Найти в Дзене

О злоключениях советской вареной колбасы. Перевал Дятлова. - 17

Оглавление

Предыдущая часть:

Так вот, что же это был за "советский товарищ", который побывал у палатки совсем незадолго до того, как у палатки 26 февраля оказались Слобцов и Шаравин? И оставил на палатке свой фонарик и свой "след мочи"? Побывал, судя по оставленному им фонарику, ночью, в темное время суток. Как этот "советский товарищ" мог оказаться у палатки? И как и куда он потом ушел? На вертолете прилетел и улетел, что ли?

Нет, не на вертолете. "Своим ходом" пришел, на лыжах.

Чекистские крысы в группе Слобцова

Как известно, в группе Слобцова, помимо 11 студентов-поисковиков из УПИ, было еще два местных "проводника" из Вижая - лесник Пашин и капитан Чеглаков, начальник вооруженной пожарной охраны Вижая (см. список группы Слобцова по ссылке ниже).

И у многих студентов-поисковиков из группы Слобцова сразу же возникли подозрения, что этих двух "проводников" к ним приставили не просто так, и что один из них или оба были чекистскими крысами, "особистами" (то есть чекистами или чекистскими агентами). Эта мысль проскальзывает во многих интервью Шаравина, Брусницына и Слобцова.

И это действительно так: и лесника Пашина, и пожарника Чеглакова (см. Фото 1 ниже) к ним приставили не просто так. И оба были чекистскими агентами Ивдельлага (я об этом скажу пару слов далее). И у них было свое "задание".

Фото 1. Лесник Иван Пашин (слева) и пожарник капитан Алексей Чеглаков (справа). Оба - чекистские агенты Ивдельлага. Между ними - манси Алексей Анямов. Фото, судя по всему, было сделано 26 февраля в "лагере Слобцова" на Ауспии.
Фото 1. Лесник Иван Пашин (слева) и пожарник капитан Алексей Чеглаков (справа). Оба - чекистские агенты Ивдельлага. Между ними - манси Алексей Анямов. Фото, судя по всему, было сделано 26 февраля в "лагере Слобцова" на Ауспии.

"Коричневое одеяло" Шаравина

Одно время, в ранних своих интервью, Шаравин рассказывал, что когда он с Коптеловым утром 27 февраля обнаружили у Кедра тела Юры Дорошенко и Юры Кривонищенко, на них лежало коричневое одеяло. А потом оно исчезло, и он его видел уже позже в палатке на склоне, когда они разбирали вещи в палатке. И при этом у Шаравина возникли подозрения, что к исчезновению этого одеяла причастен Чеглаков. Из интервью Шаравина от 2007 года (см. ссылку ниже):

"НАВИГ: Инструктажа у вас никакого не было, от прокуратуры либо от других органов?
ШМ: Нет.
НАВИГ: Но по инструктажу, вам должны были его дать, поскольку вы могли там все поперепутать на месте происшествия?
ШМ: Они следили за этим делом совершенно негласно. Вот у нас есть подозрение, что один из этих ребят, который к нам в виде проводников, он явно не выполнял функции проводника. Вот таким образом они пытались повлиять. Поэтому, у Юры (Юры Юдина - прим. мое) есть предположение, что в то время, когда мы нашли палатку и первые трупы 27-го, помимо нас там кто-то побывал, вот, например, пропало там то коричневое одеяло, которое было на трупах. Мы утверждаем, что они были закрыты коричневым одеялом, а потом оно исчезло, оно оказалось в палатке. Оно было у Кедра, а потом оказалось в палатке. И когда стали вещи в палатке перебирать и нашли его там. Кто его туда перенес?"
Интервью Навига с Шаравиным

