Найти в Дзене

Крымский ХЛАМ: искусство не должно быть только «красивым» и аморально ли устраивать художественные салоны в дни суровые?

Основной вопрос, который меня волновал, когда я организовывал недавно очередной салон-встречу в духе «русской усадьбы» для моих подписчиков и друзей, интересующихся искусством, был такой: а не аморально ли я поступаю, устраивая подобное мероприятие в то время, когда совсем рядом с Крымом происходят известные события, да и сам Крым по сути - неглубокий тыл, до которого периодически «долетает»? Я и все собравшиеся получили ответ на этот вопрос от человека, авторитет которого лично для меня очень высок. Но об этом несколько позже.   Кстати, видеорепортаж о салоне желательно посмотреть тем, кто его не видел: он прекрасно передаёт атмосферу того июльского вечера близ Кучук-Ламбатской бухты на Южном берегу Тавриды и там можно услышать интересные истории о секретах создания картин. Итак, мне уже второй раз удалось провести встречу с моими подписчиками, основными целями которой стали:  Русская усадьба - как образец для создания современного артпространства. Бесспорно, я не изобретал коле
Оглавление

Основной вопрос, который меня волновал, когда я организовывал недавно очередной салон-встречу в духе «русской усадьбы» для моих подписчиков и друзей, интересующихся искусством, был такой: а не аморально ли я поступаю, устраивая подобное мероприятие в то время, когда совсем рядом с Крымом происходят известные события, да и сам Крым по сути - неглубокий тыл, до которого периодически «долетает»?

Я и все собравшиеся получили ответ на этот вопрос от человека, авторитет которого лично для меня очень высок. Но об этом несколько позже.  

Кстати, видеорепортаж о салоне желательно посмотреть тем, кто его не видел: он прекрасно передаёт атмосферу того июльского вечера близ Кучук-Ламбатской бухты на Южном берегу Тавриды и там можно услышать интересные истории о секретах создания картин.

Кучук-Ламбат (ныне - посёлок Утёс).
Кучук-Ламбат (ныне - посёлок Утёс).

Итак, мне уже второй раз удалось провести встречу с моими подписчиками, основными целями которой стали: 

  • знакомство с новыми произведениями творческих людей Тавриды, 
  • живое непринуждённое общение между людьми, измученными в эпоху интернета виртуальщиной и аватарщиной, а также валом негативной информации и проблем. 

Русская усадьба - как образец для создания современного артпространства.

Бесспорно, я не изобретал колесо, а взял за основу прекрасный опыт подобных собраний, что устраивали хозяева отечественных усадеб, которые стали колыбелью русской культуры с конца 18-го и до начала 20-го столетий.

Конечно, делал это с поправкой на то, что у нашей семьи не усадьба, а обычный дом и сравнительно небольшой участок земли, хотя при его обустройстве я активно использовал «усадебные» атрибуты - на улице мраморные статуи ручной работы - авторские изделия или качественные копии с изваяний великих мастеров прошлого; дом наполнен оригиналами картин в разных жанрах, нестандартной мебелью и семейными реликвиями; подобрана библиотека по истории искусства, архитектуры, об истории Крыма, есть энциклопедические издания, поэтические сборники, каталоги посещенных мною с женой различных выставок за много лет…

Часть библиотеки в моей мастерской.
Часть библиотеки в моей мастерской.

Постепенно, с момента покупки нашей семьей дома и участка в старинном крымском посёлке Биюк Ламбат (ныне - Малый Маяк), я создавал и создаю при своей художественной мастерской особое артпространство, которое бы стало, насколько это возможно в небольшом частном доме и в нынешних суровых реалиях, открытым для встреч и общения на темы искусства, литературы, поэзии, музыки, театра, для философских и мировоззренческих бесед с творческими людьми Крымского полуострова и его гостями.

Уголок «партерной» части сада при нашем доме: статуи, аккуратные кованые  ограды в едином стиле , газоны, стриженные растения, некая торжественность и парадность.
Уголок «партерной» части сада при нашем доме: статуи, аккуратные кованые ограды в едином стиле , газоны, стриженные растения, некая торжественность и парадность.
Уголок «пейзажной» части сада: много необработанного  камня, дикоросов, дорожки следуют  сохраненному  природному рельефу.
Уголок «пейзажной» части сада: много необработанного камня, дикоросов, дорожки следуют сохраненному природному рельефу.

