Фольклорные мотивы актуализируют обрядовую деятельность в перформансе, восстанавливают ритуал, обряд и помогают составлять культурное наследие регионов. Каждый перформанс, анализируемый в первой части статьи, обращается к культурному наследию выбранного для исследования региона и через рефлексию традиций выстраивает свою творческую рамку.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Объекты в перформансе часто выполняют вспомогательную функцию и служат средством связи между участниками. Помимо обычных материальных объектов могут использоваться такие элементы как запахи, генераторы шума, аудио-элементы, свет и т.д. Э. Фишер-Лихте говорит о том, что в перформансе все жесты, объекты, пространство и звуки связаны с феноменом автореферентности*. Вещь обретает значение своей материальности в процессе восприятия ее субъектом. Объект, воспринимаемый как нечто определенное, тождественен в своем значении воспринимаемому нами феномену. То есть вещи означают то, чем они являются. Они воспринимаются как означающие, которые могут относиться к широкому спектру явлений и контекстов, а также могут быть связаны с множеством других означающих, что в конечном итоге приводит к умножению значений в перформансе.
В проекте «Русское инородное» сибирской художницы из Нижнего Тагила, Алисы Горшениной, героиня встраивает себя в исторический ландшафт местности. Наивные представления о природе и человеке, религиозные идеи, бытовавшие у народов Сибири, нашли отражение во многих произведениях изобразительного искусства, в том числе в масках, использовавшихся, например, в различных обрядах, праздничных мистериях и пантомимах.
Алиса Горшенина считает, что маски точнее и лучше всего работают в тандеме с человеком, ведь они тесно связаны с детством, с желанием иногда примерить на себя роль другого человека, скрыв своё лицо. Маски являются множественными лицами, с их помощью человек пытается отгородиться от окружающего мира, но в процессе отторжения сам начинает становиться его частью, надевая на себя всё более и более причудливые образы. Проект Горшениной осуществлен в жанре фотоперформанса и позволяет переосмыслить культурный код исчезающего уклада жизни.
Многосоставный проект мультижанровой художницы из Брянска, Ульяны Подкорытовой, в рамках выставки «Я моторы гондолы разбираю на части» дань уважения фольклорным традициям Русского Севера и современная сказка о будущем природы и технологий. Главная героиня видеоперформанса облачена в деревянную броню из лемеха, материала для кровли храмов в древнерусской архитектуре. Преодолевая различные препятствия на пути, она должна исполнить старое поморское заклинание, чтобы вызвать ветер и восстановить течение реки.
Поморское слово «тамотка», обозначающее «где-то там», указывает дорогу в будущее, где новые технологии и знания из прошлого помогают друг другу. Соединив северный фольклор, вокабуляр современной рекламы и лексику по медитации осознанности, художница создает мир постапокалипсиса в реальной локации обезлюдевшей поморской деревни.
Перформативная инсталляция Катерины Михайловой представляет собой композицию декоративных кухонных подносов, которые, помимо атмосферы кухни или столовой, которые они украшали, рассказывают истории людей, в чьих домах они хранились.
Трапеза в этой работе выступает как важнейший общественный регулятор, демонстрируя и укрепляя социальные иерархии и в то же время сглаживая противоречия. Художница берет фокус на несколько подтем: подготовка к праздничному ужину как сакральный ритуализованный процесс и желание накормить как способ проявление власти. Таким образом трапеза играет активную роль в социальном конструировании реальности как внутри коллектива (семьи, группы друзей), так абсолютно вне его рамок.
Художник Владимир Архипов собирает самодельные бытовые вещи, благодаря которым каждый зритель может ощутить материальность народной культуры. Собирание самоделок художник превратил в междисциплинарную исследовательскую активность, сделал свою архивную коллекцию целым ресурсом на странице в Интернете. Важность проекта Архипова в том, что он показывает предметы из прошлого, наделяя их биографией, добавляет их фотографии и предоставляет голоса. Таким образом, каждый посетитель может ощутить живое желание рассмотреть объект. Архипов выводит предметы ручной работы из разрушающихся уголков современности в центр эстетической значимости, что делает его проект пронзительно человечным.
Фольклорные мотивы являются неотъемлемой частью культуры народа и оказывают сильное влияние на его идентичность и самосознание. В современном мире, где происходит активное развитие глобализации и стандартизации культурных проявлений, сохранение и изучение фольклорных мотивов становится особенно важным. В контексте перфоманса, который представляет собой форму искусства, объединяющую различные жанры и элементы, включая традиционные народные мотивы, изучение влияния фольклора на современный перфоманс представляет особый интерес.
Автор статьи: Влада Булыгина
________________________________________________________________________
*Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте; пер. с нем. Н. Кандинской; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. – Москва: Play&Play: Канон-плюс, 2015. – 375 с.
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