Но на известном фото тел Кривонищенко и Дорошенко у Кедра, которое сделал кто-то из поисковиков утром 27 февраля (см. Фото в комментариях к этой статье), видно, что тела запорошены снегом, и никакого коричневого одеяла на них нет. И позднее, надо отдать ему должное, Шаравин признал, что это "коричневое одеяло" ему привиделось - за "одеяло" он принял коричневую ковбойку Кривонищенко. И Шаравин позднее даже написал письмо Майе Пискаревой, в котором признал эту свою ошибку. Из более позднего интервью Шаравина, от 2013 года:

"М.П.: Михаил Петрович, недавно представитель фонда заявил, что обнаружена новая фотография двоих дятловцев у кедра, сделанная 27 февраля в момент составления протокола прокурором Темпаловым. И на этой фотографии видно, что на телах нет никакого одеяла. Вы видели эту фотографию?
М.Шаравин: Фото было снято в момент составления протокола со следователем; снег с поверхности трупов был удален. На Дорошенко, который лежит лицом вверх, на половине туловища видна темная ковбойка, которую я при первом осмотре засыпанных снегом трупов принял за коричневое одеяло".
Михаил Шаравин интервью 2013

Шаравин почему-то во всех своих интервью утверждал, что лицом вверх лежал Дорошенко. Но это не так: Дорошенко у Кедра лежал лицом вниз, а Юра Кривонищенко лежал лицом вверх, с полусогнутой левой ногой (см. Фото в комментариях к этой статье).

Но сейчас важно не это: важно, что Шаравин признал свою ошибку - что он за коричневое одеяло принял ковбойку. И важно другое: у Шаравина были подозрения не только в том, что "проводники" Чеглаков и Пашин были чекистскими агентами, но и какое-то интуитивное чувство, что Чеглаков незаметно от студентов побывал на перевале, и что он там где-то "пошустрил".

Фото 2. Михаил Шаравин, 2012 год. Фото Майи Пискаревой.
Фото 2. Михаил Шаравин, 2012 год. Фото Майи Пискаревой.

И это действительно так: Чеглаков был у палатки, незадолго до того, как ее 26 февраля, по наводке Пашина, "нашли" Шаравин и Слобцов. И Чеглаков действительно там "пошустрил". И именно Чеглаков помочился у палатки и оставил на ней свой фонарик. Просто, как это нередко бывает, у Шаравина его интуитивные впечатления (вполне правильные) наложились на психологический стресс, который он (и другие слобцовцы) испытал после обнаружения палатки и первых тел дятловцев. И вот отсюда взялась эта история с коричневым одеялом. История ошибочная, но за этой историей, как это также нередко бывает, скрывались вполне правильные интуитивные впечатления.

Но когда же Чеглаков успел побывать у палатки на склоне?

Пожарник Чеглаков спит у костра

Михаил Шаравин в одном своем интервью рассказал об еще одном очень интересном эпизоде - эпизоде забавном и даже курьезном, на первый взгляд (см. ссылку ниже):

"КА: А в группах поиска был кто-нибудь из прокуратуры? В самих группах, вначале? Или уже потом пришёл Иванов?
ШМ: Нет, из прокуратуры определённо не было. Было, например, у нас в группе два человека...
КА: Или из других органов?
ШМ: ...Вот один из них - мы подозреваем, что он был причастен к органам. Он постояно ходил с фотоаппаратом на груди...
КА: А вам не давали снимать?
ШМ: ...Ну, у нас, по-моему, фотоаппаратов не было. Скорее всего, может быть, и запрета такого не было, официального. Если бы кто-то имел с собой фотоаппарат - и снимал, если бы задался такой целью...Но этот точно был с фотоаппаратом, один товарищ...Один-то то назывался "пожарником", а вот второй, я затрудняюсь даже сказать, кто он был по принадлежности. Такой молодой сравнительно..."Пожарник" был постарше, а этот сравнительно молодой по сравнению с ним... ну, конечно, ему лет 35 было в то время. Если нам было 25, то он был не старый... Но вот подозрение, что этот второй товарищ был приставлен с определённой целью. Как проводник он себя не проявлял. Похоже, он и не знал местность. Да и первый-то...
КЮ: А следопытские приёмы у него были какие-нибудь?
ШМ: В том-то и дело... вот шли мы например вверх, искали лыжню... ну, я искал лыжню, что б не сбиться. Сбивались, находили снова, опять шли... А он сзади нас по проторённой лыжне и никаких вот этих вот не предпринимал... Ну, он конечно, по сравнению с нами, мы же ребятишки, а он не проявлял себя так, что мы ничего явного заподозрить не могли. Но тот, что первый, к "пожарнику" мало отношения имел".
Интервью Навига с Шаравиным

