Часто слышу от школьников: «мне английский не нужен, я не собираюсь жить за границей», «английский скучный, я не хочу его учить», «ну, зачем мне английский, я хочу быть компьютерщиком/биологом/химиком и т.п., а не переводчиком», «английский очень трудный, я его не понимаю» и т.д. Но стоит один раз попасть за границу или познакомиться с кем-то в сети, как тут же все понимают, что английский им очень нужен, ведь без него общение не состоится. Как бы мы ни любили свой родной язык, надо признать, что мало, кто в мире знает его кроме нас. Поэтому общаться с миром на русском не получается.
Давайте посмотрим, как мы сейчас общаемся с компьютерами. Мы с ними свободно общаемся и нам не нужно знать никакого компьютерного языка и никакой специальной программы. Все уже продумано за нас. И мы даже не задумываемся о том, что нажимая на кнопочки, на которых написаны буквы и цифры родного языка, мы, на самом деле, вводим символы другого языка, который понимает компьютер.
А ведь на заре информационных технологий с компьютером можно было общаться, только зная определенную программу и определенные символы, специальный язык (Алгол, Фортран и др) и мог это делать только оператор. Сейчас мало, кто из молодых людей знает, что каждый компьютер в те времена занимал целое огромное помещение (машинный зал) и представлял собой комплект специального оборудования, состоящий из отдельных приборов, выполняющих разные функции. Без оператора никто не мог общаться с таким компьютером.
Развитие технологий привело к тому, что сейчас компьютер может поместиться на ладони, и нам не нужны специальные языки, чтобы общаться с такой машиной, но есть интернет, чтобы свободно общаться с людьми из любой точки мира. Но ведь для этого тоже нужен какой-то общий язык. И его не надо разрабатывать. Так уж сложилось, что таким языком стал английский.
Да, мы великая страна, и язык наш богат и могуч. И люди у нас талантливы и умны – ведь, сколько создано нашими умами и в области космоса, и в области медицины и техники, и робототехники, и биотехнологий, и множества других наук, всего не перечислишь. И обидно, что не наш язык стал языком международного общения. Но, что поделать, так сложилось. Так неужели мы, такие умные, не можем выучить один язык, который соединит нас со всем миром?
Многие люди занимающиеся бизнесом не могут привлечь зарубежных партнеров именно из-за незнания языка, а привлекать переводчиков недешево, да и не всегда это удобно. А многие люди, интересующиеся разными вопросами науки, техники, строительства, ремонта, искусства, моды, здоровья, питания и т.п., не могут воспользоваться полезной информацией из интернета, по той же причине.
Хочется, чтобы такая великая страна как наша, могла гордиться не только своими успехами во всех вышеперечисленных областях науки и техники, но и в области изучения языков. Ведь если посмотреть на европейцев, можно заметить, что многие из них владеют не одним иностранным языком, а несколькими. А чем мы хуже?
Любой язык это система знаков, которые поддаются пониманию, запоминанию и воспроизведению. Если относиться к этому, как к игре в шпионов, то изучение превратится в удовольствие. Но, если это вас не устраивает, надо найти свой метод, свою систему, которая подходит именно для вас, и тогда изучение будет гораздо легче. Главное адекватно оценить свои способности и свои возможности, и заниматься в подходящем для вас режиме и темпе.
У многих из детства осталась эта боль, такое неприятное слабо осознанное чувство собственной неполноценности: вроде учил язык в школе, но так и не выучил. А секрет в том, что все учебники английского построены таким образом, что по ним невозможно научиться говорению (ведь язык учат, прежде всего, чтобы говорить на нем, а не просто выучить правила). К тому же, в группах по 15-20 человек такую задачу тоже решить затруднительно. У преподавателя просто нет времени, чтобы поработать с каждым. К тому же, на преподавателя давит программа, в которую он должен уложиться. Конечно, есть энтузиасты, которые стараются «зажечь» учеников. Они придумывают свои собственные интересные и эффективные задания, чтобы «разговорить» учеников. Но таких преподавателей единицы, и они сами быстро «сгорают».
Отсюда и начинаются походы к репетитору или в школу иностранных языков. Но даже они не всегда справляются с поставленной задачей. Почему у некоторых не получается овладеть языком даже в такой школе? Потому что ученик продолжает вести себя так же, как в обычной школе. Он увиливает от самостоятельных заданий, слушает что-то в телефоне, вместо того, чтобы слушать учителя, в групповых заданиях рассчитывает на соседа и не делает полноценно домашнее задание.
А как идет работа с репетитором? Стандартный незаинтересованный ученик также слушает «вполуха». А если ему нужно читать текст, ему не приходится самостоятельно искать значение незнакомых слов в словаре. Их ему тут же подскажет репетитор, чтобы не тратить время на поиски, так как время занятия ограничено. Упражнения по учебнику они тоже делают вместе. Если у ученика возникает какое-то сомнение в правильности действий с упражнением, он быстро «прочитает» по лицу педагога, правильно ли он делает или нет. Поэтому все домашние задания, выполненные с репетитором, приводят к пятеркам, но большинство самостоятельных ответов на уроке в школе остаются неудовлетворительными.
