2,7K подписчиков

Эти железки пролежали здесь более ста лет! Самая дальняя точка Серпуховской узкоколейки

1,7K прочитали

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники. Так как оставался небольшой самый дальний участок, который я не смог пройти в тот раз, решил довести дело до конца и поехать снова.

Общая карта района, карта РККА 1940-х
Общая карта района, карта РККА 1940-х

Раннее тепло взбалмошной весны 2024 с уже высокой травой в полях подгоняли меня, так что 2 мая, не собрав никого из друзей, я решил поехать в одиночку.

Заброска от А-108

Доехав автостопом по трассе А-108 в район Музея мусора "Муму" у деревни Грачёвка, первым делом осмотрел все инсталляции на открытой территории:

заглянул в шалаш с кривыми зеркалами

и бодро зашагал в сторону Грачёвки, так как сам музей был ещё закрыт, а особого желания дожидаться открытия у меня не было. Почти сразу меня подобрал местный житель на «Ниве», так что до Грачёвки добрался быстро.

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-4

Я решил заходить на интересующее место со стороны Терников, оставшиеся пару километров до деревни прошёл пешком.

Прогулка вдоль Угодки у Терников

Прежнее свое название Угодский завод – город Жуков традиционно получил по расположению у реки Угодка. Ценителям красот природы можно полистать фотки этого раздела, а любителям УЖД – переходить дальше. Хотя первую железку я нашёл уже вскоре после захода в лес.

Я решил проложить круговой маршрут, начав с того места, где я уже был в прошлом году. Я рассматривал два варианта переправы через Угодку, но в итоге перебрался через неё по лугу с восточной стороны от Терников, воспользовавшись одной из запруд бобров:

Берега Угодки в этом месте оказались очень интересными — правый берег начинается обширными луговинами и поднимается плавно. А левый берег резко поднимается своеобразной ступенькой, красиво возвышаясь над этой совсем небольшой рекой, практически ручьём в этом месте:

Ландшафт оказался настолько красивым, что я решил добираться до нужной точки траверсом левого берега, с интересом наблюдая красивые перспективы в сторону низкого правого берега.

С удовольствием перебираясь через овраги, подходящие к направлению реки,

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-9

вскоре на одном из пригорков я обнаружил первую находку этого дня – лежащий у основания дерева металлический горшок-чугунок:

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-10

Находка весьма воодушевила меня, а окружающая природа продолжала радовать глаз.

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-11

Примерно на середине пути я спустился к реке, сделав несколько красивых кадров переката, островка и луга:

Весь путь не представлял особого труда, лес достаточно чистый, и почти везде я находил тропы. В особенности к удобным местам водопоя из лесу подходили довольно натоптанные зверушками лесные маршруты, да и вдоль самой реки передвигаться было просто.

Выхожу на западную ветку бывшей УЖД

Общая карта района. Стрелкой обозначен мой путь по западному ответвлению УЖД до развилки
Общая карта района. Стрелкой обозначен мой путь по западному ответвлению УЖД до развилки

Примерно через сорок минут я вышел на грунтовую дорогу в сторону западной ветки. Изначально я рассматривал вариант идти по ней, но перебираться через Угодку было бы здесь гораздо трудней – здесь она уже более полноводная, никакого мостика нет, а брод довольно широкий:

Пройдя несколько сот метров я оказался на поляне у окончания западной ветки. Хорошо было видно высокий край насыпи, которая была сделана для компенсации плавного уклона к реке:

В конце поляны за деревьями - уходит вправо насыпь бывшей УЖД
В конце поляны за деревьями - уходит вправо насыпь бывшей УЖД

Дойдя до начала леса, я стал уже непосредственно на направление бывшей линии и зашагал в сторону развилки.

Просека бывшей УЖД
Просека бывшей УЖД

По дороге самым красивом было небольшое болотце с жёлтыми островками цветущей калужницы:

В целом эта часть пути оказалась довольно грязной, видимо, здесь довольно часто ездят квадроциклы и джипы.

Дойдя до развилки, я повернул в северном направлении, повторяя тот маршрут, который проделывал в прошлом году. А завершить его полностью мне не удалось из-за встречи с большим стадом кабанов на поляне у кормушки.

По северной ветке. Кабаны весело хрюкнули и убежали

Когда я подошёл до окраины поляны с кормушкой то сперва не заметил зверей. Они выдали себя сами громким хрюканьем. Когда я заметил их – они стали так быстро убегать с поляны, что сфотографировать их я не успел. На прощание я громким лаем ускорил их отбытие в лесные чащи.

Возвращаться этим маршрутом обратно в этот раз я не предполагал, решив выходить обратно в сторону Терников. Разобравшись с кабанчиками, я перешёл к главной цели своего визита – исследованию окончания северной части ветки бывшей УЖД в этом районе.