Именно для этого в оформлении дома и сада мною использованы мотивы классического и современного искусства разных эпох и стилей - от стилизаций в духе древнего Египта, славянских языческих символов, реверансов в сторону античности, барокко, классицизма, модерна, регулярного и пейзажного способов организации садового пространства (например, выделена «партерная» часть, украшенная мраморными статуями и вазонами с цветами, кроны деревьев и кустарников тут подстрижены; есть также «пейзажная» часть, где сохранен и подчеркнут природный ландшафт, сохранены крымские эндемичные дикоросы, валуны, ручей в арыке, при этом, в укромных местах сада, за поворотом, как это было принято в старинных пейзажных парках, гостя может неожиданно встретить мраморная купальщица рядом с огромным древним валуном, напоминавшего голову чудовища из детской сказки).

Природно-рукотворная композиция с разноцветными каллами, которой мы с садовником Филиппом дали название «Красавица и Чудовище» (также это отсылка к сказке «Аленький цветочек»).
Природно-рукотворная композиция с разноцветными каллами, которой мы с садовником Филиппом дали название «Красавица и Чудовище» (также это отсылка к сказке «Аленький цветочек»).

Пусть немного театрально и нарочито, но я назвал этот обычный участок под ИЖС, каких десятки в посёлке Малый Маяк, «усадьбой Терп-Ламбат», хотя, конечно, до масштабов дворянских усадеб прошлого и олигархических вилл нынешнего мне ооочень далеко)). Разъяснение, почему было дано такое название, можно прочитать в этой статье.

Ну а за самим артпространством вкупе с салонами, с моей лёгкой и ироничной руки, уже потихоньку стало закрепляться название ХЛАМ:

Больше всего хочу, чтобы созданное мною артпространство было доступно детям, которые занимаются творчеством.

Заветное желание у меня в том, чтобы моё артпространство было открыто прежде всего детям, ведь детство - это время, когда формируется личность и развиваются таланты. Детские впечатления - самые сильные и если эти впечатления будут от увиденной благородной красоты и человеческого тепла и взаимопонимания, от классических, проверенных временем образцов искусства, которые находятся не только в музеях, но просто вокруг нас, в повседневной жизни, то в мире будет гораздо меньше зла и несправедливости, а мы сохраним наши великие русские традиции , да и культурные достижения всей европейской цивилизации.

К сожалению, не все это понимают…

Меня, крайне удивил случай, когда мой коллега, заслуженный и прекрасный академический художник, проживающий в Малом Маяке, Валерий Николюк (кстати, написавший для местного храма ряд икон высочайшего качества) несколько лет назад, также желая приобщить детей из поселка к творчеству, попытался по своей инициативе, на бесплатной основе, организовать мастер-классы для детей. Он купил кисти, краски, картоны, созвал детвору… и тут же был обвинён общественностью чуть ли не в попытке растления малолетних… У него опустились руки.

Я постоянно держал в уме отрицательный опыт Николюка, не форсировал события и на прошедшей встрече, волею судьбы, я стал ближе к осуществлению желания подарить детям свой мир искусства, но об этом чуть ниже.  

О самой встрече и проведённой на ней дискуссии.

Гостей июльского салона 2023 года в Терп-Ламбате набралось 12 человек и, к сожалению, стало ясно, что ещё три-четыре участника - и это станет пределом для вместимости того места, что я отвёл и обустроил в своё время для таких собраний. 

Помимо меня и двух моих коллег-художников Сергея Склярова (Sklyar) и Александра Гольмакова (AlexG), как и в прошлом году, были подписчики этого канала и просто мои добрые знакомые, интересующиеся культурной и искусством: 

  • часто посещающий наш дом и в своё время освятивший его, настоятель Храма Иверской Иконы Божией Матери протоиерей Димитрий с воспитанником Даниилом, подростком 14-ти лет; 
  • Анна, преподаватель детской Ялтинской школы искусств и ее супруг Сергей Лепешкин, самодеятельный художник, картины которого есть в частных домах разных стран; Сергей также представил на этой встрече свои замечательные работы с филигранной техникой исполнения, вызвавшие у меня ассоциации с работами Дмитрия Плавинского, знаменитого графика.
  • Мой подписчик, а теперь ещё и добрый товарищ - Дмитрий, бизнесмен из Москвы, но ныне живущий в Севастополе; он должен был приехать с женой, но ей пришлось остаться дома с лабрадором, которого погостить к ним привезли их дети, а сами в этот день уехали в гости. 
  • Павел, бизнесмен из Санкт-Петербурга, родом из Владивостока, но имеющий также своё жильё в Крыму. Павел был с очаровательной супругой Людмилой и сыном Ярославом, студентом технического вуза. С этой прекрасной семьей познакомила меня крымская врач моей мамы, которая долгое время жила и работала на Дальнем Востоке, но уже несколько лет как переехала  в Алушту и работающая сейчас там в частной клинике.
  • Моя соседка по улице Елена, старающаяся не пропускать культурные события ни в Симферополе, ни в Ялте. А тут и ехать никуда не надо было)). Кстати, именно после разговора с ней я написал еще в 2021 году статью «Украинцы, держитесь, Крым опять будет вашим».

