Найти тему

Объекты как источники фольклорных мотивов

Фольклорные мотивы актуализируют обрядовую деятельность в перформансе, восстанавливают ритуал, обряд и помогают составлять культурное наследие регионов. Каждый перформанс, анализируемый в первой части статьи, обращается к культурному наследию выбранного для исследования региона и через рефлексию традиций выстраивает свою творческую рамку.

______________________________________________________________

➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️

_______________________________________________________________

Объекты в перформансе часто выполняют вспомогательную функцию и служат средством связи между участниками. Помимо обычных материальных объектов могут использоваться такие элементы как запахи, генераторы шума, аудио-элементы, свет и т.д. Э. Фишер-Лихте говорит о том, что в перформансе все жесты, объекты, пространство и звуки связаны с феноменом автореферентности*. Вещь обретает значение своей материальности в процессе восприятия ее субъектом. Объект, воспринимаемый как нечто определенное, тождественен в своем значении воспринимаемому нами феномену. То есть вещи означают то, чем они являются. Они воспринимаются как означающие, которые могут относиться к широкому спектру явлений и контекстов, а также могут быть связаны с множеством других означающих, что в конечном итоге приводит к умножению значений в перформансе.

В проекте «Русское инородное» сибирской художницы из Нижнего Тагила, Алисы Горшениной, героиня встраивает себя в исторический ландшафт местности. Наивные представления о природе и человеке, религиозные идеи, бытовавшие у народов Сибири, нашли отражение во многих произведениях изобразительного искусства, в том числе в масках, использовавшихся, например, в различных обрядах, праздничных мистериях и пантомимах.

Алиса Горшенина считает, что маски точнее и лучше всего работают в тандеме с человеком, ведь они тесно связаны с детством, с желанием иногда примерить на себя роль другого человека, скрыв своё лицо. Маски являются множественными лицами, с их помощью человек пытается отгородиться от окружающего мира, но в процессе отторжения сам начинает становиться его частью, надевая на себя всё более и более причудливые образы. Проект Горшениной осуществлен в жанре фотоперформанса и позволяет переосмыслить культурный код исчезающего уклада жизни.

-2

Многосоставный проект мультижанровой художницы из Брянска, Ульяны Подкорытовой, в рамках выставки «Я моторы гондолы разбираю на части» дань уважения фольклорным традициям Русского Севера и современная сказка о будущем природы и технологий. Главная героиня видеоперформанса облачена в деревянную броню из лемеха, материала для кровли храмов в древнерусской архитектуре. Преодолевая различные препятствия на пути, она должна исполнить старое поморское заклинание, чтобы вызвать ветер и восстановить течение реки.

Поморское слово «тамотка», обозначающее «где-то там», указывает дорогу в будущее, где новые технологии и знания из прошлого помогают друг другу. Соединив северный фольклор, вокабуляр современной рекламы и лексику по медитации осознанности, художница создает мир постапокалипсиса в реальной локации обезлюдевшей поморской деревни.

-3

Перформативная инсталляция Катерины Михайловой представляет собой композицию декоративных кухонных подносов, которые, помимо атмосферы кухни или столовой, которые они украшали, рассказывают истории людей, в чьих домах они хранились.

Трапеза в этой работе выступает как важнейший общественный регулятор, демонстрируя и укрепляя социальные иерархии и в то же время сглаживая противоречия. Художница берет фокус на несколько подтем: подготовка к праздничному ужину как сакральный ритуализованный процесс и желание накормить как способ проявление власти. Таким образом трапеза играет активную роль в социальном конструировании реальности как внутри коллектива (семьи, группы друзей), так абсолютно вне его рамок.

-4

Художник Владимир Архипов собирает самодельные бытовые вещи, благодаря которым каждый зритель может ощутить материальность народной культуры. Собирание самоделок художник превратил в междисциплинарную исследовательскую активность, сделал свою архивную коллекцию целым ресурсом на странице в Интернете. Важность проекта Архипова в том, что он показывает предметы из прошлого, наделяя их биографией, добавляет их фотографии и предоставляет голоса. Таким образом, каждый посетитель может ощутить живое желание рассмотреть объект. Архипов выводит предметы ручной работы из разрушающихся уголков современности в центр эстетической значимости, что делает его проект пронзительно человечным.

-5

Фольклорные мотивы являются неотъемлемой частью культуры народа и оказывают сильное влияние на его идентичность и самосознание. В современном мире, где происходит активное развитие глобализации и стандартизации культурных проявлений, сохранение и изучение фольклорных мотивов становится особенно важным. В контексте перфоманса, который представляет собой форму искусства, объединяющую различные жанры и элементы, включая традиционные народные мотивы, изучение влияния фольклора на современный перфоманс представляет особый интерес.

Автор статьи: Влада Булыгина

________________________________________________________________________

*Фишер-Лихте, Э. Эстетика перформативности / Э. Фишер-Лихте; пер. с нем. Н. Кандинской; под общ. ред. Д. В. Трубочкина. – Москва: Play&Play: Канон-плюс, 2015. – 375 с.

________________________________________________________________________

Наш телеграмм-канал:

ЛитМузБес | Об истории искусства

________________________________________________________________________

Читайте также:

_______________________________________________________________

Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊

Фольклор
7714 интересуются