Картинка полностью меняется, если ученик сам заинтересован или репетитор является настоящим профессионалом и может заинтересовать ученика. Но таких репетиторов еще нужно найти.
Интерес
Вот мы и пришли к первому выводу: для изучения языка нужен собственный неподдельный интерес.
У школьников его, как правило, нет. Они еще не понимают, зачем им язык и относятся к нему, как к любому другому предмету. Задали – сделал или сделал наполовину, где-то списал, нашел ответ в интернете, или сделал работу в, так называемых, ключах, когда нужно в пропусках вставить слово или даже цифру. Никому и в голову не приходит, хотя бы, проговорить это предложение, чтобы потренировать мышцы рта. Получается, что большинство школьников сознательно НЕ учит английский язык.
И программа и учебники и методы учебы – это все единая система. Переломить ее очень трудно. Не все родители могут подключиться и контролировать выполнение каждого домашнего задания, а изменить школьную систему и переделать учебники просто по нашему желанию невозможно. Что же делать?
В идеале – учить язык «с пеленок». Раньше в России был развит французский, и семьи выписывали своим детям гувернанток из Франции, которые проводили с детьми целый день, общаясь только на французском. Фактически ребенок общался с двумя типами носителей: с родителями (по-русски) и с французами (по-французски). Поэтому такой ребенок с детства свободно говорил на 2-х языках без какого-либо акцента.
У большинства современных родителей нет таких возможностей. Но все же они тоже могут что-то с этим сделать. Можно, например, ставить ребенку мультфильмы то на русском языке, то на английском без перевода, включать образовательные видео на английском языке, а также песенки и игры. Нужно стараться поддерживать интерес ребенка к таким программам. Тогда у него в дальнейшем не возникнет неприятия и страха перед чужим языком. Он будет воспринимать его, как старого знакомого. Можно постараться найти репетитора с отличным произношением для занятий с 3-х лет, если есть такая возможность.
Контроль
Конечно, нужен родительский контроль. Подробнее об этом читайте в статье «Нужно ли родителям помогать детям изучать английский»
Стимулы и мотивация
Мы так устроены, что нам всегда хочется, чтобы результат любого нашего труда увидели и оценили другие люди. И если у нас нет возможности продемонстрировать свою работу, если мы заранее знаем, что это никто не увидит, мы ощущаем бессмысленность ее выполнения. Именно поэтому многим людям не удается самостоятельно изучать английский язык. Ведь все выполненные ими письменные упражнения никто не видит, монологи никто не слышит, выученные слова никто не замечает (до тех пор, конечно, пока они не начнут применять свои знания в общении). То есть никто не ценит их самоотверженный труд.
Где-то я читала, что фашисты, проводя свои бесчеловечные опыты, иногда давали заключенным задания переносить тяжелые камни с одного места на другое, а на следующий день снова переносить эти же камни на прежнее место. На следующий день заключенные снова переносили их на предыдущее место, а затем обратно. Это была бессмысленная работа. Фашисты тщательно изучали влияние такой работы на психику людей и, оказалось, что от такой работы люди сходили с ума и умирали. Причем умирали они не от тяжести самой работы, а именно от того, что у нее не было никакого смысла.
Не все понимают, что когда человек самостоятельно изучает английский, ему обязательно нужен смысл, нужна мотивация. Она нужна не только для того, чтобы начать изучать язык. Она нужна и для выполнения каждого отдельного упражнения. И если мотивацией является просто внутреннее желание, не подкрепленное какой-то целью, то вскоре желание ослабевает и человеку становится все трудней выполнять какие-то упражнения. Вскоре даже такое легкое задание, как ежедневное чтение запланированных двух страниц английской книги, становится ненавистным. И человек бросает свои занятия.
Я не спорю, что есть такие индивидуумы, которые могут горы свернуть, и им любые помехи нипочем. Прежде всего, это, конечно, полиглоты, но есть и просто очень дисциплинированные и хорошо организованные люди, умеющие доводить любое дело до конца. Но я сейчас говорю не о них, а об обычных людях, которые решили, что им нужно изучать язык. Вот у них-то и возникают проблемы с мотивацией.
Многолетние наблюдения за моими учениками привели меня к выводу, что даже взрослые, хорошо организованные люди, не могут работать самостоятельно. Им нужен репетитор. Я заметила, что они часто не выполняют те домашние задания, которые требуют устной работы: монолог на какую-то тему, устная работа с тренажерами, устный перевод текста и т.п. Однако все эти задания они с удовольствием выполняют в моем присутствии. Получается, что им нужен слушатель.
Вы не замечали, что даже слабые школьники очень расстраиваются, когда они сделали домашнюю работу (в кои-то веки), а учитель ее не стал проверять. Ребенок выучил диалог, а его не спросили.
