Найти в Дзене

Основные идеи произведения Сартра «Что такое литература?»

Оглавление

Как известно, рукописи не горят, и время над ними тоже не властно. Знания, которые хранятся в книгах – бесценны, труды великих авторов в силах дать нам множество вариантов ответов на вечные вопросы о бытие и об искусстве. Именно такая фундаментальная информация содержится в эссе Жана-Поля Сартра «Что такое литература?». Французский философ-экзистенциалист предложил настолько нестандартные для теории литературы тезисы, что даже критики отозвались о его работе как о «мощном катализаторе мысли». Целое поколение писателей, философов и филологов из Франции поддерживали, опровергали, а также развивали и дополняли идеи Сартра. Я же, в свою очередь, постараюсь кратко и понятно пересказать вам самые важные и занимательные из его мыслей.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Что значит писать?

На один из трёх главных вопросов собственного эссе Жан-Поль Сартр отвечает весьма подробно, подходя к этому философски. По мнению автора, писатель использует слова в качестве инструментов, а сами слова – это частичные элементы действий, которые нельзя понять вне этих действий. То есть если слово не будет иметь никакой эмоциональной или действенной окраски, его смысл невозможно будет полностью осознать:

«Только в любви и ненависти, в гневе, страхе и радости, в негодовании и восхищении, в надежде и отчаянии человек и мир обнаруживают себя в своей подлинности».

-2

Люди становятся писателями из-за своего желания рассказать об окружающих их событиях или вещах каким-то конкретным образом. Этот определённый и для каждого уникальный образ называется писательским стилем. Послание, которое писатель запечатывает в слова – это и само послание, и душа автора, которая в итоге превращается и вкладывается в описываемый объект.

Жан-Поля Сартра не зря считают основателем инструментальной теории языка, ведь он придал распространению и расширению силы слова на письме особенную ценность. Философ утверждал, что слово как действие подразумевает намерение автора разоблачить или поменять что-то в окружающей реальности, выразив тем самым свою позицию.

-3

Почему люди пишут?

В понимании Сартра литературный объект сравним с причудливой юлой-непоседой, которая не может существовать без движения. Остановится – и всё, конец. Жизнь литературы будет продолжаться ровно столько, сколько будет длиться чтение. Нет читателей – нет смысла и в том, что было создано специально для них.

Чтение – настоящий синтез и симбиоз творчества и его восприятия. Конкретный и воображаемый объект может возникнуть в голове читателя как продукт мыслительного процесса и мозгового штурма только благодаря соединению его усилий с автором текста. Людям стоит искать смысл не просто складывая слова в кучку в уме, а имея возможность представить их в органичном единстве.

Произведение искусства или литературы не имеет цели, которую нужно достичь, потому что само уже является ей. Ознаменовать выполнение такого замысла можно появлением эстетического наслаждения от восприятия картины, над которой автор так долго и кропотливо трудился, вкладывая в детище всего себя. Писатели пользуются сознанием своих читателей для того, чтобы обозначить свою признанность для бытия.

-4

Для кого писатели это делают?

Как вы наверняка уже догадались, Жан-Поль Сартр считает, что синтез автора и созданного им текста невозможен без того, кто будет это читать. Развивая эту мысль, Сартр приходит к выводу о том, что цивилизаторская миссия чтения состоит в приобщении к культуре. Писатель без аудитории – что плотник без рук или пожарный без огнетушителя.

Читатель и автор принадлежат к совершенно разным сферам и культурам, у каждой из которых есть своя специфика. Жан-Поль Сартр, будучи одним из тех, кто принадлежит к миру писательства, создавал и творил для своих современников на родине и за её пределами. Сартр считал, что во взаимодействии с аудиторией важны не только взаимопонимание и ясное восприятие авторских мыслей, но и конструктивная критика. Однако из-за этого читатель вынужден был бы делать остановки, переключаясь между текстом и комментариями к нему, в это полностью рушит и разрывает линейное восприятие текста.

-5

Автор статьи: Александра Найрас-Кель

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