Имя этой женщины связывают с падением Казанского ханства и с покорителем Казани – царем Иваном Грозным, который, как гласят легенды, был страстно влюблен в красавицу татарку. Ее имя носит башня, возвышающаяся над другими строениями Казанского кремля. Кем она была, эта женщина, и могла бы она стать русской царицей?
Легенда о Сююмбике, Иване Грозном и башне
2 октября 1552 года Иван Грозный взял Казань. В плен попала и правительница Казани – ханша Сююмбике. Своей красотой она покорила русского царя, он страстно влюбился в нее решил взять в жены. Но красавица ханша поставила условие: поставишь за 7 дней 7-ярусную башню – выйду за тебя замуж. Царь Иван согласился выполнить требование, и действительно, через 7 дней на вершине холма Казанского кремля стояла высокая башня.
Сююмбике сказала, что хочет осмотреть башню изнутри. Она поднялась на верхний ярус и, чтобы не становиться женой врага, да еще и иноверца, прыгнула вниз.
Такая грустная легенда.
О Сююмбике осталась не только легенда, но и исторические сведения, которых, правда, не так много. Но они позволяют судить о реальной женщине.
Ногайская принцесса
Сююмбике родилась в промежутке 1520-1521 годы и была она очень знатного года. Ее отцом был ногайский бий Юсуф, ставший родоначальником русского княжеского рода Юсуповых. Среди их предков халиф Абу Бекра, сподвижник пророка Мухаммеда, правители Дамаска, Ирака, Персии, Египта. Прапрапрадед девушки, Едигей, являлся основателем династии ханов Ногайской Орды. Девушку звали Сююм, уважительная приставка «бике», что значит «госпожа», появилась позже.
К тому же девушка была очень красива. В исторической летописи «Казанский летописец» (написана во второй половине XVI - начале XVII веков) ее внешность, правда, в уже более позднем периоде, описывается так:
«…была та царица очень хороша лицом и умна, так что не было ей равной в Казани по красоте среди женщин и девиц, да и в Москве среди русских — дочерей и жен боярских и княжеских».
Брак как политический инструмент
Несмотря на такую красоту и родовитость, девушка себе не принадлежала и не могла выйти замуж по любви. Она была инструментом для укрепления политических связей своего государства. Ей было около 12 лет, когда из Ногайской степи ее привезли в Казань и выдали замуж за правителя Казанского ханства Джан-Али. Этот брак был согласован с Москвой и поддержан великим князем Василием III.
Джан-Али родился в 1516 году и был касимовским царевичем. В 1531 году казанцы свергли своего хана, крымчанина Сафа-Гирея, и пригласили на престол Джана-Али. Молодому хану срочно была нужна невеста, ею и стала Сююм. И хотя Джан-Али тоже был молод, любви между юными супругами не возникло. Хан откровенно пренебрегал своей красавицей женой и детей у них не было. Сююм часто жаловалась отцу, просила забрать ее домой. Юсуф требовал вернуть ему дочь, даже предлагал сместить хана.
Не устраивал юный хан не только свою жену и ее отца, но и казанское правительство, и в 1535 году в Казани произошел переворот, а Джан-Али был убит. Про-Крымская партия казанской знати опять пригласила на казанский престол крымчанина Сафа-Гирея.
Сафа-Гирей был старше Сююм на 10 лет, у него уже было 4 жены, но вместе с казанским престолом он взял и казанскую ханшу – Сююм стала его пятой женой. На этот раз Сююмбике узнала счастье в супружестве, так как стала для Сафа-Гирея любимой женой. В 1546 году она родила сына – Утямыша. В 1549 году Сафа-Гирей умирает при непонятных обстоятельствах – вроде как, был пьян, упал, ударился головой. На казанский престол возводят его трехлетнего сына Утямыша, а регентшей при нем становится его мать – Сююмбике.
Сююмбике была мудрой и доброй правительницей, казанцы ее любили и гордились ей. Она начала проводить реформы, много сделала для смягчения налогового бремени для небогатых людей. Известно, что в то время она приблизила к себе бывшего советника ее супруга, главу крымчан в Казани, знатного вельможу Кучака, с которым они вместе и управляли. Но ее правление было недолгим.
Иван Грозный не стал брать замуж Сююмбике
В 1551 году молодой русский царь Иван Васильевич фактически отрезал Казань от водных путей, построив город-крепость на острове Свияжск. Казань вынуждена была подписать с Москвой мирный договор. Сююмбике с сыном пыталась бежать, но была поймана своими же. Как говорится в Патриаршей летописи, казанские мурзы сами предложили Ивану IV забрать себе их правительницу. Они
«…бити челом, чтобы государь пожаловал, гнев свой им отдал, а пленити их не велел, а дал бы им на царство царя Шигалея (Шах Али), а Утемыш-Гирея царя государь к собе взял и с материю Сююнбика-царицею»...