Люди с удовольствием проходят различные тесты в сети: на знание грамматики, на определение своего уровня знания языка, на знание определенной лексики и т.п. Человеку важно чтобы его знания и умения кто-то оценил, пусть не человек, но хотя бы машина. И такая оценка приносит удовлетворение и даже удовольствие, если мы все сделали правильно и получили хороший балл. Если же балл был плохой, это может дать нам стимул для дополнительной работы. Поэтому неосознанно люди идут на прохождение таких тестов.
Получается, что нам всегда нужен кто-то, кто сможет оценить наши усилия и наши успехи. Однако, здесь кроется и страх, что мы не оправдаем надежд или ожиданий этого человека, потерпим фиаско и тогда опустим руки. Поэтому вам решать, нужен ли вам репетитор, наставник, помощник или какой-то другой союзник для успешного изучения языка или вы сами в состоянии быть себе таким наставником.
И, обращаясь к взрослой аудитории, изучающей язык самостоятельно для себя, хочу напомнить, что над вами нет никого, кто мог бы каким-то образом не позволить вам выучить язык, кто бы запрещал вам делать вашу жизнь такой, как вы хотите. Только вы сами можете взять ответственность за то, что вы делаете и чего хотите добиться. И только вы сами можете решить, получите вы тот результат, о котором мечтали или нет. Мотивация внутри вас и в ваших силах не дать ей угаснуть.
Поэтому кроме непосредственной работы с самим языком, советую чаще просматривать стимулирующие и мотивирующие материалы в сети: ролики об успехах других людей (вывод: значит, и я так смогу), полезные советы об использовании современных эффективных методов изучения языка и вдохновляющие статьи. И нужно обязательно отслеживать свои результаты и обязательно себя хвалить. Каждый, даже очень маленький успех в английском, может вдохновить нас на дальнейшие «подвиги» и привести к большим достижениям.
Кто виноват
А кто же все-таки виноват в том, что нам трудно изучать английский язык? Как ни странно, одним из главных виновников является наш родной русский язык. А именно расхождения в грамматике. Наша «вольная» грамматика, при всех своих сложностях, таких как падежи, спряжения, склонения, причастия и деепричастия, никак не хочет укладываться в простые с виду английские схемы. Поэтому частенько мы, продолжая мыслить по-русски, пытаемся просто заменять русские слова английскими словами и расставлять их в типичном для русского языка порядке. Получается, что зная, конкретные схемы, таблицы и структуры, мы испытываем трудности в их использовании именно из-за их кажущейся простоты.
Эта «простота» нам не типична, поэтому трудна. То есть мы продолжаем автоматически использовать родные русские структуры в английских предложениях. И никак не можем избавиться от этого автоматизма. И этот период обычно затягивается надолго. По этой причине советую многим просто принять этот факт и перестать себя корить за тупость, нерадивость и неспособность к языкам, так как это бесполезная трата эмоциональной энергии. Нам просто нужно время, чтобы осознать это, перестроиться и «присвоить» себе эти новые структуры (сделать их своими). Именно поэтому надо стараться больше практиковаться в устной отработке отдельных схем, формул, моделей и т.п. Можно «включить» в себе актера, который учит роль и регулярно использовать этот прием для более быстрого запоминания каких-то английских структур.
И не надо бездумно «бросаться» на курсы с кричащими и манящими объявлениями, обещающими самое быстрое и качественное обучение языку. Например, такие:
Иначе вы сами создадите себе дополнительную помеху, которую потом будете винить в том, что не смогли выучить язык, что только зря потратили время и деньги. Ни через 2, ни через 3 недели и даже ни через 3 месяца вы не заговорите, как носитель. Надо уметь адекватно оценивать свои силы и способности.
Конечно, есть и другие помехи, затрудняющие нам изучать английский. Например, отсутствие «под рукой» англо-говорящего собеседника. Наличие такого собеседника является мощнейшим атрибутом в развитии английской разговорной речи. Поэтому советую многим, (особенно тем, кто считает, что не знает о чем говорить) найти такого (таких) собеседников в сети, преодолеть свой страх и начать общаться, даже если уровень языка еще довольно низкий.
Есть еще один виновник, мешающий успешному изучению языка. Как ни парадоксально, но это вы сами, в том случае, если вы ждете, что какой-то другой человек, сможет обучить вас языку. Не надейтесь! Только вы сами сможете овладеть им, если будете учиться самостоятельно, не важно, есть ли у вас репетитор, учитель, курсы или нет. Более подробно читайте об этом в статье «Вы действительно хотите говорить по-английски?»
Надеюсь, что вы нашли что-то интересное и полезное для себя в этой статье, раз уж смогли «осилить» ее чтение до конца. Спасибо, что заглядываете на мой канал. С вами была преподаватель английского Елена Прик. Успехов вам в изучении английского языка.
Если есть желание вы можете пройти наш курс базового английского на сайте www.speakandtalk.ru