Найти тему
Sunny Blues

Перекресток Роберта Джонсона: жизнь и наследие блюзового гиганта

Оглавление

Этот человек оказал существенное влияние на всех от Мадди Уотерса до THE ROLLING STONES и Эрика Клэптона, и по сути создал будущее рок-н-ролла

Роберт Джонсон
Роберт Джонсон

Роберт Джонсон (1911–1938) был одним из первых, включенных в Зал славы рок-н-ролла. Легендарный блюзовый музыкант, вдохновивший несколько поколений и жанров.

Песни Джонсона, великолепного гитариста и искусного рассказчика, и интрига вокруг его короткой жизни составили уникальное наследие в истории музыки.

Детство

Роберт Лерой Джонсон родился в Хэзлхерсте, в штате Миссисипи, предположительно 8 мая 1911 года.

Джулия Доддс родила десять детей, будучи замужем за издольщиком Чарльзом. Но одиннадцатый, Роберт, родился вне брака, его отцом был работник с плантации по имени Ной Джонсон.

Дело в том, что за год до рождения Роберта чернокожий Чарльз Доддс был вынужден переехать в Мемфис и сменить имя после конфликта с белыми землевладельцами в Хэзлхерсте.

Когда Джонсону было около четырех лет, его забрал Доддс, ставший теперь Спенсером. Мальчик оказался в городе Теннесси, через несколько лет начал посещать школу, открыл для себя музыку, и старший брат научил его играть на гитаре.

Затем он вернулся в дельту Миссисипи, где поселился у своей матери и ее нового мужа Дасти Уиллиса. Джонсон уже заразился музыкальной лихорадкой, и гитара, и губная гармошка гораздо больше интересовали его, нежели работа в поле.

-2

В 19 лет Роберт женился на Вирджинии Трэвис, которая всего через год умерла во время родов. В 1931 году Роберт женился повторно на Коллете Крафт.

Музыкальная карьера

После первых лет обучения в Мемфисе Джонсон продолжал заниматься гитарой, а его одноклассники позже вспоминали, как он играл в школе также на варгане и губной гармошке.

Одну из самых ранних историй о Джонсоне как о музыканте рассказал пионер Дельта-блюза Сон Хаус, который впервые встретил молодого музыканта в 1930 году в штате Миссисипии.

Хаус вспоминал, что Джонсон «играл на губной гармошке, и у него это неплохо получалось, но он хотел играть на гитаре». И по словам Хауса, навыки Джонсона в игре на гитаре были далеки от звездных: «Такой рэкет, которого вы наверняка никогда не слышали! «Заберите гитару у этого мальчика», - говорили люди, - «он сведёт людей с ума своей игрой».

Пройдёт всего два года, которые Джонсон провел, путешествуя по Дельте, и он снова сыграет на гитаре, на этот раз для Сона и его коллеги-музыканта Уилли Брауна. Они были просто ошеломлены.

«Он был очень хорош», - восхищался Хаус. «Когда он закончил, у нас у всех нас отвалились челюсти».

Вскоре Джонсон решил выбраться за пределы Дельты, начав выступать по всему Югу, а также в таких традиционно блюзовых местах, как Чикаго, Нью-Йорк, Детройт и Сент-Луис. Легенда гласит, что он настраивался во время выступления на какую-нибудь одну женщину в зале, и играл для неё, факт, который вскоре сослужит недобрую службу для Роберта.

Роберт Джонсон
Роберт Джонсон

Он стал частенько гастролировать с коллегой-блюзменом Джонни Шайнсом, который позже вспоминал, что Джонсон всегда был очень аккуратным и хорошо выглядел, и это несмотря на множество времени, которое они проводили в переездах по пыльным шоссе Юга.

Шайнс также пояснил, что Джонсон исполнял и песни других блюзменов, и свой собственный репертуар. Его сет мог включать в себя материал от Бинга Кросби, Слепого Уилли МакТелла, Лонни Джонсона или Джимми Роджерса, - просто потому, что как и многие его сверстники, Джонсон исполнял именно те песни, которые просила публика, песни, за которые ему платили деньги.

Записи

В 1936 году Джонсон нанес визит Х.К. Спейру, владельцу музыкального магазина в штате Миссисипи и искателю талантов. Как и многие его современники-блюзмены, Джонсон хотел записать свою музыку. Спейр отправил его на ARC Records к продюсеру Дону Лоу, который впоследствии курировал подразделение кантри-музыки для Columbia Records и работал с такими людьми, как Джонни Кэш, Джимми Дин и Рэй Прайс.

