Блэк-метал, как поджанр экстремального металла, обладает уникальной культурой, разветвившейся на различные субкультуры и музыкальные стили на протяжении своей эволюции. Известный как самый мрачный жанр металла, он характеризуется высокой скоростью, скримингом, тремоло-риффами, сырым звучанием и тяжелыми искажениями, подчеркивающими атмосферу и внутренний мир исполнителя. В своей первоначальной сущности блэк-метал остается относительно андеграундным по сравнению с другими поджанрами металла, привлекая слушателей, которые отождествляют себя с жанром как на музыкальном, так и на идеологическом уровне.
Идеология
Блэк-метал уделяет большое внимание идеологическому измерению музыки. Хотя группы и исполнители этого жанра придерживаются разных этических и философских взглядов, большая часть блэк-метала противостоит институциональным религиям, главным образом христианству. В результате в блэк-метале проявляется характерный дух культуры, отвергающей нормы и стандарты современного общества. С помощью лирических тем, часто изображающих символические образы, блэк-метал-группы неоднократно подвергали сомнению и отвергали внутренний секуляризм, следование нормам, потребительство и современное мировоззрение.
Многие исполнители также используют музыку как выражение своего недовольства миром, лишенным духовного или культурного значения, и через неё стремятся к духовности. Сатанинские тексты и образы составляют значительную часть блэк-метала, хотя следует отметить, что множество блэк-метал-групп также отвергают сатанизм. Жанр также связан с концепцией индивидуализма и его идеологическим конфликтом с групповыми идентичностями. Классическим примером является группа Darkthrone, которая ставит на первое место самодостаточность и индивидуальность. С другой стороны, многие поклонники таких групп, как Mayhem, склонны принимать обе крайности: радикальный индивидуализм и коллективные идентичности.
Другие идеологические направления блэк-метала включают национал-социалистический блэк-метал (NSBM) и его противоположность - красный и анархистский блэк-метал (RABM). NSBM передает неонацистские убеждения и правое националистическое мировоззрение, что заметно в музыке таких групп, как Absurd, Infernum и Graveland. RABM - менее известное идеологическое направление, которое придерживается левых идеологий, таких как марксистская и анархистская философии. Представители этого направления - группы Iskra и Skagos.
Первая волна
Величие первой волны блэк-метала принадлежит флагманам 80-х годов, заложившим основы жанра. Сам термин "блэк-метал" был придуман группой Venom, когда они выпустили свой второй альбом "Black Metal" в 1982 году. Тем не менее, Venom имели доминирующее звучание трэш-метала, хотя некоторые из их лирических тем были связаны с отвержением христианства, сатанизмом и подобной символикой. Запись была сырой, а участники группы взяли псевдонимы, тем самым положив начало практике, которой до сих пор следуют многие блэк-метал-исполнители по всему миру. Шведская группа Bathory часто считается наиболее значительным ранним представителем жанра, развивая эти темы и вводя определенные определяющие элементы блэк-метала в свои ранние годы. Их музыка была непрерывной и сильно искаженной, и группа первой начала использовать скриминг в своей музыке. В сочетании с лирическими темами антихристианской направленности эти элементы создавали поистине мрачную атмосферу, которая лучше всего слышна в их ранних альбомах "Bathory", "The Return", "Under the Sign of the Black Mark" и "Blood Fire Death".
Жанр начал расширять свои границы с помощью бескомпромиссных и сырых композиций швейцарской группы Hellhammer. Их музыка оказала влияние на поколения блэк-метал-групп, которые появились позже, и характеризовалась простыми, но непрерывными риффами, создающими сильную атмосферу с лирикой, посвященной сатанинской тематике. Участники Hellhammer в конечном итоге сформировали группу Celtic Frost, которая привнесла в жанр смелый подход с большим количеством экспериментов, как в музыкальном, так и в лирическом плане. Норвежские блэк-метал-группы также черпали вдохновение в идеологических темах и эстетике датской группы Mercyful Fate, например, в "трупном гриме" фронтмена King Diamond.
