Найти тему
Добрый Психологист

«Повышенная ставка на вклад. За страховку…» - звонок из "банка" пенсионеру

Оглавление

Очередная вариация из множества множеств всяких способов обмана телефонными мошенниками, ориентированная, преимущественно, на пенсионеров с накоплениями.

Потенциальной жертвой выступила моя мать, которая, несмотря на «глубоко за 70» вполне себе опытный «антимошенник» и по настроению может поизображать непонятливую бабулю, не понимая, что от нее хотят и затягивая разговор. А потом сразу звонит мне с отчетом, зная мое пристрастие к коллекционированию жуликов и их "психотехнологий".

Коды уже 100% никуда и никакие не отправит, но иногда случалось такое:

В последнее время стала просто отправлять все жулье подальше Сибири, но ближе Африки. Одно и то же: счета заморожены/продление СИМ-карты как по графику. Уже надоели.

Вас банк беспокоит!

Как раз заехал вечером проведать, сидим, разговоры говорим и звонок.

Мама отвечает.

- Может быть. А вы кто? – ее стандартный ответ на «Такая-то?!». Закатывает глаза и отводит телефон от уха. Качает головой.

В трубке кто-то что-то бубнит.

- Включи громкую, - едва слышно говорю я и киваю на телефон я.
- Что? Кто это? Повторите? А-а-а? – повышенным тоном говорит мать, переведя телефон на громкую связь.
- Это специалист отдела вкладов банка такого-то, Мария Иванова! - тоже громко отвечает собеседница. – Вы являетесь нашим клиентом, правильно?
- Вам виднее… Вы не знаете, кто у вас клиент? Вы точно банк?
- Нет, мы видим, что вы клиент. Обязаны уточнить. У вас есть вклад в нашем банке, правильно? - задает вопрос на миллион сия мадам.
- Если вы из банка, то знаете и про вклад, и про все остальное! – раздражается мать. – Что вам нужно?
- У вас истекает срок страхования карт и вкладов. При отказе продлить страховку вы можете потерять свои сбережения. При оформлении страховки получите повышенный выгодный процент! – тараторит «представитель банка». - Без страховки ваши вклады и деньги на карте не защищены.

Эх, ну хоть тут почти правду сказала. Что можно потерять все сбережения. Жаль не сказала, что от попыток оформить и что та потеря - основная цель ее звонка.

Мать вопросительно смотрит на меня, «шоркая» рукой по телефону в зоне микрофона – шумы создает.

- Спроси, сколько стоит страховка, какой процент и что нужно, - шепчу я.
- Алло? Алло? Вы слышите? – бубнит трубка.
- И как мне продлить страховку? Какой процент после будет? Я не потеряю в деньгах?
- После оформления страхования вам будет доступен вклад под 19% на три месяца и под 17% в дальнейшем! Сейчас у вас меньше, – бодро рапортует говорящий организм по ту сторону трубы. – Страхование бесплатное, по госпрограмме от Агентства страхования вкладов!

Мама удивленно смотрит на меня. Нет, она не поверила. Она удивилась сведениям.

Спокойно, это развод!

Тут я мысленно выругался. Хотя очень хотел по полной программе и вслух.

Схема-то весьма опасная. И со стороны может показаться, что мошенник знает и вклад, и процентную ставку. Тем более, что в этом банке вклад действительно есть и по ставке значительно ниже. То есть риск того, что жулику поверят и реально примут его "представителем банка", весьма серьезный.

Но паниковать не стоит. Тут на самом деле ничего не сказали, а лишь банальная социальная инженерия.

  • Где чаще всего пенсионеры хранят вклады? В том самом известном банке, где львиная доля получает пенсию и вообще все делает. В "публичных базах" темных уголков этих наших интернетов есть сведения о наличии мобильных банков на том или ином номере телефона.
  • Ставки названы значительно выше обычных ставок в том самом банке. Т.е. если вклад есть, он однозначно НИЖЕ озвученных ставок.
  • А уж «бесплатно» и упоминание АСВ, про которое непременно любой вкладчик слышал по ТВ или в банке, окончательно усыпляет бдительность.

Здесь упор даже не на потерю вкладов, как мне вначале подумалось, а именно на процент от страховки значительно более высокий.

- И что мне нужно? – выслушав «выгодные обещания», спрашивает мать.
- Сейчас мы оформим заявку онлайн. Скажите код, который вам придет на телефон.