…Также была моя мама, Татьяна, которой в этом сентябре исполнится 81 год и ее компаньонша из Ялты; именно благодаря маме и папе я, москвич в четвёртом поколении, ещё в середине 70-х годов прошлого века, влюбился в Крым и давно считаю его своим домом. Об одном из самых  пронзительных эпизодов из детства, связанным с папой и Крымом, я писал тут:

На самом деле, гостей должно было быть больше, но как это нередко случается, в их намерения вмешались непредвиденные обстоятельства и они не смогли приехать. 

К этой встрече, еще в конце прошлого года, на первом ярусе моей мастерской (в нашей семье, с лёгкой руки моей жены, её называют «замком»), на открытой веранде с видом на море, на Аю-Даг, на вершины Кучук-Ламбатского каменного хаоса и на скалы Утеса, была подготовлена особая стена с парапетом, где можно повесить и расставить не только картины, но и скульптурные формы, произведения прикладного искусства (представлять и обсуждать их на последующих салонах - в моих дальнейших планах, но пока среди нас нет ни одного скульптора, кроме меня)). 

Кстати, об адаларах - «Птичьих скалах» Утеса - нескольких причудливой формы вершин подводного хребта, торчащих из воды.

Вид с веранды под моей мастерской на Птичьи скалы Утеса. Правее - «Монах», «Верблюд» или «Три Сестры» , левее, ближе к центру, там, где делает вираж катер, - скала «Голь-Кая»».
Вид с веранды под моей мастерской на Птичьи скалы Утеса. Правее - «Монах», «Верблюд» или «Три Сестры» , левее, ближе к центру, там, где делает вираж катер, - скала «Голь-Кая»».

Так сложилось, что слово «адалары» стало в Крыму фактически именем собственным, названием для двух почти одинаковых скал в море близ берега Гурзуфа. А ведь в переводе с тюркского -  это просто «острова» и так можно назвать любой островок или скалу среди моря. И пусть привычнее именовать Адаларами одну из достопримечательностей Гурзуфа, а скалы в воде напротив Утеса - Птичьими скалами, я их тоже называю про себя «адаларами Утеса», особенно с учётом того, что как их только не кличут за их характерные силуэты: и Монах, и Верблюд, и Три Сестры, и Кроватка, и Кастрюля, и Солдатский хлеб (почти все они покрыты помётом бакланов и имеют белёсый цвет))… На мой взгляд, самый интересный среди них островок - это «Кастрюля», имеющий более поэтичное и более точно отражащаюее  его особую форму название на крымско-татарском - «Голь-Кая» - «Скала-озеро». Он представляет собой почти плоский камень продолговатой  формы несколько метров в длину, имеющий в центре углубление, заполненное водой. Это, конечно, не полноценный обитаемый остров Млет на Адриатике, в центре которого есть озеро, а на нем - ещё один островок, на котором стоит старинный монастырь Бенедиктинцев, но тоже очень интересное место в крымских  прибрежных водах, добраться до которого сейчас гораздо проще и быстрее, чем до Хорватии)). 

Я отвлёкся, извините, но в Крыму нельзя постоянно не отвлекаться на прекрасные виды)). 

Двойная радуга и посёлок отелей Санта-Барбара вдали.
Двойная радуга и посёлок отелей Санта-Барбара вдали.

Вернусь к рассказу о встрече.

Так выглядела веранда во время встречи.
Так выглядела веранда во время встречи.

