"Из Эберку до Йезда шел девять дней, и в Йезде был восемь дней, а из Йезда пошел в Исфахан, пять дней шел, и в Исфахане был шесть дней", — так писал о герое сегодняшней статьи тверичанин Афанасий Никитин в своём "Хожении за три моря" ещё в XV веке. Нам тоже довелось несколько дней провести в Исфахане, и сегодня я хочу поделиться искренними впечатлениями от этой жемчужины старой Персии. В статье будет много фотографий и подписей к ним.
Исфахан — старая столица Персии
Первые поселения в этом районе восходят к палеолиту (~10 тыс. лет до н.э.).
Как полноценный город Исфахан известен уже как минимум с I тысячелетия до н.э., а столицей Персии он стал в XVI веке при шахе Аббасе I Великом. Сегодня это город с населением больше 2 млн. человек, хорошо развитой промышленностью и туристической инфраструктурой.
Площадь Накш-э-Джахан
Аббас I, перестраивая Исфахан, рассудил, что городу нужно такое место, где можно будет и поторговать, и пообщаться с шахом, и поучиться, и, само собой, принести молитву Господу. Для этого была построена площадь Накш-э-Джахан, представляющая собой огромный прямоугольник, границами которого являются протяжённые торговые ряды.
Расчёты Аббаса Великого оправдались: площадь и по сей день привлекает сонмы туристов и местных жителей. Здесь люди гуляют, устраивают пикники, покупают шедевры местных мастеров, причём многие виды прикладного искусства (например, минакари́) являются визитной карточкой города.
"Накш-э-Джахан" можно перевести как "картина мира", "образ мира" или "украшение мира", и это справедливо. Раньше на площади сражались участники конного поло, а сегодня это открытая для прогулок территория с качественным ландшафтным дизайном. Матчи поло изображены на работах художников-миниатюристов, которые можно приобрести на этой же площади.
Главным объектом площади, конечно же, считается Мечеть Имама (до 1979 года она называлась Мечетью Шаха, впоследствии по понятным причинам была переименована). Я не буду рассказывать о ней подробно, потому что это лишит путешественников удовольствия открытия, просто размещу несколько фото.
Конечно, самая понятная цель туристов на площади Накш-э-Джахан — приобретение сувениров, отдых и еда. И в этом отношении всё прекрасно: торговых лавок бесчисленное множество, а еда разнообразная и, как писал М.Е. Салтыков-Щедрин, "даже почти прихотливая".
Иностранцев уважают, привечают, говорят с ними на английском языке и предлагают товары отличного качества без сумасшедших наценок, потому что производится всё буквально на наших глазах: мы видели, как расписывают посуду минакари́, как стачивают бирюзу на фирузе́-куби́, как работают миниатюристы и чеканщики.
Площадь Накш-э-Джахан хороша в любое время, и мы с удовольствием приходили на неё несколько раз. Как говорят сами иранцы с незапамятных времён, "Был в Исфахане — видел половину мира", и это утверждение можно смело применить к главной площади города. Но пора двигаться к другим достопримечательностям Исфахана, а на прощание ещё пара фотографий.
Собор Святого Христа Всеспасителя
Помимо внутренней, шах Аббас I Великий активно проводил и внешнюю политику. Поэтому, как нам рассказывал наш гид, после одного похода в начале XVII века шах приказал захваченным в плен армянским купцам переселяться в Исфахан и развивать персидскую экономику. Чтобы создать для иноверцев комфортные условия, шах распорядился построить христианский храм. Так в XVII веке и появился Собор Святого Христа Всеспасителя, теперь это одно из старейших зданий Исфахана.
Сегодня в соборе проводятся службы, он поражает красотой внутреннего убранства, которое редко встретишь в привычных нам православных храмах.
Некоторые помещения собора отведены под музей, не имеющий чёткой тематики: здесь и панцири черепах, рыбьи рострумы, и религиозная литература, и портреты русских императоров, и национальные костюмы разных народов, и местные ремёсла, и многое другое. Смотрите фотогалерею ниже.
Пятничная мечеть
Силу фразы "Бог один, в него я верю" я всей душой прочувствовал именно в мечети Джами. Нам повезло попасть в Исфахан во время Рамадана, и можно сделать лишь робкую попытку передать словами удивительную атмосферу умиротворения, которую я испытал во дворе этой мечети: звучит азан, на коврах в залитом солнцем дворе кто-то спит, кто-то молится, вдоль стен мечети летают глиняного цвета голуби, и никакой суеты, время как будто остановилось. Это воспоминание об Иране на долгие годы станет одним из сильнейших.
Здесь очень скромное убранство, за исключением ковров. Единственным украшением стен и потолков становится причудливая кирпичная кладка и вырезанные на камне узоры. В мечети приглушенный, почти везде естественный свет, прохладно и тихо. В Иране во время Рамадана человек может не прийти на работу, отправившись в мечеть и пробыв там весь день.
В отличие от большинства других посещённых нами в Иране мечетей, в Пятничной мечети почему-то не было чувства, что мы непрошеные гости, что мы мешаем мусульманам. И это помогло проникнуться чужой культурой.
Другие достопримечательности Исфахана
Вижу, что статья затянулась, а потому в режиме обзора упомяну лишь некоторые из увиденных нами памятных мест.
Дворец Чехель-сотун
Одна из многих шахских резиденций, расположенных по всему Ирану.
"Изюминкой" дворца являются, конечно, его колонны. Кстати, всего их 20. Попробуете догадаться, почему же дворец называется Чехель-сотун (сорок колонн)? Ответ дам в конце статьи.
В самом дворце сохранились различные картины и фрески XVII века, изображающие шаха Аббаса II, Аббаса I Великого, их иностранных гостей.
Также бесконечно красивы витражные окна.
Си-о-се-поль
Такое необычное название протяжённый мост через реку Зайандеруд получил за 33 свода ("Сиа/сия" — тридцать, "се" — три) . Река Зайандеруд в наш визит заметно обмелела, но мост в первую очередь используется местными для рекреационных целей. Иранцы фотографируются, прогуливаются по мосту, собираются в компании под мостом и наслаждаются свежестью воды (справедливости ради отмечу, что в жару свежесть сменяется вонью тины).
Их нравы
А в этой рубрике прикреплю несколько забавных фотографий, сделанных в Исфахане, которые сложно отнести к достопримечательностям, однако в подписях под ними будут находиться любопытные факты.
Вот такой была наша экскурсия по Исфахану, и пришло время ответить на вопрос, почему же в Чехель-сотуне сорок колонн: дело в том, что перед дворцом находится пруд, в котором отражаются ещё двадцать недостающих колонн. Такая вот персидская хитрость, до встречи в новых иранских городах!