Подхожу. Телефон пиликает. Всплывает окошко с СМСкой восстановления доступа к Госуслугам. Ну, классика жанра!

Что это и зачем делается – описывал неоднократно.

Вкратце: чтобы набрать на ваше имя и без вашего ведома кредиты и займы. Ну и далее простор открывается.

Как и то, что же делать, если все-таки коды сказали.

Улыбаюсь и развожу руками – мол, говори, что нет кода.

- Нет ничего. Куда он придет?
- К вам в СМС. Посмотрите СМС. Я могу перезвонить, если вам так удобнее. Запишете код.

Вот же… хитрая. Понимает, что многие пенсионеры не в теме, как в ходе разговора СМСку прочесть.

- Ой, милая, да нетуть кода. Совсем, - явно переигрывает мама, изображая совсем уж бабулю.
- Подождите, сейчас еще отправлю! Ждите.

В трубке тишина.

Мать что-то хочет сказать, но я прикладываю палец к губам. Оно-ж ведь слушает. Свой микрофон выключила, а нас слышит.

- Скажи, пусть перезвонит, - одними губами шепчу я и показываю жест «телефон возле уха».
- Алло? Алло? Вы слышите? Код видите?

Телефон пиликает.

- Ой…ой-ой…. Не увидела! Пропал! Я посмотрю, запишу, а вы позвоните потом, хорошо?
- Конечно, через несколько секунд наберу.

Отключается. Я набираю кое-что на телефоне.

- Вот же… - мама разражается гневными, но в целом воспитанными ругательствами в адрес мошенников.

Я кладу свой телефон на стол с открытыми заметками.

- Назови эти коды ей, - комментирую я. – Сперва один, потом второй.

Меньше чем через минуту звонок.

- Все получилось?
- Да, диктую… - мама зачитывает код.
- Что-то неверно, должно быть 4 цифры! Вы уверены?
- Да… может второй? Подождите... Диктую….
- Да нет же! - чувствуется раздражение. Опять 6 цифр. Там должно быть…. Это…. ээм... Ах ты!!!

Далее следует возмущенная и не самая цензурная отповедь, слушать которую никто, разумеется, не стал. Мама, рявкнув доброе слово, отключила связь.

Что это за коды, на которые так нервно реагируют ни разу не_товарищи-жулики – описывал в Телеграм.

Через несколько минут звонок. "Возможно, Мошенники", услужливо предупреждает приложение.

- Аллёё! - тут уже я отвечаю максимально гнусавым голосом.
- Алло! Алло! Вас беспокоит *называет грозную должность из грозной структуры*!
- Че нада?
- Вы что, плохо слышали? Это *грозная должность* беспокоит!
- Че, внатуре прям такой страшн... старший?

Далее отпускаю пару неполиткорректных шуток. Сдавленный мат и ожидаемо брошенная трубка. Ну, минут 15 им потратили. Надеюсь, что каждый день так раз по 10-20 минимум им будет.

Вот с "тяжелой артиллерией" не могу серьезно разговаривать. Когда я слышу эти попытки "закосить" под правоохранительные структуры - меня начинает словесно пучить. Ибо ржуниссимо неимоверное в потугах этих.

Обсудили вкратце, я отбыл, а мама, вооружившись телефоном, пошла нести просвещение в массы среди родни и подруг. Вон сколько пользы от нескольких минут общения!

Опять? Снова!

Мошенники и их методики не стоят на месте. Постоянно модифицируют способы обмана, используя для этого самые различные прямые или косвенные поводы.

И некоторые из них выглядят очень реалистично в глазах людей со сниженным критическим мышлением.

Особенно когда идет связка «бесплатно-онлайн-выгода» по тем ситуациям, с которыми человек в принципе может быть связан и про которые, якобы, знает мошенник. Подчас это могут быть совсем какие-то экзотические формы развода с обещанием материальных благ/пособий/бонусов:

Так и вполне "житейские" истории, которые внешне выглядят безобидно:

Ну а вы теперь знаете, как и по какому алгоритму можно на пару с родственником развлечься с этими звонилками. И такой ликбез лучше всего тренирует устойчивость к обману, приучая, что всякий звонящий-предлагающий в 99% случаев обманщик. Как бы реалистично он не говорил.

Потому как в ряде случаев все равно остается сомнение: «Ну а вдруг же правда… писали в Интернете/говорили по ТВ что-то такое».

«Нравлик» по традиции, остальное – как желаете…