Год назад я первый раз выбрался на направление бывшей УЖД от Серпухова в сторону Угодского завода в районе деревни Терники. Так как оставался небольшой самый дальний участок, который я не смог пройти в тот раз, решил довести дело до конца и поехать снова.
Раннее тепло взбалмошной весны 2024 с уже высокой травой в полях подгоняли меня, так что 2 мая, не собрав никого из друзей, я решил поехать в одиночку.
Заброска от А-108
Доехав автостопом по трассе А-108 в район Музея мусора "Муму" у деревни Грачёвка, первым делом осмотрел все инсталляции на открытой территории:
заглянул в шалаш с кривыми зеркалами
и бодро зашагал в сторону Грачёвки, так как сам музей был ещё закрыт, а особого желания дожидаться открытия у меня не было. Почти сразу меня подобрал местный житель на «Ниве», так что до Грачёвки добрался быстро.
Я решил заходить на интересующее место со стороны Терников, оставшиеся пару километров до деревни прошёл пешком.
Прогулка вдоль Угодки у Терников
Прежнее свое название Угодский завод – город Жуков традиционно получил по расположению у реки Угодка. Ценителям красот природы можно полистать фотки этого раздела, а любителям УЖД – переходить дальше. Хотя первую железку я нашёл уже вскоре после захода в лес.
Я решил проложить круговой маршрут, начав с того места, где я уже был в прошлом году. Я рассматривал два варианта переправы через Угодку, но в итоге перебрался через неё по лугу с восточной стороны от Терников, воспользовавшись одной из запруд бобров:
Берега Угодки в этом месте оказались очень интересными — правый берег начинается обширными луговинами и поднимается плавно. А левый берег резко поднимается своеобразной ступенькой, красиво возвышаясь над этой совсем небольшой рекой, практически ручьём в этом месте:
Ландшафт оказался настолько красивым, что я решил добираться до нужной точки траверсом левого берега, с интересом наблюдая красивые перспективы в сторону низкого правого берега.
С удовольствием перебираясь через овраги, подходящие к направлению реки,
вскоре на одном из пригорков я обнаружил первую находку этого дня – лежащий у основания дерева металлический горшок-чугунок:
Находка весьма воодушевила меня, а окружающая природа продолжала радовать глаз.
Примерно на середине пути я спустился к реке, сделав несколько красивых кадров переката, островка и луга:
Весь путь не представлял особого труда, лес достаточно чистый, и почти везде я находил тропы. В особенности к удобным местам водопоя из лесу подходили довольно натоптанные зверушками лесные маршруты, да и вдоль самой реки передвигаться было просто.
Выхожу на западную ветку бывшей УЖД
Примерно через сорок минут я вышел на грунтовую дорогу в сторону западной ветки. Изначально я рассматривал вариант идти по ней, но перебираться через Угодку было бы здесь гораздо трудней – здесь она уже более полноводная, никакого мостика нет, а брод довольно широкий:
Пройдя несколько сот метров я оказался на поляне у окончания западной ветки. Хорошо было видно высокий край насыпи, которая была сделана для компенсации плавного уклона к реке:
Дойдя до начала леса, я стал уже непосредственно на направление бывшей линии и зашагал в сторону развилки.
По дороге самым красивом было небольшое болотце с жёлтыми островками цветущей калужницы:
В целом эта часть пути оказалась довольно грязной, видимо, здесь довольно часто ездят квадроциклы и джипы.
Дойдя до развилки, я повернул в северном направлении, повторяя тот маршрут, который проделывал в прошлом году. А завершить его полностью мне не удалось из-за встречи с большим стадом кабанов на поляне у кормушки.
По северной ветке. Кабаны весело хрюкнули и убежали
Когда я подошёл до окраины поляны с кормушкой то сперва не заметил зверей. Они выдали себя сами громким хрюканьем. Когда я заметил их – они стали так быстро убегать с поляны, что сфотографировать их я не успел. На прощание я громким лаем ускорил их отбытие в лесные чащи.
Возвращаться этим маршрутом обратно в этот раз я не предполагал, решив выходить обратно в сторону Терников. Разобравшись с кабанчиками, я перешёл к главной цели своего визита – исследованию окончания северной части ветки бывшей УЖД в этом районе.