Помимо веранды, где было выставлено большинство обсуждаемых работ и организованы посадочные места, в этом году я предоставил полностью в распоряжение гостей и сам «замок» - там не только демонстрировалось ещё несколько работ из моей коллекции, но и был накрыт фуршет, гвоздем которого, к моему удивлению, стали не крымские деликатесы - твёрдые сыры, почти не уступающие пармезану, паштет из косули, сыровяленое мясо, сезонные местные фрукты и крымское игристое, а обычные отвары из … алычи - желтой и красной, сваренной без сахара из ягод, собранных мною прямо на просёлочных тропах Малого Маяка!  

Самыми популярными были не закуски, а компоты из алычи))
Самыми популярными были не закуски, а компоты из алычи))

Вот она, Маломаякская алыча для «великосветских» компотов )). Килограммов 10, кажется).
Вот она, Маломаякская алыча для «великосветских» компотов )). Килограммов 10, кажется).

Надо сказать, что одичавшей, ничейной алычи в нашем посёлке такое же количество, как, например, оливковых деревьев на острове  Корфу, которые в промышленных масштабах посадили ещё венецианцы в период их владычества этим регионом; оливы на Корфу растут везде, как у нас какая-нибудь береза в лесу средней полосы и в период созревания плодов дороги на Корфу становятся буквально скользкими от упавших и раздавленных колёсами машин и ногами людей маслин… 

Я обожаю оливы и уже заложил у себя в саду рощицу из 20 деревьев, о становлении которой и первых урожаях оливок в планах писать в этом блоге.

«Когда цветут сады. Малый Маяк». Сергей Скляров, 2020 , холст, масло, 600х600. Дар художника в коллекцию Виктора Фецит.
«Когда цветут сады. Малый Маяк». Сергей Скляров, 2020 , холст, масло, 600х600. Дар художника в коллекцию Виктора Фецит.

Наш Биюк-Ламбат весной утопает в бело-розовых лепестках цветущей алычи, что нередко изображают местные и приехавшие художники, а летом тропы усеяны джемом из упавших оранжевых и бордовых ягод. Кстати, освежите в памяти картину Сергея Склярова «Переулок моего детства», где как раз изображена цветущая алыча:

В общем, алыча - это одна из своеобразных визитных карточек Малого Маяка. А теперь, кажется, мои алычовые компоты двух цветов и вкусов: один - желтый, кислый, освежающий, а второй -  красный, мягкий, с нежным ароматом, стали визитными карточками моих салонов)). В кулеры, куда они были налиты, я добавил лишь лёд в пакетиках, чтобы тая, он не разбавлял их концентрацию.

Да, и не могу не отметить, что нам повезло с погодой: было облачно. Но хотя на веранде даже в жару всегда более прохладно и продуваемо, чем в других уголках нашего участка, а в помещении мастерской работал кондиционер, гостям было весьма комфортно и на улице, не смотря на то, что немного парило. Под конец встречи даже брызнул легкий дождик, что было единогласно расценено как хорошая примета и на «удачу»! 

О самой дискуссии и выводах.

Напомню, что темой для дискуссии стал вопрос: «Почему просто красивые, но без особого смысла картины пользуются у публики бОльшим спросом, чем картины не столько красивые, сколько сложные, символические, философские?». Почему большинство любит просто созерцание, а не размышление над увиденным? 

И вот, наряду с обсуждениями представленных на салоне картин, разбор их сути и рассказов авторов об историях создания каждой из них, мы все делились своими мыслями по заданной теме встречи. 

Во время обсуждения разных картин.
Во время обсуждения разных картин.
На снимке - холсты Александра Гольмакова, Сергея Лепешкина, Виктора Фецит.
На снимке - холсты Александра Гольмакова, Сергея Лепешкина, Виктора Фецит.

Я не буду цитировать участников встречи, я позволю себе своими словами передать суть дискуссии.  

Разговор в мастерской.
Разговор в мастерской.
Экскурсия по саду. Рассказываю о символе нашей «крымский дачи» - мраморной антикварной Терпсихоре авторства  Кановы - копии, созданной с Санкт-Петербурге в 1900 году.
Экскурсия по саду. Рассказываю о символе нашей «крымский дачи» - мраморной антикварной Терпсихоре авторства Кановы - копии, созданной с Санкт-Петербурге в 1900 году.

Вся история человечества - это развитие и труд разума, это прогресс, это познание неизвестного, преодоление сложностей… А гедонизм как он есть, безыдейность, расслабленность, олицетворением чего является абсолютная, приятная лишь глазу красота - это стагнация, которая может обернуться деградацией.

В наше время я бы назвал символом этой «красивой» деградации одну, к счастью, уже немного полумёртвую в России, всемирно известную соцсеть, начинавшуюся лет 15 назад как сборник «гламурных фоточек», но ставшей вредоносной силой, буквально как 25-й кадр вплетающий в сознание сомнительные стандарты жизни, образцы для подражания фальшивым кумирам. 

Не могу не разместить тут к слову свою картину “False Idolorum” - «Ложные кумиры», посвящённую захватившим массовое сознание соцсетям, где разного рода шарлатаны не только вытягивают из людей деньги на свои утехи, но, самое страшное, становящиеся образцами для подражания, когда пропагандируется делание состояний из воздуха и без особого умственного и физического труда, что банально отупляет людей, делает из них стадо для «втюхивания» разного товара или идиотских тренингов «личностного роста». Самое ужасное, что к этому привыкают дети с младых лет!
Символом красивого, но ложного кумира, которому человек поклоняется бездумно и как зачарованный идёт к нему, губя себя в итоге, я выбрал Сирену. Согласно древнегреческому мифу об Одиссее, Сиренами были некие существа, завлекавшие моряков на свой остров необыкновенно красивыми песнями, обещая им раскрыть смысл жизни, но в итоге пожиравшие доверчивых странников. Лишь один рецепт был уберечься от сладкоголосых Сирен и не погибнуть: заткнуть уши и не слушать их! И тогда Сирены в отчаянии, что они не могут заманить слушателей в свою ловушку, бросались на скалы и погибали. Мне представляется, что это - прекрасный рецепт борьбы с происходящей ныне вакханалией бездуховности и поклонения инста-тикток-звездулькам: этих «кумиров» надо просто перестать слушать и они уйдут сами собой.
 Только вот как добиться этого, не прибегая лишь к формальному запрету подобных соцсетей? Может быть через пропаганду того, что надо думать и анализировать любые процессы вокруг, в том числе посредством силы искусства? К сожалению, Дзен активно пошёл по пути наименьшего сопротивления и его ленту наполнили видосики с разного рода пранкерами-кривляками, где не только грудасто-губастые женщины, но даже здоровущие спортивные мужики, место которым если не в воинском строю, то хотя бы у станка или в поле, не стесняются трясти своими телами и гламурно лыбиться, собирая лайки и просмотры. Я устал их блокировать, но они как зомби: лезут изо всех щелей…
«Ложные кумиры - False Idolorum” : Яркое соблазнительное существо, под павлиньим хвостом которого навалено множество «лайков», сжимает в своих когтях сердце - душу человека и мозг - его разум. На ленте - надпись: «Сирены дивные увещевания способны многих покорить людей. Но цель Сирены - их сгубить сознание и уничтожить их сердца скорей». Картина в стихах . Victor Fecit, 2022, холст, масло, золотая поталь. 1000х800.
«Ложные кумиры - False Idolorum” : Яркое соблазнительное существо, под павлиньим хвостом которого навалено множество «лайков», сжимает в своих когтях сердце - душу человека и мозг - его разум. На ленте - надпись: «Сирены дивные увещевания способны многих покорить людей. Но цель Сирены - их сгубить сознание и уничтожить их сердца скорей». Картина в стихах . Victor Fecit, 2022, холст, масло, золотая поталь. 1000х800.

По моему убеждению, искусство не должно быть ТОЛЬКО красивым. Наряду с видимой красотой оно должно нести смыслы, благородные символы, вызывать размышления: «…душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н.Заболоцкий). 

А по убеждению же многих  - нет, нужно чтобы было «просто красиво», нужна эдакая сладкая карамелька-сосалка для ума…

И поэтому прекрасные, «как живые» пейзажи, «вкусные» натюрморты, цветочки-котики-бантики находят в тысячи раз больше поклонников, чем психологические, драматические или исторические холсты, да и жанровые сцены из жизни людей. 

