Найти тему

Три эффективных упражнения для работы в парах сменного состава

Оглавление
Работа в парах сменного состава даёт учащимся возможность общаться даже с теми, с кем они никогда не общаются вне учебной деятельности и приучает их к общению в учебном режиме.
Работа в парах сменного состава даёт учащимся возможность общаться даже с теми, с кем они никогда не общаются вне учебной деятельности и приучает их к общению в учебном режиме.

Функциональные мини диалоги по образцу

Описание: Учащиеся говорят по очереди реплики из функционального диалога / разыгрывают диалог (знакомство, приглашение, обсуждение новостей, обсуждение погоды и т.д.), используя при этом функциональные фразы или клише из предложенного списка. Меняются ролями.

Цель упражнения: развитие навыков устной диалогической речи и освоение функционального языка.

Подготовка для учителя: подобрать подходящий диалог/ситуацию по определённой теме, подобрать к диалогу дополнительные функциональные фразы, которые можно использовать по этой же теме, чтобы у учащихся был выбор.

Уровень сложности: разный, зависит от сложности самих диалогов, может использоваться на всех ступенях обучения.

Побочные положительные эффекты: Учащиеся развивают навык общения, учатся взаимодействовать с разными людьми, физическое передвижение, развитие памяти при заучивании функциональных фраз.

Организация: Учитель чётко следит за временем и подаёт сигнал для смены собеседника, передвигаться можно заранее обозначенным способом, например, первый вариант остаётся на месте, а второй переходит на парту вперёд или назад. Менять партнёра лучше 4-5 раз. Первые два раза учащиеся смотрят в текст, третий раз только подглядывают при необходимости, затем стараются рассказывать и в текст не смотреть.

Время: зависит от объёма диалога и его сложности, 10-12 минут. Темп должен быть хороший.

Примечание: После выполнения задания нужно обязательно послушать у доски несколько случайных пар, посмотреть, чему ребята научились и, конечно, поставить им оценки.

С самых первых уроков нужно учить ребят культуре общения при разговоре друг с другом: называть друг друга по имени, не отворачиваться от собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно, а не молчать.
С самых первых уроков нужно учить ребят культуре общения при разговоре друг с другом: называть друг друга по имени, не отворачиваться от собеседника, переспрашивать, если что-то непонятно, а не молчать.

Парафраз диалога

Описание: Учащиеся рассказывают диалог в паре, предварительно отработанный, своими словами. То есть они должны передать содержание диалога, но перефразировав все реплики. С каждым собеседником один и тот же диалог получится немного другим, так как на разные реплики нужно по разному реагировать.

Цель упражнения: развитие полу-спонтанной речи (когда знаешь, что скажет собеседник, но не знаешь как он это скажет).

Подготовка для учителя: Только организовать режим работы в парах сменного состава. Больше ничего. При условии, что подобное задание уже знакомо учащимся и им не надо ничего объяснять. А вообще парафразу нужно предварительно учить.

Уровень сложности: Разноуровневое задание, так как каждый ученик будет говорить на своём уровне. Если в паре окажутся очень сильный и очень слабый ученики, то эта ситуация может соответствовать разговору носителя языка с мигрантом, что в качестве опыта тоже очень полезно. Начинать такой вид работы лучше с 7 класса, когда у ребят накопится достаточный (базовый) словарный запас и грамматические конструкции, чтобы перефразировать любые предложения.

Побочные положительные эффекты: Учащиеся учатся внимательно слушать друг друга, спонтанно реагировать на различные высказывания, поддерживать беседу, быть гибкими в общении. Кроме того, происходит конкретная активизация лексики для построения своих собственных высказываний.

Организация: Важно следить за временем, а также помогать учащимся, если они зашли в тупик. Поэтому учитель должен постоянно курсировать по классу, слушать как ребята справляются.

Время: зависит от объёма диалога, если диалог большой, то на эту работу может уйти 20 минут.

Примечание: После выполнения задания необходимо обязательно послушать 2-3 случайных (то есть тех, кто вместе ещё не работал) пары у доски, тогда будет понятно, как ребята научились спонтанно реагировать на реплики собеседника, как могут поддержать беседу в трудных непредсказуемых моментах.

Непредсказуемые ответы делают знакомый диалог очень занимательным!
Непредсказуемые ответы делают знакомый диалог очень занимательным!

Проводим опрос

Описание: учащиеся задают друг другу вопросы (не более 3-5) из своего опросника на определённую тему и записывают в него краткие ответы.

Цель упражнения: собрать информацию по определённой теме, например, "Как ты проводишь своё свободное время" или "Здоровый образ жизни", развивая при этом навыки общения. Это комплексное задание, так как в комплексе отрабатываются устная и письменная речь, лексика и грамматика.

Подготовка для учителя: Сделать заготовки, которые ребята будут заполнять во время опроса.

Уровень сложности: Любой, зависит от сложности используемого языка. Вопросы могут быть разными по сложности, соответственно и ответы на них.

Побочные положительные эффекты: Учащиеся учатся общаться, в том числе внимательно слушать собеседника, выделять главное, быстро фиксировать информацию. Данное упражнение вовлекает в работу каждого.

Организация: Учитель должен продумать все этапы работы: как учащиеся составят свои вопросы, когда проверить правильность этих вопросов. Например, я каждого ученика сначала пропускаю через себя. Они задают мне вопросы, я отвечаю и проверяю как они фиксируют информацию. Если нужно, объясняю, как это делать.

Время: Всё задание, включая подготовку к опросу и письменный анализ после опроса может занять пару уроков. Сам процесс опроса тоже может растянуться. Но чем чаще проводить такое задание, тем быстрее ребята справляются.

Примечание: Дело в том, что каждый ученик всё равно работает в своём темпе, кто-то уже успеет всех опросить, а кто-то только начнёт это делать. Поэтому вся процедура должна быть гибкой. Количество опрашиваемых может быть разным, например, не менее 5 человек. Ещё я обязательно спрашиваю у доски несколько человек, как они научились отвечать на вопросы, на отдельную оценку, так как бывает, что дети задают вопросы на русском и соответственно ничему не учатся.

Вот такой опрос мы проводили на втором иностранном языке (немецкий).
Вот такой опрос мы проводили на втором иностранном языке (немецкий).

А Вы организуете работу в парах сменного состава на уроках?