Может, конечно, они надеялись, что русский царь женится на Сююмбике и им будет послабление. Но жениться на ней Иван Васильевич не собирался – только 4 года прошло после его женитьбы на Анастасии Романовой, царь очень любил свою жену и был с ней счастлив. Вряд ли Сююмбике, которая была старше царя на 10 лет, могла бы затмить его любимую Анастасию. Поэтому, хотя Иван IV и отправил казанскую ханшу с сыном в Москву, но не для того, чтобы жениться на ней, а из политических соображений – подальше от Казани.
Плененной правительнице дали десять дней, чтобы она собралась, попрощалась с могилой Сафа-Гирея и своим народом. Народный фольклор сохранил Плачь Сююмбике на могиле мужа:
Нынче ведома, как пленница...
В землю Русскую, иноязычную.
Вместе с сыном твоим,
царь возлюбленный.
Вместе с сыном Утямышем и всей казанской казной, сопровождаемая князем Петром Серебряным, она была отправлена в Москву.
Новый брак – опять политический
Прошло больше года, и Иван Грозный действительно взял Казань и вошел в город. На казанский трон он решил посадить давнего союзника Москвы – касимовского хана Шаха-Али, который приходился братом первому супругу Сююмбике - Джану-Али.
И опять Сююмбике оказалась пешкой в политической игре – ее против воли выдали замуж за Шаха-Али. Такому браку была не рада не только Сююмбике, но и Шах-Али. Ведь они всегда принадлежали к враждующим партиям.
С именем Сююмбике связана и еще одна легенда. Когда русский царь, чтобы упрочить свое положение в Казани, решил выдать Сююмбике замуж за своего ставленника, хана Шах-Али, то невеста отправила жениху подарки - кушанье и рубаху. Шах-Али был неглуп, а может, что-то и знал о своей будущей жене, но еду он скормил псу, а рубаху велел надеть провинившемуся слуге. Оба скончались.
Поэтому брак Сююмбике и Шаха-Али также не сложился, детей у них не было. Сююмбике опять писала отцу, жаловалась на грубое отношение к ней мужа, даже на издевательства. Ходили разговоры, что жестокий муж отрезал Сююмбике нос и уши. Бий Юсуф отправлял к ней послов, чтобы те убедились, что она жива и здорова. Она была жива и здорова, хоть и несчастлива. Отец просил Ивана Васильевича отдать ему дочь, но царь был непреклонен – Сююмбике могла представлять политическую опасность.
Последние годы своей недолгой и не очень счастливой жизни Сююмбике провела в Касимове (сейчас входит в состав Рязанской области). Там она и умерла, предположительно в 1557 году, ей не было еще и 40 лет. Место ее захоронения не известно.
Судьба сына Утямыша
Сююмбике лишили не только престола, но и сына. Когда ее оправили к Шаху-Али, сына Утямыша ей не отдали, он остался при московском дворе Ивана Грозного. Известно о нем немного. Мальчик был крещен и получил имя Александр. В 17-летнем возрасте Александр вместе с Иваном Грозным принимал участие в походе на Полоцк, который тогда принадлежал Великому княжеству Литовскому.
Утямыщ-Александр скончался в двадцатилетнем возрасте. Он был с царскими почестями похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Башня Сююмбике в Казанском кремле
На высоком холме Казанского кремля стоит башня, которая является символом Казани. Называют ее башня Сююмбике. Башня выделяется как своей высотой – 58 метров, так и цветом. Она сделана из красного кирпича, в то время как другие строения Казанского кремля имеют или белый цвет, или окрашены в светлые тона.
Дата появления башни точно не известно, где-то в промежутке между 1692 годом, когда она еще отсутствует на рисунках голландского картографа Николаса Витсена, и 1703 годом - самое раннее упоминание о ней в письменных источниках. В любом случае, прошло уже полтора века с тех пор, как Иван Грозный покорил Казань.
По своему назначению башня скорее всего являлась дозорной, или сторожевой, так как с ее высоты открываются превосходные виды на окрестности. Башня имела в разные времена разные название, название «башня Сююмбике» впервые встречается в 1832 году.
И все-таки, башня действительно может быть связана с именем Сююмбике. По одной из версий, она построена на месте захоронения хана Сафа-Гирея. Именно здесь стоял его мавзолей и сюда приходила Сююмбике поплакать о муже.
Как бы то ни было, Казанский кремль, башня и Сююмбике связаны. А конец легенды о том, что Сююмбике бросилась с вершины башни, не такой и печальный.
Когда Сююмбике бросилась вниз, Аллах смилостивился над ней и превратил ее в красивую птицу. Она облетела кремль и с плачем улетела вдаль.
Башня Сююмбике интересна и тем, что она падающая. Отклонение пика от вертикальной оси равняется двум метрам, что является критическим.
Вечерами на башне зажигаются зеленые огни. Возможно, именно такого цвета были глаза ногайской принцессы Сююмбике.
О присоединении Казанского ханства к России: