Найти тему

Проба сил немецкого кораблестроения или что из себя представляли подводные лодки серии «IIА»

Подводные лодки типа «II» стали настоящей прорывом в германском судостроении, несмотря на некоторые трудности и в целом несовершенство конструкции. Отказавшись от Версальских ограничений, они проявили себя как истинно удачные боевые корабли, достигнув значительных успехов в боевых действиях. В данной статье мы рассмотрим малые подводные лодки серий «А» данного типа, их особенности и достижения.

 Подводные лодки U 3 и U 4 (http://brendtandbrendt.com)
Подводные лодки U 3 и U 4 (http://brendtandbrendt.com)
Альтернативное кораблестроение | Блог альтернативная история | Дзен

Несмотря на активное давление со стороны победивших в Первой Мировой Войне союзников, наследие подводного флота, созданного во времена Кайзеровской Германии, удалось сохранить в Веймарской республике, в 1920-е годы. А после отказа Гитлера от «Версальских ограничений», которые запрещали Германии не только строить, но и проектировать подводные лодки, смогли ими воспользоваться.

Первые две лодки типа "II" были заложены в феврале 1935 года, до того, как был отменен Версальский договор. Несмотря на короткий срок эксплуатации, эти лодки уже показали себя как успешные суда, достигнув значительных боевых успехов.

Всего было построено шесть подлодок серии "IIA", они стали такой себе немецкой версией финской субмарины "Vessiko" ("CV-707"), которая являлась лицензионной версией небольшой немецкой подводной лодки типа "UB", воевавшей в Первую Мировую войну.

Несмотря на то, что недостатки, выявленные при испытаниях "CV-707" в Финляндии, были устранены, полностью это сделать не удалось. Подводные лодки данной серии испытывали серьезные проблемы с бортовой качкой и сложностью управления в надводном положении при волнении, а также имели недостаточную дальность хода в подводном положении - всего 35 морских миль.

Тем не менее, благодаря применяемой в Германии тактике использования подлодок по ключевым позициям, технические характеристики этих судов делали их одними из лучших в мире в своем классе. Устойчивый корпус из прочной корабельной стали ST42KM толщиной 15 мм позволял им погружаться на глубину до 150 метров, что было невероятным достижением для 1935 года и значительно снижало вероятность обнаружения и уничтожения субмарины. Советские подводные лодки типа "М", построенные в то же время, имели небольшое преимущество в скорости и более чем в полтора раза большую дальность хода в подводном положении, но уступали "немецким" подлодкам в глубине погружения - всего 60 метров.

Результатом стало создание достаточно неплохих, надежных и маневренных кораблей, которые отлично подходили для действий в прибрежных зонах Северного моря и Балтийского моря, а также для подготовки кадров подводников - главной задачей, для которой эти подводные лодки в основном использовались.

 Подводная лодка U 5 (http://brendtandbrendt.com)
Подводная лодка U 5 (http://brendtandbrendt.com)

Тактико-технические характеристики подводных лодок серии «IIА»:

  • Водоизмещение, тн (надводное/ подводное): 254/303,
  • Размерение, м (длина/ширина/высота): 40,90/4,08/8,6,
  • Осадка, м: 3,83,
  • Глубина погружения, м: 150,
  • Мощность двигателей, л.с: (дизелей/электромоторов): 2×350/2×180,
  • Максимальная скорость, уз (в надводном положении/ в подводном): 13,0/6,9
    Дальность плавания:
  • В надводном положении, миль/уз: 1600/8,
  • В подводном положении, миль/уз: 35/4
    Вооружение:
  • Торпедных аппаратов: 3,
  • Торпед: 5,
  • Мин: до 12 (вместо торпед),
  • Артиллерия: 1×20 мм зенитный автомат (получен в ходе модернизации),
  • Экипаж: 22–24 человека

Несмотря на относительно недостаточные тактико-технические характеристики, подводных лодок серии «IIA» и то что они находились исключительно в учебных соединениях подплава, эти субмарины были вынуждены вступить в боевое действие. Их активная боевая деятельность привела к проведению семнадцати боевых походов и потоплению пяти транспортов. При этом особую значимость имело торпедирование новейшей подводной лодки N 24 «Thistle» (Чертополох), на тот момент считавшейся самой современной в Гранд Флите. В результате этой атаки погибло 53 британских моряка. Для сравнения, на трёх потерянных немецких лодках серии «IIA», погибло 62 немецких подводника.

 Подводные лодки серии «IIА»(по данным сайта http://www.uboat.net)
Подводные лодки серии «IIА»(по данным сайта http://www.uboat.net)

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Андрей Малеев. Асы и смертники - Альтернативная История
Андрей Малеев. 10 фактов о подлодках Кригсмарине - Альтернативная История

Источник: https://www.alternathistory.ru/rostislav-mokrenko-podvodnye-lodki-serii-iia/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