И все-таки как удивительно спустя годы тусуется колода карт. Я не знаю никого из нынешней да и прошлой политической тусовки, кто в 2007-м году оставался бы равнодушным к судьбе Тони Мартыновой и ее дочке Алисе Федоровой.
Как странно разделилась позиция этих людей с точки зрения дня сегодняшнего. Ксения Собчак едва ли не грудью билась и проводила обыски на чужих квартирах ради Кирилла Мартынова, разыскивая пропавших в июле 2008 года Тоню с Алисой.
А вот Олег Кашин, будущий коллега Мартынова по иноагентству, напротив был уверен, что мальчик Егор Кудров сказал правду и девушка покушалась на жизнь своего ребёнка.
Философ Алексей Чадаев будущий друг того самого Дугина, ныне призывающего на костёр баб за блуд - спасал Тоню и дружил с Кириллом. Консерватор и охранитель скреп Холмогоров - также был уверен в ее невиновности.
В ЖЖ создавались целые сообщества, бившиеся как толкиенисты на реконструкциях, на тему — покушение это на умышленное убийство или трагический несчастный случай?
Блогерке Мироновой, в 2024 году раскопавшей эту историю из небытия, и навлёкшей на себя проклятие за поимку Мартыновой, и не снились подобные ненависть и обожание.
Так что же все-таки такого было в Тоне, из-за чего вокруг «новгородского дела» кипели страсти?
Кому-то она до сих пор кажется ведомой юной дурочкой, абсолютно доверившейся человеку, который сделал на ее истории политическую карьеру.
Кому-то — как той же блогерке, кстати, сдавшей в Дом престарелых собственную больную 62-летнюю мать - безнравственной и аморальной особой, решившей убить единственного ребёнка ради штанов…
Думаю, правдой являлось нечто среднее.
Девочка, которая хотела счастья. Море, музыку, машину с открытым верхом, путешествовать с любимым человеком… Вечерами под бокал какого-нибудь винтажного Leoville Las Cases рассуждать про Розенкранца и Гильденстерна, которые то ли живы, а то ли мертвы…
Этот слоган стоит сейчас на ее нынешнем аккаунте.
Жить!
А вместо этого у неё была ужасная общага и ребёнок, который был рождён слишком рано, когда она сама была ещё ребёнком…
И никакого выхода. Тупик. В котором живут тысячи хороших российских девочек, не знающих и не умеющих про другое.
Когда рассуждают, мол, сбросила Алису с лестницы — а че здесь такого? Нерадивые матери-психопатки так всегда поступают, мне кажется, что с нашим миром что-то не так. Не маргиналка, не сумасшедшая, не в послеродовой депрессии. Никаких причин. С чего бы она ее убила? В крайней случае отдала бы бабушке, да и укатила в Москву. Они там в Новгородской прокуратуре с ума сошли, что ли?
Но тогда еще либерально настроенная молодёжь (Кириллу Мартынову было всего 26) верила, что Россия идёт по демократическому пути, и все получится доказать, главное, поднять шум в медиа. В самом деле он реально собирался победить тертых новгородских следаков, наследников Глеба Жеглова, только этим.
Ну ещё и жалобами наверх, что те вымогают с него взятку… Серьезно рассчитывать после такого на то, что прокурорские войдут в положение и прекратят дело, а не станут мстить?
Нужно было нанять хороших адвокатов, наследников Володи Шарапова, которые взяли бы следствие за жабры и заставили выдерживать стандарты доказывания. Не давали бы суду исключать доказательства и показания (ни для кого не секрет, надеюсь, что на практике в России в 99% текст приговора совпадает с обвинительным заключением?), строго следили бы, что за присяжных отберут на процессе. Адвокатов Кирилл нанимал, но советы их тоже не слушал, не слушал даже Борщевского и Клебанова, когда последние вступили в дело…
Большинство из присяжных были, кстати, женщины. Хорошо за 40. Рабочая, швея, уборщица, служащая, пенсионерка…
И это только наивные романтики полагают, что женщина женщину всегда поймёт. Женщина женщину всегда посадит. Особенно такую, как Тоня.