Шаравин здесь, видимо, говорит о событиях 25 февраля, когда группа Слобцова, перейдя на Ауспию, обнаружила лыжню дятловцев и прошла по ней немного вверх по Ауспии. Но Шаравин здесь снова немного путается: старшим из этих двух "проводников" был лесник Пашин, а Чеглаков был помладше (он был 1924 года - ему в тот момент было 35 лет), и именно он был "пожарником" (начальником пожарной охраны Вижая).

И при этом Шаравин отмечает, что Чеглаков не шел впереди и не торил лыжню - ни на Лозьве, ни при переходе с Лозьвы на Ауспию, ни уже на Ауспии. Пашин торил, постоянно (ее торили, по воспоминаниям Коптелова, 5-6 человек, которые постоянно шли впереди), и когда Пашин вывел 26 февраля Шаравина и Слобцова на перевал и показал им в бинокль палатку, он за эти дни так выдохся, что дальше не пошел - не только из-за страха, но и от усталости. А вот Чеглаков, который был значительно моложе Пашина (и при этом хорошо ходил на лыжах - он часто ходил на охоту) - этот нееет. Чеглаков все время тащился сзади и шел по проторенной лыжне. Почему? СИЛЫ БЕРЕГ.

И далее:

"Мы его расшифровали как? Мы когда вечером пришли с перевала, вот когда палатку нашли, значит, все в шоке ребята, мы эту флягу распили, и кто-то... Ну, "пожарник" там у входа расположился спать... И кто-то ходил ночью, запнулся за растяжку, и труба перекатилась, потом она коснулась коньковой верёвки. Верёвка перегорела, труба разъединилась и весь дым пошёл в палатку. Этот "пожарник" первый оттуда кинулся, ничего не предпринимая, и завопил "Сгорим! Сгорим!".
А это рассоединилось передо мной, я под этим спал, мне какие-то варежки дали, я глаза закрыл и пытался в темноте соединить её... И никто из туристов не кинулся из палатки бежать, а этот "пожарник" первый ломанулся. И потом он до конца ночи даже в пататку не полез, всю оставшуюся ночь сидел у костра. Так что под сомнением большим "пожарник" был".

Признаться, когда я в первый раз прочитал это интервью Шаравина, я не придал этому эпизоду большого значения. Но позднее, когда я всерьез взялся за расследование всей этой истории, я призадумался. Действительно, как-то все это странно. Чеглаков был начальником пожарной охраны Вижая. Чекистским агентом. Далеко не мальчиком. На охоту ходил регулярно, в тайгу, в одиночку. И это уже была не первая ночь, которую Чеглаков проводил в палатке со студентами из группы Слобцова. И вдруг этот эпизод с упавшей трубой на палатке так сильно его напугал, что он решил всю ночь провести вне палатки, на морозе, у костра.

А потом я все понял. Понял все. Все до мелочей. И я понял, что Чеглаков с Пашиным все это просто подстроили. Кто-то из них специально дернул за веревку, на которой была растянута палатка, чтобы уронить трубу. Зачем? Вот именно для этого, чтобы Чеглаков - под тем предлогом, что он боится пожара в палатке - всю ночь ночевал вне палатки, у костра.

