Думаю, мои дорогие читатели догадались, что в предыдущей заметке я недаром упомянул одного из моих самых любимых архитекторов, Льва Николаевича Кекушева. Как раз сейчас я задумал серию рассказов о зданиях, которые он построил в Москве.
И сегодня будет первая из таких статей.
Возможно, кто-то помнит, что в сентябре прошлого года я писал о доме Ивана Миндовского на Поварской улице.
Сегодняшний же мой архитектурный герой стоит как раз рядом, чуть справа от него. И, пару дней назад в очередной раз гуляя по Поварской, я очень жалел, что не побывал здесь ранней весной, когда снег уже стаял, а деревья еще не успели зазеленеть настолько, что этого прекрасного дома сделалось почти не видно за буйной листвой.
- (Кстати сказать, друзья, у меня к вам вопрос. Обычно я всегда вставляю в новые тексты ссылки на те свои прошлые заметки, речь о которых заходит в данный момент. Скажите, эти ссылки вам помогают? Или, может быть, наоборот мешают, отвлекая от повествования? Или вы переходите в старую статью и забываете о новой, так и не дочитав ее? Всегда хочется улучшать качество публикаций.)
Но, даже несмотря на густую зелень, я все же постараюсь рассмотреть этот дом, стоящий на углу Поварской улицы и Скатертного переулка. Дом, возведенный в 1903-1904 годах…
…В популярном в те годы стиле модерн
Правда, глядя на него сегодня, с первого взгляда видно, что в здании этом гармонично соединились, казалось бы, несочетаемые стили модерна и неоклассицизма.
Но именно что «казалось бы». Ведь если прогуляться по Москве, то понимаешь, что наши гении архитектуры того времени великолепно умели сочетать «несочетаемое» и находить гармонию в самых неожиданных вещах и явлениях.
Впрочем, здесь у этого есть и другой секрет, о котором чуть позже.
Заказчиком строительства выступило Московское торгово-строительное общество Якова Андреевича Рекка – знаменитого предпринимателя и банкира, который в 1886 году в возрасте девятнадцати лет перебрался в Москву из родной ему Самарской губернии, а уже к концу столетия занимал видное положение среди местных капиталистов.
Тот самый Рекк, который целью своей жизни и жизненным кредо сделал лозунг:
«Надо Москву украсить стильными домами, которые, имея технические удобства западноевропейских городских строений в то же время не убивали бы национального колорита Москвы»
И обширный земельный участок между Скарятинским и Скатертным переулками Яков Рекк приобрел для того, чтобы выстроить на нем…
…Два роскошных особняка, что называется, «под ключ»
Одним из них стал тот самый особняк Ивана Александровича Миндовского, второй – тот, который купил меценат и купец, владелец швейной мануфактуры, член Московского автомобильного общества и Общества пособий бедным евреям Матвей Григорьевич (Мордух Гиршевич) Понизовский.
Участок тот ранее занимали возведенные в 1770-х годах и пришедшие в полную ветхость, непригодные для жилья постройки старинной усадьбы тайного советника, генерал-майора Даниила Григорьевича Волчкова. Кстати сказать, супругой его была правнучка знаменитого уральского заводчика Акинфия Демидова, чье семейство я так часто упоминаю в своих заметках, Прасковья Львовна.
Волчковы жили в усадьбе до первого десятилетия девятнадцатого века. Затем имением владели поочередно еще несколько фамилий, пока в 1902 году оно не было выкуплено под снос фирмой Якова Рекка.
(7 фото)
И снова, как мы любим, некоторые популярные сайты говорят о том, что оба дома, выстроенные на месте бывшей усадьбы, очень долго не продавались, и Понизовский с женой Амалией Абрамовной Виленкиной въехали сюда лишь в 1908 году. Однако архивные документы свидетельствуют об обратном, указывая, что уже на этапе строительства Матвей Григорьевич сделал свой выбор в его пользу. В то время как, действительно, будущий дом Миндовских пустовал до 1909 года.
Два эти дома (вы уж простите, но их действительно волей-неволей сравниваешь: один и тот же архитектор, тот же заказчик, фактически одновременно построенные) вышли довольно разными.
(7 фото)
Особняк на углу со Скатертным имеет более четкие углы, меньше скруглений и мелких деталей. Но и он, как положено модерну, словно бы произрастает изнутри наружу. Со своей экспрессией, из неравных, асимметричных объемов, ступенчатыми каскадами перетекающих один в другой.
Фасады его были облицованы керамической плиткой, а над угловой прямоугольной башней в момент постройки возвышался металлический пирамидальный купол. Помещения обставили великолепной мебелью, с первого на второй этаж вела широкая мраморная лестница. Эскиз роскошной люстры нарисовал сам Лев Николаевич Кекушев, а стены залов украсило множество полотен известных художников.
А еще, рассказывают, в доме хранились некоторые личные вещи Наполеона Бонапарта, оставленные им при бегстве из Москвы, прежде хранимые в старой усадьбе Волчковых.
Прошло немного времени, всего несколько лет, и модерн с его порой гротескными, порой вычурными элементами стал отступать с позиций. И в 1910 году…
…Понизовский решил слегка перестроить дом
Для этого он пригласил архитектора Василия Ивановича Мотылева.
Тот и придал особняку неоклассицистический вид. Убрал с дома большую часть модерновых украшений, в том числе избавились от купола-пирамиды. Фасады в результате приобрели большую строгость по сравнению с первоначальным обликом, хотя дух модерна до сего дня витает в нем. Здесь нет присущих классике центральной симметрии и строгости. А сквозь четкие линии и прямые углы все равно проступает прежняя волнистость и легкость (9 фото).
Но главное, над проездной аркой, что выходит в Скатертный переулок, до сих пор красуется традиционный кекушевский автограф – клыкастое и когтистое изваяние льва, что выглядывает в переулок, умостившись на замковом камне.
Есть сведения, что хозяин дома заказал и внутреннюю модернизацию. В результате бывшую дюжину просторных залов превратили в 26 отдельных комнат, которые впоследствии сдавались внаем.
Одним из жильцов здесь в 1900-х был благотворитель, юрист и психолог Сергей Викторович Познышев – человек, сыгравший значительную роль в развитии российского правоведения и юридической психологии. Автор, как он сам называл свое детище, «этико-социологического направления в юриспруденции», основанного на синтезе, опять же по его собственному описанию, классического, антропологического и социологического направлений в уголовном праве.
В 1917 году особняк национализировали, а Понизовские эмигрировали во Францию.
С 1922 по 1940 год в бывшем особняке разместилась Афганская миссия, а с 1950-х – Посольство Исламской Республики Афганистан в Российской Федерации.
А в заключение напомню, что все статьи о Льве Кекушеве и его архитектурных творениях всегда доступны вот в этой планомерно пополняемой подборке:
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.