Присяжным не дали возможности выслушать свидетелей защиты. Мало того, они не могли даже посмотреть на то, как общаются Алиса с Тоней, видеть их совместные фото...
Только то, что есть в материалах обвинения. А в материалах много чего не было.
Это сейчас можно залезть в Интернет и прочитать всю подноготную истории.
А тогда было только ЖЖ, которое Тоня идиотски подтерла. Ни одной записи, начиная с 2005-го, когда он был создан, и по апрель 2007-го, когда началось активно раскручиваться это дело.
Ни одной, которая могла бы показать Тоню хорошей матерью. Или наоборот — плохой матерью. Но раз ЖЖ уничтожен, значит, была причина? Раз его убрала сама Тоня, следовательно, там было что-то против неё?
Кроме одной ранней записи, которую предоставил позже кто-то из френдов, где девушка горячо ратует за возвращение смертной казни и говорит, что за свою дочь убила бы…
Все фотки в обнимку с Алисой, которые позже проходили в СМИ (одна из них, кстати, моя) следователи называли постановочными.
Да и стали бы изучать эти фотки уборщица, рабочая, пенсионерка?
Ничего не бывает просто так.
И не просто так 11 из 12 присяжных заявили, что подсудимая виновна и «не заслуживает снисхождения».
Зуб не даю, но почти уверена, что тот единственный, кто выступил в защиту Тони, 34-летний организатор досуга Алексеев Сергей Валентинович.
Все остальные общим фронтом выступили против профурсетки, которая в 22 года сменила уже двух мужиков, не следила за ребёнком, которого, кстати, родила до заключения брака, законного мужа бросила, да ещё и жила за счёт третьего …
Как мне сказала одна близкая приятельница сдавшей Тоню блогерки, надо было не за обеспеченного москвича замуж стремиться, а нормально жить с первым мужем, слушаться свекровь и детей рожать… а еще ходить на работу каждый день кассиршей в «Пятерочку», если учиться лень.
В общем, быть как все. А то что это такое, как следует из показаний бывшей свекрови Антонины (ещё одного свидетеля обвинения) двухлетняя девочка, когда ей показывает компьютер, называет его «мамой»!!! Что это за мать такая, которая не вылезает из интернета?
Разве ж это мать?
Тоня была… В общем, есть женщины, которые не нравятся другим женщинам.
И дело не в чёрной зависти, а, скорее, в осознании того: что такого в ней, чего нет в нас?
Ну вот та же Миронова считает, что она ничем не хуже Тони. И даже выставляет свою обнаженку в интернете. Без комплексов женщина.
Тоня в ту пору была не просто очаровательна свежестью юности, но и невероятно трогательна, вот просто обнять и плакать. Фото эту манкость тоже передаёт, но в реальности женщина-ребёнок («одна девочка сбросила другую девочку) завораживала.
Сейчас ее называют в СМИ и оленёнком Бемби, и эльфом, и «нитакусей».
И феечкой.
В 2007 году я охарактеризовала ее очень банально — Ассоль, ждущая свои Алые паруса.
Сейчас думаю - это все же в точку. Хоть и стереотип.
Феи - те, кто делают чудеса своими руками.
Тоня ждала Грея. Весь ее вид был соткан из этого ожидания, из желания сбежать из гнусного новгородского «зурбагана» с хмурыми и склочными соседями, свирепыми следаками.
Но на ней было написано, что одна она не рискнёт. Одна она пропадёт. Для мужчин это было очевидно. Такой архетип «красивая девушка в беде», включающий у некоторых комплекс спасателя.
Другая моя знакомая, тоже весьма красивая в молодости девушка, которая все сама-сама-сама, и коня на скаку, и избу потушить, с некоторой даже долей обиды заметила: «Я вот внешне ничем не хуже этой вашей Тони и проблем у меня в свое время было не меньше, почему же меня никто не спасал?»
Я ей честно ответила: «Потому что я не представляю, чтобы тебя взять на ручки и укачать. Ты сама кого хочешь укачаешь».