Когда произошел этот эпизод? Шаравин полагает, что в ночь с 26 на 27 февраля - уже после того, как он со Слобцовым 26 февраля нашли палатку на склоне и принесли из палатки в "лагерь Слобцова" флягу со спиртом. Но я полагаю, что Шаравин здесь снова немного путается - и он сам, и Брусницын, и Лебедев и другие поисковики нередко в своих показаниях и воспоминаниях путались в датах. Но мне удалось восстановить правильную хронологию всех событий конца февраля-начала марта, буквально по часам. И я полагаю, что этот эпизод с упавшей трубой произошел вечером 25 февраля, когда группа Слобцова перешла с Лозьвы на Ауспию и встала лагерем на Ауспии, недалеко от перевала.

Чекистский агент Чеглаков выполняет задание

А дальше произошло следующее. После того, как Чеглаков (совместно с Пашиным) устроил этот небольшой спектакль с упавшей трубой, и (под предлогом опасения пожара в палатке) решил всю ночь провести вне палатки, у костра, он дождался, когда студенты-поисковики уснут.

А затем спокойненько встал на лыжи и не спеша двинулся к перевалу. Поднявшись на перевал, он довольно быстро нашел палатку (где она находилась, ему, как и Пашину, подробно объяснили "старшие товарищи", еще до того, как их отправили с группой Слобцова в горы). Залез через приподнятый (южный) конек в палатку и взял из палатки несколько вещей, находившихся у входа: мандолину Кривонищенко, ледоруб Золотарева, аптечку и две пары ботинок. Взял то, что лежало у входа и что было не слишком тяжело нести.

Сложил все эти вещи в свой мешок, помочился у палатки (думаю, сделал он это специально, также по заданию чекистов, - чтобы придать палатке "жилой вид"), и так же спокойно пошел назад, в "лагерь Слобцова".

Что же касается фонарика, то Чеглаков его просто забыл. Или даже, скорее, перед тем, как залезть в палатку, он его выключил и положил на конек палатки у входа, и, пока Чеглаков шарил в палатке и искал вещи, которые он мог бы прихватить с собой, фонарик просто скатился по снегу вниз, на полотно палатки - на схеме Слобцова из тетради Масленникова, которую я приводил в предыдущей статье, видно, что этот фонарик находился на полотне палатки недалеко от входа. И искать этот фонарик в темноте и ползать по полотну палатки Чеглаков не стал - чтобы не оставлять лишних следов на палатке.

Ну и, возможно также, что Чеглаков немного приподнял вход в палатку - чтобы он торчал из снега повыше, и чтобы Пашин на следующий день мог легче указать на палатку Шаравину и Слобцову. Это было еще одной частью его "задания" - проверить, в каком состоянии находится палатка незадолго до того, как там появятся студенты-поисковики.

Вот и все. А спустя пару часов Чеглаков уже снова находился в "лагере Слобцова". И когда студенты утром проснулись, он все так же сидел у костра. И никто не заметил его отсутствия ночью. И уж тем более никому из студентов и в голову не могло прийти, что Чеглаков всю эту ночь вовсе не сидел у костра, а уже успел сбегать к перевалу и обратно. Он для этого и берег силы ранее, когда все время плелся в конце - вот для этого ночного "марш-броска" к перевалу и обратно.

"Чекистская моча" у палатки

А когда утром 26 февраля студенты проснулись, лесник Пашин, другой чекистский агент Ивдельлага, повел Слобцова и Шаравина на перевал - чтобы показать им палатку на склоне.

А когда Слобцов и Шаравин подошли к палатке, они увидели на ее полотне этот фонарик - который лежал на толстом слое снеге, хотя на самом фонарике никакого снега не было. И когда Слобцов его включил - этот фонарик зажегся.

Естественно, этот фонарик не мог пролежать в таком положении на палатке целый месяц (его бы замело сверху снегом, как и всю палатку). И уж тем более он не смог бы зажечься. Этот фонарик на палатку положили не дятловцы - это сделал чекистский агент Чеглаков, буквально за несколько часов до того, как у палатки оказались Слобцов и Шаравин. И принадлежал он Чеглакову. И когда Аксельрод, по заданию Иванова и чекистов, позднее стал уверять студентов-поисковиков, что этот фонарик он якобы лично подарил Игорю Дятлову, Аксельрод лгал.

