Найти тему

Призрак Розы

Не бойся, в гробовом молчанье
Я De profundis не пою.
Душа моя — благоуханье,
И расцветаю я в раю.
Теофиль Готье

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Как известно, искусство создает канон, чтобы его нарушать. Сложно с этим не согласиться, учитывая то, что выработанное Михаилом Фокиным движение как бытие-в-потоке телесного образа в один момент было вынуждено подвинуться и освободить место демонстрации сбоя текучей хореографии во второй половине двадцатого века. Такая же история нарушения канона произошла с балетами-предшественниками Фокина: отсутствующее ранее перевоплощение артиста в образного персонажа благодаря влиянию Михаила Михайловича наконец воплотилось в одухотворенные монологические образы. Переживать из-за этих изменений, конечно, можно, но гораздо продуктивнее брать это себе на заметку и двигаться в своих размышлениях дальше, совершая попытку заново переизобрести уже созданное.

Одноактный балет «Видение Розы» или «Призрак Розы» был поставлен Фокиным на труппу Русского балета Дягилева. Если мы обратимся к стихотворению Теофиля Готье, по мотивам которого создавалась сюжетная линия, то узнаем, что в нем юная девушка беседует с призраком цветка, который был накануне на её бальном платье. Сюжет подходящий для поисков, которыми увлечен Фокин: можно создать телесный образ, который передаст через интенсивное использование мимики и жестов эмоции, «положит искреннее эмоционально движение» в основу всего. Здесь нельзя не усмотреть влияние Айседоры Дункан, которая затрагивала монологические стороны персонажа и передавала их в основном через пластику рук и корпуса. У Михаила Фокина затанцевало все тело, а техника рук стала только совершеннее, особенно в сравнении с крепкими правильными руками старого балета.

-2

Образ Розы существует как чистая поэзия, миф, сказка, в конце концов, сон. Этот сон указывает направление движений для спящей девушки в дуэте. Как говорил сам балетмейстер: «С закрытыми глазами ищет она, призывая свое Видение». Если во время бала это направление, скорее всего, задавала героиня, а Роза удостаивалась только взгляда со стороны, то в пространстве сна она полноправная хозяйка. Или, точнее, хозяин.

В русском языке слово «роза» женского рода, но найти утерянную «чистоту» образа Фокин позволяет мужчине. Да, согласно драматургии балета партия Розы исполняется мужчиной потому, что он несет в себе образ кавалера с бала. Но, обращаясь больше к стихотворению, я все-таки не забывала бы, что во снах и сказках фигуры и события с легкостью подменяют друг друга и оборачиваются своей противоположностью. К тому же сам Фокин очень раздражался, когда начинались споры о женственности или мужественности этого персонажа. «Образ Спектра совершенно бесполый», — утверждал он. Перед зрителями — стройное, эфемерное, гибкое существо. Не цветок и не человек, а может быть, и то и другое.

За восемь минут балета Вацлав Нижинский (для которого изначально была поставлена партия Розы) исполняет двадцать восемь прыжков, а после легендарного прыжка в окно создается ощущение, что он улетает в окно, словно дух. Видение ли это, призрак или что-то еще, отличное от человеческого, каждый может называть это как того пожелает, главное, что подобная поэтичность образа складывается не столько благодаря виртуозной технике, сколько правильно найденному балетмейстером телесному жесту.

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