Ферра инкогнито

В районе кормушке накатанная дорога уходит в сторону Леташово, по направлению старой дороги Леташово-Терники, а продолжение старой ветки никак не расчищается. Но по прошествии года мой опыт хождения по бывшим УЖД весьма обогатился прохождением полусотни километров по линии Тула-Лихвинской узкоколейки, так что теперь казавшееся зарослями и завалами воспринималось уже как приятная лесная дорожка:

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-21

Хотя завалов в начале действительно немало:

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-22

Первые трофеи

Далее направление оказалось более-менее свободным от упавших деревьев, а насыпь читалась хорошо:

После пересечения с грунтовкой Терники-Леташово линия делала плавный поворот к западу, по уровню ландшафта вдоль левого берега оврага. На карте РККА 1940-х Угодка значится вытекающей из пруда Леташово как раз по этому оврагу. На векторных картах OSM основное направление Угодки обозначено с севера, со стороны Грачёвки. Карта Генштаба второй половины XX наиболее верно отражает эти обе части реки:

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-24

В какой-то момент я остановился, чтобы сфотографировать склоны оврага. А когда взглянул под ноги, то не поверил своим глазам. У моего ботинка лежала подкладка рельса!

Первый трофей. Более позднее фото находки, когда вернулся
Первый трофей. Более позднее фото находки, когда вернулся

Рядом не было ни свежих копов, ни разрытых кабанами мест. Счастливый, я завернул находку в пакетик и положил в поясную сумку. Воодушевлённый такой находкой я продолжил путь. Буквально через пару сот метров я обнаружил второй привет от старой линии – накладку, которой соединялись рельсы:

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-26

В этом случае было понятно, что железку откопали недавно. Рад, что товарищи, очевидно искавшие что-то более ценное, не взяли этот железнодорожный трофей. Подумалось, что старая линия будто оценила моё упорство в исследовании, и преподнесла такой двойной гостинец на память.

Накладка оказалась довольно тяжёлой, завернуть её было не во что, а за плечами у меня был лишь малюсенький беговой рюкзак, в который класть такую штуку не хотелось. В конце-концов я обмотал её в серую походную рубашку, взятую на случай похолодания, и закрепил на ремне сзади.

Эти находки однозначно доказывают, что ветка здесь действительно была. Линия Серпуховской УЖД строилась ещё до революции, и эта её часть использовалась предположительно до начала 1920-х годов.

Окончание ветки?

Вскоре после находки я дошёл до поляны с большим количеством упавших деревьев. И насыпь будто обрывалась прямо перед ней:

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-27

Я обошёл эту точку со всех сторон, сделал снимки со всех направлений:

С поляны начинается плавный спуск к Угодке, а у окончания насыпи деревья не просто навалены – по плотно уложенным сверху ветвям создалось впечатление, что это укрытие какого-то животного, большая нора. Я провёл немного времени на поляне, попил чаю, попытался созвониться с исследователем УЖД Вадимом Мироновым, но связь с этого места была очень плохая.

Я двинулся дальше, однако, после поляны найти какие-либо следы УЖД не удалось. Местность просматривалась достаточно хорошо, но никаких следов рвов или насыпи взгляд не ловил. Нашёл ли я окончание ветки?

Наложение карты РККА на современный космо-снимок. Зелёным крестиком отмечена поляна, где я нашёл предположительное окончание ветки
Наложение карты РККА на современный космо-снимок. Зелёным крестиком отмечена поляна, где я нашёл предположительное окончание ветки

Эта часть обозначена на карте довольно непонятно. Если смотреть внимательно, то линия будто заходила за реку. Но овраг в сторону реки на поляне отходит практически перпендикулярно направлению линии, дальше ничего не просматривается. Даже если бы в этом месте было сделан какой-то переход через ручей от Леташево – получается, что после этого надо было делать какую-то переправу через ещё более трудный по рельефу овраг в сторону Грачёвки. Зачем? Ведь до деревни и ближайшей дороги ещё довольно далеко. В целом точка обрыва насыпи, которую я нашёл расположена уже не так далеко от окончания линии на карте. Но всё же определённые вопросы ещё остаются. Быть может, когда-нибудь выберусь сюда снова, но обязательно уже с кем-то хорошо читающим старые направления дорог.

Возвращаюсь назад

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-30

Когда вышел в поле, увидел, что сюда идёт полевая дорога. Оказалось, что дорога приходит с северо-восточной окраины Терников, а Угодка протекает под дорогой через трубу.

Дорога от Терников. Снова обратите внимание на высокий левый берег Угодки
Дорога от Терников. Снова обратите внимание на высокий левый берег Угодки

За это время стало гораздо холодней, дул неприятный северный ветер. Машин на дороге не было, так что я добрался до Грачёвки пешком, зато оттуда меня подхватила машина сразу до района Тарутино.

Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники.-32

Кстати, доступ с трассы А-108 после её ремонта на старую Калужскую дорогу теперь закрыт. Через некоторое время мне остановилась очередная попутка, и вскоре я вернулся к Оболенску.
Здесь ещё публикации о Серпуховской УЖД:

Спасибо за ваш интерес!