23 ноября 1936 года Джонсон и Лоу отправились в Техас, в Сан-Антонио для записи первой из 29 песен Роберта. В июне следующего года они снова вернутся в Техас, на этот раз - в студию в Далласе.

Даллаские сессии продлились пять дней, за которые и был создан весь каталог записей Роберта Джонсона, почти все из них стали стандартами блюзового канона. В период с 1937 по 1939 год было выпущено 12 двусторонних синглов, но кроме этого,

большое количество альтернативных версий было найдено спустя много времени после смерти Джонсона.


Первая пластинка Джонсона на 78 об/мин, с песнями
Terraplane Blues

и Kind Hearted Woman Blues, стала небольшим региональным хитом и оказалась самым коммерчески успешным релизом за всю его жизнь.

Среди других наиболее яркими были Love in Vain,

позже получившая известность в версии THE ROLLING STONES,

32-20 Blues, на которую было сделано очень много каверов,

и I'll Believe I Dust My Broom,

которую в 1951 году записал Элмор Джеймс. Версия Джеймса была внесена в Зал славы блюза, Зал славы Грэмми и Национальный реестр звукозаписей Библиотеки Конгресса.

Ещё одна известнейшая песня Джонсона - Sweet Home Chicago.

Come on My Kitchen

и Hell Hound on My Trail вызывают восхищение как многих музыкантов, так и историков.

Cross Road Blues - песня, положенная в основу художественного фильма Перекресток.

Её также перепел Элмор Джеймс,

а позже Эрик Клэптон

и CREAM.

Тем временем первой вокальной записью Клэптона стал кавер на песню Джонсона Ramblin’ On My Mind, который появился на пластинке Джона Мэйолла 1966 года - Blues Breakers with Eric Clapton.

Многие композиции Джонсона заимствовали элементы песен других исполнителей, что вполне соответствовало традициям блюзовой музыки.

Но его исключительный талант выделил Роберта на фоне других музыкантов, сделав эти записи такими замечательными. Вокал Джонсона был сложным и очень эмоциональным во многом благодаря его не всегда заметным, но очень эффектным интонациям высоты звука, получившим название microtonalitу.

Немало вокалистов и авторов песен последующих поколений восхищались его текстами. Боб Дилан в своей автобиографии написал, что композиции Джонсона «не были обычными блюзовыми песнями. Они были более подвижными, меняющимися. Слушаешь первый раз, и они проносятся мимо очень быстро, слишком быстро, чтобы что-то в них понять. Они скачут вокруг тебя, и по диапазону и по тематике это очень короткие резкие куплеты, только в результате это неустойчивое, постоянное движение взрывается и рождает новый пласт в истории человечества».

Техника игры на гитаре

Ещё один неотъемлемый элемент уникальности записей Джонсона - его необыкновенная техника игры на гитаре. Блюзмен, имя которого часто ассоциируют с гитарами фирмы Gibson, использовал инструмент, как второй голос. Его эклектичный стиль предлагал слушателям объемное, полное звучание, что и имел ввиду гитарист ROLLING STONES Кит Ричардс, когда сказал: «Роберт Джонсон сам по себе был подобен оркестру».

-4

Хотя источник гитарной техники Джонсона окутан тайной и в значительной степени является частью его легенды, он по праву считается одним из величайших гитаристов в истории.

Мифы и легенды

Последняя запись Джонсона датируется 1937 годом, после чего он гастролировал по Техасу, взяв с собой Джонни Шайнса. Они, как обычно, играли в разных «неформальных музыкальных заведениях», на вечеринках и танцах. Подробностей о том, что было дальше в этом году, мало, но известно, что Роберт провел некоторое время в Мемфисе и Хелене - в штате Арканзас.

Что точно известно, так это то, что Роберт умер 16 августа 1938 года в штате Массачусетс недалеко от Гринвуда. Ему было 27 лет.

Из различных источников, в том числе от его друзей - блюзовых исполнителей Дэвида «Ханибоя» Эдвардса и Сонни Боя Уильямсона, известно, что Джонсон провел последние недели своей жизни, играя в музыкальном клубе, принадлежащем магазину Тhe Three Forks Store и расположенном недалеко от Гринвуда. По одной из версий, Джонсон активно флиртовал с женой владельца магазина, после чего был отравлен ее ревнивым мужем. Его пришлось отвезти в Гринвуд, где он и умер.

