Найти тему
ARINSKY

По следам Серпуховской узкоколейки. Депо и кузница в Станках

Оглавление

Узкоколейная железная дорога Серпухов—Угодский завод существовала в первой половине XX века. Дорога проходила от станции Лесная в Серпухове до окрестностей села Угодский Завод (нынешний город Жуков, Калужской области):

Общая карта УЖД Серпухов-Станки-Угодский завод
Общая карта УЖД Серпухов-Станки-Угодский завод

Первый участок этой узкоколейной железной дороги был запущен в 1900 году. По УЖД осуществлялась как перевозка разнообразных грузов — леса, угля от шахт (хорошо заметно ответвление к ним на юг от Буриновского разъезда) так и пассажирские перевозки. До сих пор продолжаются споры, где именно располагалась самая конечная точка железной дороги у Угодского Завода, достоверно можно говорить об активном движении на участке Трояново–Буриново–Станки–Серпухов.

Расцвет железной дороги пришёлся на 1930-е годы, когда пассажиропоток достигал более 150 тыс пассажиров в год. УЖД хорошо представлена на карте РККА 1941 года, во время войны дорога имела важное стратегическое значение. На этой карте 1947 года хорошо видна линия УЖД от Станков до Трояново, а в Серпухове — станция Лесная, мост через Нару и станция Серпухов-Ветка:

Карта Московской области 1947 год
Карта Московской области 1947 год

Однако, на этой карте не представлены пути через бор Серпухова до Занарской фабрики, в то время как до 1960-х годов туда вело ещё одно ответвление дороги. УЖД пересекала автодорогу Серпухов-Калиново, именно поэтому автобусную остановку в Большевике до сих пор называют "Линией".

УЖД была разобрана в начале 1960-ых годов, по рассказам местных жителей лишь кое-где в лесах ещё до 80-ых годов можно было найти остатки рельсов. В начале 2000-ых годов, по основным участкам насыпи УЖД в лесах под Высокиничами начали прокладывать сеть асфальтовых дорог федерального заказника "Таруса" (более известного среди любителей охоты как "Барсуки")...

Асфальтовые дороги заказника "Таруса"
Асфальтовые дороги заказника "Таруса"

Практически единственным более-менее нетронутым участком лесной просеки, где лежали рельсы узкоколейки остаётся лишь отрезок длиной около двух километров от деревни Станки.

Старое депо в Станках

Что же сохранилось до наших дней? Всего лишь несколько интересных старых объектов ещё можно найти в деревне Станки у Оболенска.

Самый интересный объект — кирпичное здание локомотивного депо:

Локомотивное депо в Станках, вид с юго-востока. Лето 2020 года
Локомотивное депо в Станках, вид с юго-востока. Лето 2020 года

В интернете можно найти несколько фотографий, сделанных в 1987 году Вадимом Мироновым. На них ещё запечатлён маленький деревянный домик, который, по некоторой информации, был пассажирским зданием станции Станки

Пассажирское здание станции Станки
Пассажирское здание станции Станки

К сожалению, домик не сохранился до наших дней. Однако, до сих пор здесь существуют ещё два строения тех времён. Присмотримся внимательней к первой фотографии депо — через правый проём виднеется надпись 1915!..

Бывшее здание кузницы в Станках
Бывшее здание кузницы в Станках

В этом доме рядом с депо располагалась кузница, сейчас здание находится в частном владении. В наиболее первозданном виде дом был запечатлён также на фотографии 1987 года:

Здание кузницы, фотография 1987 года
Здание кузницы, фотография 1987 года

Ну а чуть дальше — двухэтажное деревянное здание бывших казарм:

Казармы в Станках. Лето 2019 года
Казармы в Станках. Лето 2019 года

Здание доживает последние времена, находится в весьма плачевном состоянии.

Дополнение августа 2022 – здание снесено:

-9

Так что нам остаётся еще раз полюбоваться на вид депо с западной стороны:

Локомотивное  депо в Станках. Вид с запада
Локомотивное депо в Станках. Вид с запада

Станки — Платформа 22-й км

И это всё что осталось?.. Практически, да... Если продолжить свой путь на запад, сперва проходим мимо небольшого пруда. Вода из него использовалась для заправки локомотивов. Далее попадаем на прямую просеку через лес — здесь и проходила узкоколейка. По ней можно пройти буквально пару километров до сети асфальтовых дорог заказника:

Здесь проходила узкоколейка
Здесь проходила узкоколейка

Довольно хорошо накатанная от деревни дорога приводит нас к одному из лесных воинских мемориалов. Во время войны эта железная дорога играла важную стратегическую роль, осенью-зимой 41 года вдоль неё фактически проходила линия фронта, велись ожесточенные сражения с немецко-фашистскими захватчиками. Здесь, вблизи Буриновского разъезда сражались за Родину и пали в боях воины 415-й стрелковой дивизии...

Дальше дорога становится хуже, и лишь чудом сохранившийся на большой поляне бетонный столб (у бывшей "Платформы 22-й км") напоминает нам о существовавшей здесь столетие назад железной дороге:

Бетонный столб "Платформа 22-км" на поляне
Бетонный столб "Платформа 22-км" на поляне

Еще немного — впереди шлагбаум с предупреждающими надписями, и мы оказываемся уже на территории заказника...

-14

Дополнение осени 2021 года: асфальтовая дорожка заказника продлена уже до поляны со столбом "22-й км". Будьте внимательны, охрана существенно усилена!

До наших дней дошло и ещё одно, наиболее грандиозное и впечатляющее сооружение, относящееся к УЖД Серпухов-Угодский Завод:

Спасибо за ваш интерес! До встречи!