Ферра инкогнито
В районе кормушке накатанная дорога уходит в сторону Леташово, по направлению старой дороги Леташово-Терники, а продолжение старой ветки никак не расчищается. Но по прошествии года мой опыт хождения по бывшим УЖД весьма обогатился прохождением полусотни километров по линии Тула-Лихвинской узкоколейки, так что теперь казавшееся зарослями и завалами воспринималось уже как приятная лесная дорожка:
Хотя завалов в начале действительно немало:
Первые трофеи
Далее направление оказалось более-менее свободным от упавших деревьев, а насыпь читалась хорошо:
После пересечения с грунтовкой Терники-Леташово линия делала плавный поворот к западу, по уровню ландшафта вдоль левого берега оврага. На карте РККА 1940-х Угодка значится вытекающей из пруда Леташово как раз по этому оврагу. На векторных картах OSM основное направление Угодки обозначено с севера, со стороны Грачёвки. Карта Генштаба второй половины XX наиболее верно отражает эти обе части реки:
В какой-то момент я остановился, чтобы сфотографировать склоны оврага. А когда взглянул под ноги, то не поверил своим глазам. У моего ботинка лежала подкладка рельса!
Рядом не было ни свежих копов, ни разрытых кабанами мест. Счастливый, я завернул находку в пакетик и положил в поясную сумку. Воодушевлённый такой находкой я продолжил путь. Буквально через пару сот метров я обнаружил второй привет от старой линии – накладку, которой соединялись рельсы:
В этом случае было понятно, что железку откопали недавно. Рад, что товарищи, очевидно искавшие что-то более ценное, не взяли этот железнодорожный трофей. Подумалось, что старая линия будто оценила моё упорство в исследовании, и преподнесла такой двойной гостинец на память.
Накладка оказалась довольно тяжёлой, завернуть её было не во что, а за плечами у меня был лишь малюсенький беговой рюкзак, в который класть такую штуку не хотелось. В конце-концов я обмотал её в серую походную рубашку, взятую на случай похолодания, и закрепил на ремне сзади.
Эти находки однозначно доказывают, что ветка здесь действительно была. Линия Серпуховской УЖД строилась ещё до революции, и эта её часть использовалась предположительно до начала 1920-х годов.
Окончание ветки?
Вскоре после находки я дошёл до поляны с большим количеством упавших деревьев. И насыпь будто обрывалась прямо перед ней:
Я обошёл эту точку со всех сторон, сделал снимки со всех направлений:
С поляны начинается плавный спуск к Угодке, а у окончания насыпи деревья не просто навалены – по плотно уложенным сверху ветвям создалось впечатление, что это укрытие какого-то животного, большая нора. Я провёл немного времени на поляне, попил чаю, попытался созвониться с исследователем УЖД Вадимом Мироновым, но связь с этого места была очень плохая.
Я двинулся дальше, однако, после поляны найти какие-либо следы УЖД не удалось. Местность просматривалась достаточно хорошо, но никаких следов рвов или насыпи взгляд не ловил. Нашёл ли я окончание ветки?
Эта часть обозначена на карте довольно непонятно. Если смотреть внимательно, то линия будто заходила за реку. Но овраг в сторону реки на поляне отходит практически перпендикулярно направлению линии, дальше ничего не просматривается. Даже если бы в этом месте было сделан какой-то переход через ручей от Леташево – получается, что после этого надо было делать какую-то переправу через ещё более трудный по рельефу овраг в сторону Грачёвки. Зачем? Ведь до деревни и ближайшей дороги ещё довольно далеко. В целом точка обрыва насыпи, которую я нашёл расположена уже не так далеко от окончания линии на карте. Но всё же определённые вопросы ещё остаются. Быть может, когда-нибудь выберусь сюда снова, но обязательно уже с кем-то хорошо читающим старые направления дорог.
Возвращаюсь назад
Когда вышел в поле, увидел, что сюда идёт полевая дорога. Оказалось, что дорога приходит с северо-восточной окраины Терников, а Угодка протекает под дорогой через трубу.
За это время стало гораздо холодней, дул неприятный северный ветер. Машин на дороге не было, так что я добрался до Грачёвки пешком, зато оттуда меня подхватила машина сразу до района Тарутино.
Кстати, доступ с трассы А-108 после её ремонта на старую Калужскую дорогу теперь закрыт. Через некоторое время мне остановилась очередная попутка, и вскоре я вернулся к Оболенску.
Здесь ещё публикации о Серпуховской УЖД:
Спасибо за ваш интерес!