Найти в Дзене
Extreme Sound

От блэка к прогу: как Исан из Emperor стал музыкальным экспериментатором

Вегард Сверре Твейтан, больше известный как Исан, ещё подростком перевернул мир метала. Будучи вокалистом, гитаристом и клавишником блэк-метал-группы Emperor, он выпустил знаковый альбом In The Nightside Eclipse в 1994 году, придав этому мрачному жанру эпическое звучание. Ему было всего 18.

Тогда Emperor и вся блэк-метал-сцена вызывали неоднозначную реакцию, но сегодня их влияние сложно переоценить. В отличие от гитариста Самота и барабанщика Фауста, осужденных за поджог и убийство соответственно, Исан не участвовал в преступлениях, которые принесли блэк-металу дурную славу.

Он оставался творческим лидером Emperor до распада группы в 2001 году после выхода их четвертого альбома Prometheus: The Discipline Of Fire & Demise (в 2006-м группа воссоединилась, но только для концертов). Последние 18 лет Исан занимается сольной карьерой, привнося элементы прога, джаза и поп-музыки в своё изобретательное творчество.

Его новый альбом, названный просто Ihsahn, — это самый близкий к блэк-металу релиз со времен Emperor. Впрочем, как и всегда у Исана, всё не так просто: альбом сопровождается оркестровой версией тех же песен.

«Музыка — это зависимость, с которой я живу, сколько себя помню», — говорит он. — «Я знаю, это звучит претенциозно, но я чувствую, что мне выпала честь заниматься тем, без чего я не представляю своей жизни».

Детство на ферме и встреча с Самотом

Исан начал заниматься музыкой с раннего детства. Бабушкин инструмент и пластинки, которые слушали дома, пробудили в нём интерес к музыке. Он начал брать уроки игры на фортепиано в шесть лет, а в 10 получил свою первую электрогитару.

«Я вырос на ферме, и после школы мне было не с кем играть», — вспоминает музыкант. — «Приходилось коротать время, играя самому. К счастью, у меня был старенький электроорган с драм-машиной и четырёхканальный магнитофон, который откуда-то принесла мама. Так что уже в 11 лет я записывал свои первые треки: сначала барабаны с органа, потом бас, а затем гитару. Я собирал музыку, как пазл».

Всё изменилось, когда Исан познакомился с Самотом, своим будущим коллегой по Emperor. «Это была судьбоносная встреча!», — признаётся музыкант. —«Я пытался играть в местных группах, но они ни к чему не стремились. А Самот был на год старше меня и играл с ребятами, которые казались мне тогда взрослыми. Они репетировали на мопедах! Им нужен был гитарист, а у меня были длинные волосы и джинсовка с нашивками Iron Maiden, так что я к ним присоединился».

Эпоха Emperor и блэк-метал-революция

В начале 90-х норвежская сцена только зарождалась. Emperor были одними из первых, кто начал использовать корпспэинт на концертах.

«Тогда мы, как и многие, подражали своим кумирам — Quorthon из Bathory и Тому Г. Уорриору из Celtic Frost», — рассказывает Исан. — «Интернета не было, и мы видели только их фотографии: Квортона с пентаграммой и Уорриора с патронташами. Нам казалось естественным пойти по этому пути, проживать этот образ. Музыка была для нас всем. Мы жили ею 24/7. Сон не входил в философию блэк-метала».

Однако Исан быстро разочаровался в корпспэинте и театральности, которые стали неотъемлемой частью блэк-метала.

«Всё это отвлекало от музыки», — считает музыкант. — «Мы хотели развиваться, а не зацикливаться на образе».

Отказ от ярлыков и поиск собственного пути

Исан не скрывает, что чувствовал себя частью чего-то большего, когда играл в Emperor. Однако он всегда был больше сосредоточен на музыке, чем на идеологии.

«Я никогда не был командным игроком», — признаётся Исан. — «Возможно, это из-за того, что я вырос на ферме. В школе я чувствовал, что все знают какие-то правила: что правильно, что неправильно, кто есть кто, кто главный... А я не понимал этих правил. Позже я понял, что это моя особенность».

Сегодня Исана считают одним из самых влиятельных музыкантов в блэк-метале. Но его это не слишком волнует.

«Я рано понял, что не могу контролировать чужое мнение», — говорит музыкант. — «Единственное, на что можно положиться — это на собственную мотивацию. Если ваше счастье зависит от того, что о вас подумают другие, вы обречены на страдания».

Музыка как семейное дело

Музыка всегда играла важную роль в жизни Исана. Его жена Хайди — тоже музыкант, и она всегда поддерживает его. «Она мой лучший друг и главный критик», — признаётся музыкант. — «Мы всегда обсуждаем мою музыку, и её мнение для меня очень важно».

Музыка стала делом всей семьи Исана. Его шурин — Эйнар Солберг, вокалист прогрессив-метал-группы Leprous. Даже дети Исана уже пробуют свои силы в музыке.

«Это здорово — видеть, как новое поколение продолжает то, чем мы занимались», — говорит Исан. — «Интересно, чем они удивят мир? Что будет следующим шокирующим явлением в музыке после Элвиса и панка?»

Новые горизонты

Новый альбом Исана — это своеобразный итог его творческих поисков. «Это самый сложный проект, которым я когда-либо занимался», — признаётся музыкант. — «Мне было сложно даже придумать название, которое отражало бы всё, что в нём есть. В основе музыки лежит экстремальный метал, но я добавил туда оркестр, и это было настоящим вызовом. Я хотел создать нечто цельное, что работало бы как единое произведение, но при этом каждая часть могла бы существовать отдельно».

Исан не собирается останавливаться на достигнутом. Он продолжает искать новые пути в музыке, экспериментировать со звуком и бросать вызов самому себе. «Мне повезло заниматься любимым делом всю жизнь», — говорит Исан. — «И я хочу сохранить этот энтузиазм. Я хочу, чтобы каждый новый альбом был для меня таким же захватывающим приключением, как и в юности».

Если вам понравилась статья, дайте мне знать – поставьте лайк! Это очень мотивирует меня.Поделитесь своим мнением в комментариях – мне важно знать, что вы думаете!