Недавно в Тольятти из кулуаров власти просочилось очередное неочевидное и спорное решение – в Комсомольском районе якобы по просьбе жителей собрались построить новую автомагистраль. Всего каких-то 500 метров, но вся загвоздка заключается в том, что по проекту она пройдёт напрямую через лесной массив, активно используемый населением в рекреационных целях. Таким образом, ничтоже сумняшеся, чиновники готовы уничтожить около гектара многолетнего соснового бора, забывая о том, что Тольятти до сих не восстановился после страшных лесных пожаров 2010 года, когда была утрачена почти половина «зелёных лёгких» города. В мотивационной части своего недальновидного поступка администрация ссылается в первую очередь на результаты опроса общественного мнения 2018 года.
В нём на голосование был вынесен следующий вопрос: «Считаете ли вы необходимым строительство дороги по улице Механизаторов, соединяющей улицу Громовой с улицей Лизы Чайкиной?». По его итогам с небольшим перевесом верх одержали сторонники дороги, хотя сам проект несколько раз до этого получал отрицательное заключение на публичных слушаниях. К тому же результаты опроса носят рекомендательный характер, т.е. их можно принять во внимание, а можно и проигнорировать. В данном случае столь радикальное решение было как раз необязательным, так как опрос лишь показал, что единодушный подход среди населения отсутствует, и пренебрегать мнением одной части жителей ради интересов другой точно не следовало.
Также в ответах из разных инстанций чиновники ссылаются на проведённый несколько лет назад мониторинг транспортного потока и загруженности дорог Комсомольского района. Но при этом совершенно не учитывают тот факт, что в связи с запуском в эксплуатацию в этом году нового мостового перехода через Волгу существенная часть транзитного трафика, следующего ныне через кольцевую развязку в сторону трассы М-5, теперь непременно направится в обход Тольятти. Это, если и не решит полностью проблему, в значительной мере снизит напряжённость движения в «час пик» и разгрузит городские магистрали, что сделает прокладку новой дороги уже не актуальной и позволит направить выделенные средства на более социально значимые проекты.
Помимо этого, сама проблема периодически возникающих заторов на въезде-выезде из района выглядит преувеличенной, так как существует только в определённые утренние и вечерние часы, а время нахождения в «пробке» обычно не превышает 10-15 минут при самых худших раскладах. Более серьёзный коллапс может возникать лишь по вине некоторых водителей, когда из-за несоблюдения скоростного режима, нарушений ПДД или отсутствия культуры вождения случаются аварии, перекрывающие часть дорожного полотна.
Поэтому, при всём желании сотрудников администрации выдать желаемое за действительное, новый проезд станет причиной возникновения только ещё одной пробки. Это вполне возможно, во-первых, благодаря парадоксу Браеса, согласно которому добавление одной или нескольких дорог к дорожной сети может замедлить общий трафик потока через неё (т.е. увеличится время нахождения в пути). Во-вторых, в сложившуюся систему 4-полосных дорог района (с большей пропускной способностью) будет встроена 2-полосная (с меньшей пропускной способностью), что неизбежно приведёт к скоплению автомобилей на перекрёстках и новых светофорах (эффект «бутылочного горлышка»).
К тому же существующая часть дороги пока служит только для заезда на территорию единственной больницы Комсомольского района и близлежащих дворов. С появлением непрерывного потока транспорта могут возникнуть трудности с доступом к этим зонам, что может повлечь непредсказуемые последствия (например, несвоевременное оказание медицинской помощи). Неравнодушные жители также обоснованно опасаются, что отсечённая планируемой дорогой часть лесного массива со временем уйдёт под застройку, так как к этому земельному участку неоднократно проявляли большую заинтересованность различные коммерческие структуры. Тем более, что в городе уже хватает аналогичных примеров перевода земель из одной категории в другую.
После начала сбора подписей за отмену строительства и публикаций о возникшей проблеме в городских пабликах наиболее ретивым лоббистам дороги стало понятно, что отделаться отписками и замолчать ситуацию уже не удастся, поэтому они перешли к традиционным для таких случаев методам – скрытым угрозам, прямым оскорблениям в адрес активистов, попыткам дезинформации населения и другим способам манипуляции на общественно значимых темах.
Но протест против строительства дороги и вырубки леса в Тольятти благодаря всё более увеличивающейся вовлечённости жителей города в этот процесс в скором времени наверняка выйдет уже на федеральный уровень и вполне может вызвать интерес у компетентных органов, закономерные вопросы которых местные власти уже не смогут игнорировать так, как делают это с мнением обычных граждан.