второго типа, представляющим собой вершину развития малых подводных лодок Третьего Рейха.
Все шестнадцать лодок серии II-D были построены на верфях Deutsche Werke AG. Как не странно эта серия является развитием финских субмарин Vessiko (CV-707).
Как и в предыдущих случаях, серия II-D отличалась от предыдущей серии II-C, прежде всего, водоизмещением. В результате внесенных изменений в конструкцию и на основе опыта эксплуатации, водоизмещение лодок типа II в каждой серии увеличилось примерно на 8-10%. Конструкторы стремились решить проблемы обитаемости, связанные с качкой, а также увеличить диапазон действия кораблей.
В результате субмарины серии II-D имели надводное водоизмещение в 314 тонн по сравнению с 254 тоннами у типа II-A, что составляет приблизительно 24% разницы. Подводное водоизмещение изменилось незначительно, составляя 364 тонны против 303 (около 20%). Интересный факт состоит в том, что благодаря улучшенной гидродинамике судов, скорость в надводном положении уменьшилась всего на 0,3 узла, а в подводном положении даже увеличилась с 6,8 до 7,4 узлов.
Надежно построенный корпус из 15-миллиметровых листов высококачественной корабельной стали марки ST42KM обеспечивал приличную глубину погружения до 150 метров, превосходя всех конкурентов из других стран. В это время советские подводные лодки проекта М XV, начиная с 1940 года и строившиеся до 1952 года, имевшие схожий водоизмещением, размерами и назначением, могли погрузиться максимум на глубину 70 метров.
Благодаря прогрессивным конструкционным решениям, удалось достичь идеального соотношения между невысокой ценой, надежностью и маневренностью субмарины с очень большой дальностью плавания для своего класса. Однако, при использовании лодки в основном для операций в прибрежных акваториях Атлантического океана, в закрытых районах и тренировке подводных экипажей, такая глубина погружения оказалась излишней. Это было достигнуто своего рода на примере советской подводной лодки U-138, которая за год своей службы уничтожила шесть транспортных судов противников и повредила еще один.
Для справки, пять из потопленных и поврежденного судна попали в активный счет во время двух походов подводного лейтенанта Цур-Зее Вольфганга Люта, который тогда заслужил звание «подводника №1 Второй мировой войны».
Тактико-технические характеристики подводных лодок серии II-D:
Боевая деятельность подводных лодок типа II-D привела к результатам, которыми можно гордиться: проведено 37 успешных боевых походов, в результате которых были потоплены 23 транспорта и 3 подводные лодки. Также 5 транспортов и вспомогательный крейсер получили повреждения. Из-за нецелесообразности восстановления, один из поврежденных транспортов был списан.
Суммарное водоизмещение потопленных этими подводными лодками, включая разнообразные судов и кораблей, превысило 93 тысячи тонн. Это означает, что затраты на постройку данных субмарин, а также стоимость перевозимого имущества антигитлеровской коалиции значительно превышают как стоимость подводных лодок серии II-D, так и стоимость типа II в целом.
В ходе боевых походов, всего три лодки данной серии были потеряны, в результате чего погибли 54 немецких подводника.
Подводные лодки серии II-D занимают особое место в истории советского ВМФ. U-144 капитан-лейтенанта Герта фон Миттельштедта оказалась как первым германским кораблем, потопившим советскую подводную лодку в ходе Великой Отечественной войны, торпедировав М-78 старшего лейтенанта Дмитрия Шевченко на рассвете 23 июня 1941 года, так и первой потерянной от советского оружия вражеской подлодкой, когда 10 августа 1941 года две торпеды Щ-307 поставили точку в ее судьбе. В обоих случаях из экипажей не выжил никто.
Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте
Телеграмм канал Альтернативная История
Читайте также:
👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