В 1968 году журналистка из Миссисипи Гейл Дин Уордлоу занялась расследованием последних дней Джонсона. Она выяснила, что музыкант, вероятно, родился с врожденным заболеванием аорты. По словам врача, у него, возможно, развилась аневризма аорты, усугубленная его любовью к самогону.

В более позднем отчете, опубликованном в 2006 году в Британском медицинском журнале, доктор Дэвид Коннелл утверждает, что судя по внешности Джонсона на фотографиях, блюзмен, возможно, страдал синдромом Марфана, генетическим заболеванием, которое могло способствовать ранней смерти Джонсона.

С местом захоронения Джонсона также всё туманно. Сегодня известны три памятника с его именем.

-5

В 1990 году компания Columbia Records установила памятник в миссионерской баптистской церкви на горе Сион, где, как долгое время считалось, он был похоронен.

В том же году группа активистов из Атланты заложила памятник в часовне Payne Chapel в Кито, в штате Миссисипи, где также утверждалось, что Джонсон был похоронен именно там.

В 2000 году 85-летняя женщина по имени Рози Эксридж заявила, что ее муж помогал хоронить Джонсона под ореховым деревом в церкви к северу от Гринвуда, где сейчас и находится третий памятник.

Перекрёсток

Из всех мифов, связанных с жизнью Джонсона, самый известный - это утверждение, что музыкант продал свою душу в обмен на то, чтобы стать знаменитым блюзовым исполнителем.
Говорят, что жители дельты Миссисипи обычно закатывают глаза, когда любители блюза спрашивают их о перекрестке. Более знающие не задают вопросов, а просто приезжают на перекресток 61-го шоссе и 49-го шоссе, и фотографируются там.

-6

Но то место, где пересекаются эти две автострады, находится как минимум в километре от того места, которое могло существовать при жизни Джонсона. Так что на самом деле сейчас никакого перекрестка нет.

В
Cross Road Blues Джонсон поет о старинной истории выбора человека между добром и злом: «Я пошел на перекресток, я упал на колени, я попросил Господа: «Пожалуйста помилуй и спаси бедного Боба».

Существует давняя легенда Дельты о блюзмене, который ночью ждал на обочине пустынного перекрестка встречи с темными силами. Эта история во многом связана с текстами песен Джонсона, такими как
Me And The Devil Blues, Preachin’ Blues (Up Jumped The Devil) и Hell Hound on My Trail.

Легенды эти во многом связаны с «невероятным улучшением» техники игры Джонсона, описанным Сон Хаусом.

-7

Статья в журнале Living Blues Magazine за 2008 год предлагает более приземленное объяснение. В тот двухлетний период, когда Джонсон впервые путешествовал по Дельте, он встретил известного гитариста Айка Циммермана, который взял молодого музыканта под свою опеку. По словам исследователя блюза Брюса Конфорта, Джонсон больше года жил у Циммермана и ежедневно брал у него уроки.

Наследие и влияние на современную музыку

В 1961 году Columbia Records выпустила сборник музыки Джонсона King of the Delta Blues Singers. Альбом попал в руки американских фолк-исполнителей, в том числе Боба Дилана, и вскоре стал чрезвычайно популярным в среде зарождающейся британской рок-сцены, вдохновив исполнителей из FLEETWOOD MAC, THE ROLLING STONES и LED ZEPPELIN.

-8

Бесчисленное количество музыкантов играли и записывали каверы на песни Джонсона, и многие из величайших гитаристов рока, такие как Эрик Клэптон или Джими Хендрикс, не единожды говорили о влиянии Джонсона на их стиль. Работы Джонсона во многом помогли формированию электрического чикагского блюза середины века, у истоков которого стояли такие музыканты, как Мадди Уотерс, Уилли Диксон и Чак Берри.

Наследие Джонсона и его огромный вклад в популярную музыку были признаны широким кругом учреждений, включая Зал славы рок-н-ролла, Почтовую службу США, Библиотеку Конгресса США и Академию звукозаписи, которая в 2006 году присвоила Роберту Джонсону премию Грэмми «За заслуги перед жанром».

Читать также: