Русские - нация, пьющая чай в обильном количестве. Ежегодно россияне используют для приготовления чая более 170 000 тонн сухих чайных листьев, что больше, чем в Великобритании. Удивительно, что в самой холодной из этих двух стран даже есть свои чайные плантации.
Самый северный чай растет на Кавказе, в 90 минутах езды от горнолыжных склонов зимних Олимпийских игр 2014 года и трассы Формулы-1 в Сочи. Однако очень немногие из миллионов туристов, выбирающих местом отдыха российский курортный город в 1400 километрах от Москвы, добираются до высокогорных плантаций. Тот факт, что чай, для которого требуется жаркий климат, можно выращивать в России, не является общеизвестным.
Дедушка русского чая
Поселок Солох-Аул, где выращивают чай, соединен узкой извилистой дорогой с морским курортом Сочи и его пышной субтропической растительностью. На дорогах больше предупреждающих знаков о коровах, чем об автомобилях – исторически животноводство было основным занятием местных горцев. Однако 61-летний Иуда Кошман, который пешком пришел в Солох-Аул из соседней Грузии со своей женой Матреной, познакомил жителей деревни с некоторыми новыми возможностями.
До этого эта пожилая пара работала на Сухумской чаеразвесочной фабрике. По прибытии они купили крошечный домик на краю деревни и разбили огород, где посадили экзотические кусты, которые привезли с собой в рюкзаках. Три года спустя они пригласили своих соседей на чашечку чая, который сами же и вырастили.
Сегодня Солох-Аул - это пять десятков домов на покрытом лесом склоне горы Фишт, вершина которой остается заснеженной даже в июле. Его улицы представляют собой каменистые дорожки, одна из которых ведет к побеленному деревянному дому с крышей из гофрированного железа и мемориальной доской с надписью "Особняк и музей Кошмана". "Здесь жили Кошманы", - объясняет Елена Завирюхина, хранительница музея, показывая крошечную комнату, в которой едва помещались две кровати, деревянный сундук и портреты хозяев на стенах: седовласый мужчина с курчавой бородой и женщина в белом платке.
"А вот здесь чай обрабатывался", - Елена открывает дверь в соседнюю комнату, половину которой занимает русская кирпичная печь, а другую половину - деревянный стол с небольшой горкой сухих, скрученных чайных листьев на нем. Из крошечного окна открывается вид на те самые чайные деревья, которые Кошманы посадили еще в 1901 году. Пара также была похоронена на плантации.
"Это старейшие чайные деревья России", - Елена кивает в сторону окна. "При правильном выращивании – если их обрезать и удобрять - они могут давать листья еще пять столетий. Мы каждый год собираем урожай и готовим наш собственный чай в музее."
Чёрный или зелёный?
Россияне пьют в основном черный ферментированный чай. Для приготовления этого сорта чая листья мнут и перекручивают, чтобы выжать немного сока, который ускоряет ферментацию. "Сегодня на чайных фабриках используют специальные машины для скручивания листьев, но в начале 20 века кошманы делали это вручную, голыми руками", - говорит Елена. "Однажды мы с дочерью решили попробовать и смяли дома килограмм свежих чайных листьев; после этого у нас неделю болели руки! Это невероятно тяжелая работа".
Отжатые таким образом листья ненадолго нагревали в печи, а затем оставляли сушиться на открытом воздухе, под навесом. Когда чай был готов, Иуда Кошман нес его на спине всю дорогу до рынка в Сочи – 40 километров (25 миль) пешком по горной тропе.
Узнав от бородатого горца о происхождении этого свежего, ароматного чая, сочинские торговцы высмеяли его: зимой горы Сочи покрыты снегом, а температура опускается до 10 ° С ниже нуля – тропическое растение никак не могло выжить в таких условиях.
В ответ на присланные Кошманом образцы сушеных листьев Российская академия наук заявила, что в Российской империи к северу от Грузии невозможно выращивать чайные деревья, и посоветовала необразованному крестьянину сдерживать свои фантазии. Только в 1920-х годах, после русской революции, Кошман получил поддержку от государства, и вокруг Солох-Аула начали распространяться чайные плантации; в начале 1970-х годов в поселке собирали и перерабатывали до 7000 тонн чайных листьев в год, благодаря советским селекционерам, которые создали особые, морозостойкие сорта.
Чайный опыт
В музейном кафе Елена ополаскивает кипятком белый фарфоровый чайник, кладет в него горсть золотистых листьев и заливает их горячей водой из медного самовара. Этот русский чай не крепкий, светлого цвета и с разнообразным послевкусием, которое включает нотки фруктов и слабый цветочный аромат.
Основанная Иудой Кошманом компания "Солохаульский чай" ("Солохаульский чай") в настоящее время владеет 60 гектарами (148 акров) чайных плантаций; четверть века назад, до того, как русская чайная компания пострадала от экономического спада, ей принадлежало в несколько раз больше земли.
Сбор урожая чая начинается весной, как только в горах тает снег. Сезон традиционно открывает глава компании, который срывает первые листья с дерева рядом с могилой Кошмана. За ним следуют сезонные рабочие, которые вручную собирают несколько десятков тонн чайных листьев в период с апреля по октябрь. Листья обрабатываются на фабрике современным способом с использованием оборудования.
До недавнего времени вы могли купить только фасованный зеленый и черный местный чай в Солох-Ауле или заказать его онлайн. Российский чай появился на полках супермаркетов только два года назад.
"Однако, заваренный на своей родине, в особняке Кошмана, этот чай всегда отличается по вкусу от чая, купленного в магазине", - говорит Елена, которая вернулась в Солох-Аул, свою родную деревню, после окончания профессионально-технического училища в Сочи. По ее словам, каждый год несколько туристов останавливаются в Солох-ауле на пару недель, чтобы принять участие в сборе чайных листьев. Плантации расположены высоко в горах, добраться до некоторых из них можно только верхом. Чай собирают вручную, как во времена Кошмана. Этот аутентичный опыт - традиция, чудом сохранившаяся в российском курортном регионе.