Сидя за столом, Наташа непрестанно ловила на себе взгляды Александра. Было заметно, что он силится вспомнить её.
- Не понимаю, почему он не поехал домой после реабилитации, - сказала гостья. - Ведь несложно найти адрес по имени и фамилии.
- При нём был паспорт с пропиской в Благовещенске, - ответила старушка. - Наша заведующая, ныне уже покойная Клавдия Васильевна, навела справки и вышла на воинскую часть, в которой числился Саня до того, как его комиссовали. Ей, кажется, даже удалось пообщаться с его женой. Но та отказалась от него, сказала, что они уже несколько лет в разводе и что у неё другая семья. О нём она ничего не хотела слышать.
- Но адрес матери она могла дать? - не успокаивалась Наташа.
- Не знаю, - ответила старушка. - Значит, не сказала. Только через несколько дней после выписки из санатория я увидела его бесцельно блуждающим в наших окрестностях. Жалко мне стало солдатика. Я и позвала его к себе. С тех пор так и живёт у меня.
- Что же вы даже не искали его родных? Человек ведь - не иголка в сене! В конце концов, в милицию можно было обратиться?!
- Я хотела, - призналась старушка, - но Саня не разрешил. У нас даже участковый был, проверил документы и ушёл.
- Неужели вам совсем не жалко свою маму? - обратилась Наташа к бывшему соседу. - Она каждый день ждёт вас у окна, пироги печёт. А вы тут тяжело больного изображаете, сидите на шее у сердобольной женщины?
- Не говори так, детонька! - попросила её хозяйка дома. - Саня - хороший человек. Уверена, он не со зла так поступил. Наверное, у него есть веские причины на это?
- Какие причины могут быть для того, чтобы так мучить мать? - воскликнула Наташа. - Серафима Кузьминична все глаза проглядела и проплакала в ожидании сына, а у него - причины! Да Вы просто - неблагодарный бесчувственный солдафон!
Гостья так разволновалась, что забыла обо всех правилах приличия. Она вскочила из-за стола и опрометью бросилась к выходу. В дверях она столкнулась с женщиной лет сорока, дородной, румяной. Незнакомка смерила её взглядом с головы до ног и спросила:
- Ты, что ли, жена?
- Не Ваше дело! - бросила ей в ответ взбудораженная Наташа, но тут же взяла себя в руки. - А Вы кто?
Женщина через плечо собеседницы взглянула на Александра, затем - на хозяйку дома и представилась:
- Валентина. Думаю, тебе уже ничего здесь не светит! У Сани новая жизнь, без тебя! Я позабочусь о том, чтобы он не вспоминал своё прошлое!
- Ну, вот что! Хватит! - прервал её Александр.
В этот момент Наташе показалось, что она услышала того самого уверенного молодого красавца, который много лет назад уехал из дома и вскоре пропал. Чтобы убедиться в этом, гостья обернулась. Саша поднялся из-за стола и направился к выходу.
- Я провожу, - бросил он через плечо и вышел вслед за Наташей.
Некоторое время они шли молча. Женщина находилась в растерянности. Она не понимала, что происходит и почему Александр не желает возвращаться домой.
- Вы, правда, ничего не помните?
- Неужели я так старо выгляжу? - поинтересовался он. - Почему ты мне "выкаешь"?
Наташа пожала плечами.
- Давай на "ты"! - предложил мужчина. - Так проще.
Гостья кивнула в знак согласия.
- У меня, действительно, долгое время была амнезия. Любые попытки вспомнить что-либо сопровождались сильными болями. Постепенно в памяти вспышками начали появляться воспоминания, не связанные между собой, разрозненные, порой непонятные. Иногда во сне вижу родной дом, маму, даже слышу её голос.
- Почему же ты не приехал к ней? Неужели так трудно было найти адрес?
- Наверное, нетрудно. Но я не решился, - признался он и потупил взор.
- ?
- За несколько дней до выписки заведующей санатория удалось связаться с моей женой. Она сообщила, что оформила развод, пока меня не было, и снова вышла замуж. Последними её словами были: "Права оказалась твоя мать - не одного поля мы ягоды!" В ту ночь я проснулся в холодном поту. Мне приснилась мама. Она звала меня. А когда я к ней приблизился, её выражение лица вдруг изменилось. Мама упрекала меня в том, что я не послушался её и женился без её благословения. Она предрекала мне несчастливую семейную жизнь и оказалась права. Когда я потянулся к ней, чтобы обнять, она вдруг крикнула: "Не приходи ко мне потом плакаться, раз не слушаешь мать!" То ли это был сон, то ли воспоминание - не знаю. Но видение было таким чётким, что у меня не возникло ни капли сомнения в его правдивости.
Немного помолчав, Александр признался:
- Мне было стыдно вернуться домой, как побитому псу.
Наташа не верила своим ушам. Перед ней стоял взрослый мужчина, мужественный воин, видавший смерть, самоотверженно сражавшийся с врагом, получивший множество ранений и заслуживший несколько медалей за свою храбрость, который в эту минуту напоминал нашкодившего маленького ребёнка, боявшегося признать свою вину.
- Ты серьёзно? - уточнила она. - Ты, правда, думаешь, что для матери это самое важное?
Несколько минут неловкой тишины, казалось, длились вечность. Наконец, первой заговорила Наташа.
- Я помню тебя подтянутым крепким уверенным в себе мужчиной. Серафима Кузьминична, и правда, плакала всю свадьбу, она никогда мне не рассказывала, почему? Я думала, ей было тяжело расставаться с единственным сыном, который уезжал далеко и надолго. В любом случае, все эти годы она ждёт тебя, она бережно хранит твои письма.
- Думаешь, она простит меня?
- Простит за что? - переспросила Наташа. - За то, что уехал по распределению? Или за то, что женился без её благословения? Или за то, что честно выполнял свой долг и был ранен не раз? В чём ты виноват?
Саша снова замолчал. Он понимал, что Наташа права, но он не мог в полной мере оценить свою вину, так как до сих пор многое в его жизни было стёрто из памяти. Даже свою соседку, которая сейчас стояла перед ним и взывала к совести, он припоминал смутно. Вроде бы что-то знакомое было в этой женщине, но не более того.
- Я уехал здоровым крепким мужчиной, а вернусь калекой. Зачем я ей такой? - уже с сомнением в голосе спросил Саша.
- Знаешь, наверное ты прав, - сказала Наташа. - Зачем ей сын, который думает только о себе, которому наплевать на её чувства, переживания, боль? Оставайся здесь! Валентина поможет тебе окончательно забыть родной дом и мать!
Чувствуя, что внутри неё всё закипает, Наташа развернулась и быстрым шагом направилась в сторону остановки.