До того, как норвежская блэк-метал-культура расцвела в полной мере, такие группы, как Master's Hammer, Rotting Christ, Von и Blasphemy, выпустили несколько важных альбомов. С наступлением 90-х годов некоторые северно-европейские группы, такие как Marduk и Dissection из Швеции, представили свои собственные интерпретации, находящиеся под влиянием как ранних, так и поздних работ первой волны блэк-метала. Такие группы, как Impaled Nazarene и Archgoat из Финляндии, стремились расширить границы жанра, смешивая сущность блэк-метала с элементами дэт- и грайндкора.
Вторая волна
С появлением норвежской блэк-метал-сцены в начале 90-х годов вторая волна блэк-метала стала свидетелем нового подхода к жанру. Индивидуальность жанра проявилась как никогда раньше, когда множество групп, таких как Mayhem, Burzum, Darkthrone, Gorgoroth, Carpathian Forest, Emperor и Immortal, выпустили множество определяющих работ. Несомненно, находясь под влиянием пионеров первой волны, таких как Bathory, гитаристы, такие как Euronymous из Mayhem, с помощью своей музыки утвердили значение риффинга, который стал эталоном для многих групп. Вторая волна была богата и эстетически: широко использовался трупный грим, а антихристианские и пугающие идеологии выражались в поджогах церквей и даже убийствах.
Одним из самых важных моментов утверждения блэк-метала в норвежском андеграунде стал Helvete, магазин пластинок Euronymous в Осло. Независимый магазин стал центром притяжения для таких блэк-метал-исполнителей, как участники Burzum, Mayhem и Emperor. Euronymous создал независимый звукозаписывающий лейбл Deathlike Silence Productions, известный своим андеграундным успехом, который побудил другие лейблы рассмотреть возможность выпуска блэк-метал-музыки.
Находясь под сильным влиянием норвежской сцены и первой волны, блэк-метал-группы появились и на европейском континенте. К числу наиболее значимых групп относятся Behemoth и Graveland из Польши, а ранняя музыка Cradle of Filth имела сильное влияние блэк-метала с симфоническими композициями. Благодаря разнообразию этих различных сцен возникли новые стили блэк-метала, но именно норвежское и скандинавское звучание больше всего вдохновляло новые блэк-метал-группы.
Пост-вторая волна
Конец второй волны жанра ознаменовался важным событием: такие группы, как Dimmu Borgir, повысили качество своего звучания. Некоторые группы, начинавшие как блэк-метал, стали придерживаться викинг-стиля или уступать место симфоническим интерпретациям. Лирические темы также начали затрагивать темы депрессии и самоубийства; так возник депрессивно-суицидальный блэк-метал (DSBM). Эра пост-второй волны характеризуется большим разнообразием стилей, когда такие шведские группы, как Watain и Dissection, пишут музыку, часто переплетенную с мистицизмом. Возникли различные интерпретации поджогов церквей времен второй волны, которые были смешаны с концепциями национализма, неонацизма и язычества. В результате этого появились такие национал-социалистические блэк-метал-группы, как французская Les Legions Noires.
Блэк-метал также расширяет свои территориальные границы в эпоху пост-второй волны. С начала 2000-х годов на Ближнем Востоке появляются блэк-метал-группы с антирелигиозными взглядами, подвергающими сомнению исламские обычаи. Революционным примером является демо-альбом "Burning Quran Ceremony" сольного проекта Janaza Anahita, которая, как утверждается, является первой иракской женщиной-исполнительницей блэк-метала.
Блэк-метал также смешивался с различными другими стилями, что привело к возникновению таких жанров, как blackened death metal (Belphegor), ambient black metal (Agalloch, Wolves in the Throne Room), symphonic black metal (Carach Angren) и industrial black metal (Mysticum).
В заключение
Блэк-метал прошел долгий путь от своих истоков в 80-х годах, эволюционируя и разветвляясь на множество поджанров и идеологий. Он остается одним из самых экстремальных и противоречивых жанров металла, но его влияние на музыкальный ландшафт неоспоримо. Блэк-метал продолжает развиваться и расширяться, и его будущее, несомненно, будет столь же мрачным и увлекательным, как и его прошлое.