Есть тип женщин, которых спасать мужчины хотят. И есть те, которых не хотят и не будут. Пусть сами со своими избами мудохаются…
И дело даже не в том, что одни действительно нуждаются в спасении, а другие притворяются…
Иногда как раз бывает наоборот. И вся эта игра во спасение — только игра.
И надо найти правильного мужчину, чтобы он спас, а не расчленил на котлеты в Новый год. Как проделал некогда Алексей Кабанов со своей супругой Ириной Черска. Помните, такую громкую историю?
Кстати, вот ещё одна типичная представительница «девушки в беде». И тонкая-звонкая, и загадочная, и писательница, и трое детей как-то сами по себе родились и по полу ползали, пока мама строчила в интернет и искала себя…
Но не срослось. Спасителей надо выбирать правильно.
А тем в свою очередь отличать истинных «девушек в беде», от очень тонкого копирования этого образа.
Ну как Одетту от Одиллии.
Есть у меня ещё одна знакомая и даже в чем-то коллега, которая тоже являет собой яркий пример стереотипа «девушка, попавшая в беду».
Однажды среди ночи она свалилась на голову доброму самаритянину, с которым познакомилась по интернету, из другой страны, бедная и несчастная, он дал ей стол и кров, когда дать стало нечего, она нашла ещё одного рыцаря, потом ещё и ещё. И каждый был уверен, что без него она пропадёт.
Получила гражданство. Недвижимость. Дорогую машину само собой. Сделала прекрасную карьеру. Кстати, тоже родила и переправила ребёнка на маму и бывшего первого мужа. Ребёнок вырос и счастлив. Мама — подруга и все разрешает, и способна дать намного больше, чем правильные клуши.
Когда я периодически вижу по телевизору, как ее снова и снова спасают, последний раз летом 2022-го, вспоминаю, как однажды этот самый первый муж, узнав, что возлюбленная уехала в командировку в регион, где вдруг началась война, рванул к ней через полстраны, чтобы вытащить из под бомбежки. Тем более, что она так и передавала в Москву — пули слева, снаряды справа, сижу на горе трупов…
Мужик реально чуть не погиб, а когда наконец добрался до неё, она посмотрела на него взглядом а-ля Натальи Андрейченко из «Военно-полевого романа», спокойно пируя за столом в офицерском блиндаже и недоуменно произнесла: «А тебя кто-то просил меня спасать?»
Вернувшись, муж-герой смотрел на всех осоловелыми глазами, не понимая, как так можно? Она же слабая. Она же девочка. Он же жить без неё не может.
Причём все окружающие женщины прекрасно понимали, что это просто образ. Там палец в рот не клади — откусит. И перешагнет через одного спасателя, если другой окажется более для неё выгодным.
А мужчины в упор не видели постановочности процесса.
Так вот Тоня мне Одиллией не показалась. Хотя вполне возможно, как показала дальше жизнь, как считают ее хейтеры, она ей как раз и была.
Но на тот момент у нее были реальные и самые настоящие проблемы, психушка, следственный изолятор, 18 дней за решеткой, где она похудела до 36 килограммов. Внешнее совпало с внутренним…
Опять же ни одна Одиллия в здравом уме не убьёт своего малыша, потому что порывов и аффектов у неё не бывает. Там все просчитано до последней копейки.
А безумно влюблённая Одетта, скорее, сбросится с балкона с дочкой от тяжести бытия или отравится, но тоже не совершит преступления…
Так кто в итоге спас Тоню Мартынову и заставил ее бежать после вердикта присяжных. И мог ли это быть действительно Кирилл Мартынов, своим активным спасением фактически угробившей это дело и любимую женщину?
А сейчас ещё и вполне способный сесть в тюрьму за укрывательство и разглашение тайны следствия. И быть выданным уже как уголовный преступник Латвией по запросу Интерпола.
Раньше я была уверена, что это он. А кому ещё?
Но сейчас открываются совсем иные варианты.
Продолжение следует… Статья проиллюстрирована изображениями из сегодняшнего Вк Антонины Мартыновой