И "след мочи" у палатки, конечно, оставили не дятловцы - их на этом склоне вообще не было, и никакую палатку они там, конечно, не ставили. И никакой "след мочи" не смог бы там сохраниться почти месяц: следы мочи на снегу, к счастью, не держатся более 1-3 суток, тем более, при таком постоянном сильном ветре и постоянном сносе снега. Это была "чекистская моча" - моча чекистского агента капитана Чеглакова (см. Фото 3 ниже).

Фото 3. Капитан Чеглаков. Чекистский агент, в 1959 году - начальник пожарной охраны Вижая. Именно эта советская чекистская сволочь, выполняя важное чекистское задание, помочился у палатки. И чекистская "спецоперация" по оставлению "следов мочи" у палатки завершилась успешно.
Фото 3. Капитан Чеглаков. Чекистский агент, в 1959 году - начальник пожарной охраны Вижая. Именно эта советская чекистская сволочь, выполняя важное чекистское задание, помочился у палатки. И чекистская "спецоперация" по оставлению "следов мочи" у палатки завершилась успешно.

Сами Слобцов и Шаравин этой "чекистской мочи" у палатки не заметили, им было не до этого - они тогда даже следы-столбики не заметили, которые сделали чекисты во время своей инсценировки.

А вот товарищи Темпалов и Иванов эту "чекистскую мочу" постарались непременно зафиксировать в материалах "уголовного дела" (не зря же Чеглаков старался). И в своем "допросе" от 18 апреля товарищ Темпалов эту "чекистскую мочу" не забыл упомянуть (см. ссылку ниже):

"На верху палатки обнаружен китайский фонарик, который находился ближе к входу, около выхода из палатки мною обнаружен след от того, что кто-то из студентов по легкому оправлялся. Этот след старый".
Допрос свидетеля Темпалова В.И.

А товарищ Иванов и спустя много лет, в своей известной статье про "огненные шары" 1990 года, не забыл упомянуть эту "чекистскую мочу", и даже постарался придать ей некий "драматический характер" (см. ссылку ниже):

"Внимание мелочам! При расследовании дел не бывает второстепенных деталей: у следователей бытует девиз: внимание мелочам! Около палатки был обнаружен вещественный след того, что один мужчина выходил из нее для малой нужды. Выходил он разутым, в одних шерстяных носках («на минутку»). Затем этот след необутых ног прослеживается вниз, в долину.
Были все основания построить версию, что именно этот человек подал сигнал тревоги и у него самого уже не было времени обуться. Значит была какая-то страшная сила, которая не только испугала его, но и всех других, заставив их аварийно покинуть палатку и искать убежище внизу, в тайге. Найти эту силу или хотя бы приблизиться к ней и была задача следствия".
НЛО или Тайна огненных шаров: статья следователя Льва Иванова о гибели туристов на Перевале Дятлова

Ага-ага. И вот так, кто-то из дятловцев - видимо, Семен Золотарев - не успев даже застегнуть ширинку, побежал вниз к Кедру, со всеми остальными дятловцами. Ширинку застегнуть забыл (комбинезон Золотарева на Гену не налез, и оказался расстегнутым), но зато фотоаппарат прихватить не забыл. И вот так он и прыгал у Кедра и у оврага, пока не "замерз" - с расстегнутой ширинкой, но с фотоаппаратом на руке. А этот "вещественный след" мочи потом еще целый месяц терпеливо дожидался, когда на перевале появятся товарищи Темпалов и Иванов.

Но сейчас важно не это. Важно, что уже к утру 26 февраля в мешке Чеглакова находилось несколько вещей дятловцев, которые он вытащил из палатки на склоне: мандолина Кривонищенко, ледоруб Золотарева, аптечка и две пары ботинок. И все эти вещи вскоре окажутся в "лабазе" Масленникова.

Продолжение: