Улица называется Садовой-Сухаревской, но до этого дома ближе всего идти от станции метро Цветной Бульвар, всего чуть больше трехсот метров.
Честно говоря, когда его впервые увидел, мне на какой-то момент показалось, что знаменитый дом Листа из Глазовского переулка взяли и перенесли сюда.
Впрочем, знатоки утверждают, что это – ярчайший образец австрийского «Сецессион-стиля» (от латинского «secessio» – отделение, обособление) – четкость объемов, упорядоченная ритмика, функциональная и рациональная композиция. И при этом…
…Радикальный модерн и почти бунтарский авангард
Но ведь так похоже на раннего, молодого Льва Кекушева! Ан нет, автором (а вернее, соавтором) перестройки особняка, выстроенного изначально около 1870 года, выступил другой гений модерна, уже хорошо знакомый большинству моих дорогих читателей архитектор Александр Антонович Галецкий, ученик и некоторое время компаньон Федора Осиповича Шехтеля. И, кстати сказать, да, дом этот заметно перекликается с усадьбой Беляева в Рюмином переулке
и особняком Александры Бутиковой-Рябушинской-Дерожинской,
в строительстве которых также принимал участие Александр Антонович.
Его соавтором в перестройке особняка в начале 1900-х годов (предположительно в 1901-м) был Аполлос Васильевич Правдин. При этом сам он и его жена Вера Васильевна Правдина являлись и владельцами дома, и жильцами вплоть до 1908 года, пока не продали его и не перебрались в Сокольники.
Вы скажете, для наших широт имя Аполлос звучит… несколько по-библейски. Но с 1870 по 1901 год прежним домом владели, вы будете смеяться, мещане Олимпиада Павловна и Николай Павлович Акиановы. Правда, история не сохранила сведений о том, были они супругами или братом и сестрой. Москвоведы же высказывают обе точки зрения.
О Правдине известно немногое. Окончил Московское Комиссаровское техническое училище с дипломом техника-архитектора. Кроме этого дома создал еще пристройку к храму в селе Марьино Бронницкого уезда.
А покупателем дома у Правдиных в 1908-м стал…
…Автогонщик-любитель Сергей Капцов с женой Екатериной Ивановной
Везде, где говорится об этом доме, он гордо именуется «Домом Правдиной». Видимо, архитектор и параллельно предприниматель Аполлос Васильевич традиционно записал имущество на супругу.
Но, в отличие от этой мало кому известной пары, давшей особняку имя, о Сергее Александровиче Капцове рассказывают куда как больше.
(7 фото)
Владелец текстильной фабрики во Фрязине. Участник Первой мировой войны в звании прапорщика автороты. Минералог и держатель богатой коллекции драгоценных камней. Собственно говоря, коллекция та была не слишком-то эффективным прикрытием для регулярной поддержки семей арестованных белогвардейцев, за что он неоднократно репрессировался большевиками. Однажды был даже приговорен к расстрелу, но «высшую меру социальной защиты» заменили на десять лет исправительно-трудового лагеря.
Но и до революции Капцовы много жертвовали на благотворительность. Выстроили корпус Алексеевской психиатрической больницы (той, которая «Кащенко»), гимназию и несколько начальных школ.
Будучи автомобилистом-любителем, Сергей Александрович участвовал в автопробеге Санкт-Петербург – Севастополь, за что удостоился призов от Первого русского автомобильного клуба и Императорского Российского автомобильного сообщества.
Кстати сказать, гонщиком он был не только на трассе, но и в обычной жизни. В журнале «Автомобилист» от 1911 года о нем была даже заметка в рубрике «Случаи неосторожной езды», в которой приводились слова из полицейского протокола:
«Управлял лично. Столкновение с ломовым извозчиком, последний получил ушибы»
Впрочем, это уже совсем другая история.
Особняком на Садовой-Сухаревской Капцовы владели даже дольше, чем многие другие русские купцы и фабриканты – до 1918-го, когда в нем открылось кредитное общество «Уездная страховая касса». А сам Сергей Капцов продолжал трудиться, правда, теперь уже на новую власть, а не на самого себя. Был в какой-то момент, как говорят, даже членом Малого Совнаркома.
И дожил до 1932 года, скончавшись от тифа.
А особняк этот, я уверен, знают и видели абсолютно все, даже ни разу не побывав рядом с ним. Потому что…
…Все видели его в кино
Вот этот фрагмент в ролике ниже. В нем наш дом появляется в кадре в конце второй минуты. Именно здесь по задумке Станислава Сергеевича Говорухина располагалось отделение милиции, на пороге которого Глеб Жеглов подсунул в карман вора Кирпича украденный кошелек.
Вот, правда, сравнивая то, что мы видим в кино, с тем, что предстает нам в сегодняшней действительности, становится ясно, что дом в какой-то момент реконструировали. В результате чего появилось мансардное окно под козырьком. А вместо бывшего изящного эркера навис какой-то странного вида ящик.
И на торцевой стене исчезло окно в виде буквы «омега», зато появилась металлическая дверь под козырьком, которой раньше здесь не было.
Хотя, если постараться от этих дополнений и утрат абстрагироваться, то перед нами – одно из самых красивейших московских зданий в стиле модерна.
* * *
Мои дорогие подписчики и случайные гости «Тайного фотографа»! Большая и искренняя благодарность каждому из вас, кто дочитал рассказ до конца.
У меня к вам большая просьба: подумайте, кому из ваших друзей была бы интересна моя страничка, кому вы могли бы ее порекомендовать? Давайте вместе увеличим число единомышленников, кто любит гулять по Москве, изучать историю ее улиц и обсуждать эти истории друг с другом.
И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!
А заодно напоминаю о нашем нововведении: телеграмм-чате для неформального общения и обмена фотографиями, мнениями, впечатлениями и местами для интересных прогулок.