Но, как правило, вторая категория произведений искусства и более уникальна, ведь каждый холст, статуя, реально «выстраданы» авторам, а потому они стоят дороже, что нередко отпугивает рядового покупателя. Купить более-менее профессионально, но быстро написанный на пленэре красочный пейзажик на уличном вернисаже, где их много как муравьев в муравейнике,  можно недорого. Серьёзную же, штучную работу, на которую художник потратил не только уйму времени, но и буквально вложил в неё  часть себя, автор и оценит в разы дороже, а поэтому ее редко кто купит…

Конечно, я сейчас не говорю о пейзажах или бессмысленных абстракциях из наляпанных линий или клякс по цене автомобиля неких «маститых членов союза художников» или живописцев, просто попавших «в струю»; но, положа руку на сердце, согласитесь, что цена на подобные холсты часто определяется не степенью таланта мастера, а степенью его «раскрученности»…

Всем всегда в этой связи советую прочитать рассказ Марка Твена «Жив он или умер?»: почти полтораста лет назад он прекрасно описал рецепт этой «раскрутки».  
Упомяну также Сальвадора Дали, очень мною уважаемого художника и дизайнера, но для меня он все-таки прежде всего гений саморекламы, а не бесспорный новатор искусства: в конце концов, Иероним Босх писал за несколько веков до Дали  вполне себе сюрреалистические картины… 
Это - не С.Дали, не 20-й век. Это - И.Босх, аж 15-й век…
Это - не С.Дали, не 20-й век. Это - И.Босх, аж 15-й век…

С тех пор рекламные технологии изменились, но не изменилась суть: не обязательно быть реально талантливым, важно правильно сделать рекламу и вложить в мозг публики то, что выгодно кому-то ради прибыли. Вот так запросто что-то аморальное и сатанинское может стать объектом поклонения…

На самом деле, дискуссии у нас, к сожалению, не получилось, так как…

собрались, по большому счёту, единомышленники, объясняющие феномен предпочтения людьми созерцания мысленному труду тем, что публика в массе своей не хочет думать, не хочет «жевать, переваривать», а хочет получить эндорфины сразу в «кровь», как физраствор в вену из капельницы … 

Плохо это? Нет, не плохо: нужно периодически отдыхать, отвлекаться от проблем и трудовых будней. Хорошо ли это? Нет, не хорошо: ведь человек по природе своей ленив и если не трудиться, будет постепенная душевная и умственная деградация. 

А, с другой стороны, прогресс разума может погубить человечество: тот же самый искусственный интеллект - сила настолько грозная, что мы даже не можем сегодня в полной мере оценить его опасность, хотя звучит уже очень много негативных предсказаний. У меня есть картина на эту тему, обязательно о ней расскажу на канале.

Так вот, по нашему  коллективному выводу, который мы непроизвольно для себя сформулировали на этом салоне-встрече: нужно просто сохранять баланс между сложностью (мыслительным процессом) и простотой (созерцательной красотой).
Да, красота - спасёт мир, но будет ли мир полноценным без разума? 

Для себя я эту мысль сформулировал несколько лет назад в одной из своих первых картин, ныне занимающей центральное место в нашем крымском доме - «Великий баланс». И подробнее об этой картине я, пожалуй, тоже расскажу на одной из наших предстоящих встреч.  

И в завершении этой статьи вернусь к вопросу, вынесенному мною в заголовок. 

Упомянутый мною среди присутствующих гостей протоиерей Димитрий, отвечая на  вопрос можно ли устраивать подобные «усадебные» салоны, покуда наши соотечественники бьются с врагом и сатанинским злом на передовой, сказал, помимо прочего, следующую мысль: 

«Битва происходит сейчас везде и прежде всего в душах людей. Войны начинаются тогда, когда люди слишком много нагрешили и Господь посылает испытания. Происходит очищение души и разума и напрасно думать, что ведя подобного рода дискуссии, мы на своём поле не ведём сражение». 

Храм иконы Иверской Божией матери в Малом Маяке. Настоятель этого храма, отец Дмитрий, частый гость нашего дома. Именно благодаря его стараниям храм в последнее время не только премного украсился, но и стал духовным центром притяжения жителей села.
Храм иконы Иверской Божией матери в Малом Маяке. Настоятель этого храма, отец Дмитрий, частый гость нашего дома. Именно благодаря его стараниям храм в последнее время не только премного украсился, но и стал духовным центром притяжения жителей села.

А вот самый главный, хотя и неожиданный результат этой встречи-салона в ХЛАМе:

как я упомянул в видеорепортаже о встрече, на ней я принципиально договорился с моей подписчицей, детским преподавателем Ялтинской школы искусств о том, что она приведёт ко мне несколько своих воспитанников 11-14 лет на экскурсию и на пленэр, ведь окрестные виды просто созданы для вдохновения и просятся на холст или картон. И именно этот факт стал для меня, пожалуй, главным итогом нашей встречи, ведь дети - наше будущее и от их воспитания зависит многое и в их жизни и в нашей. Уже одно это будет полным оправданием того, что я организовал данную июльскую встречу в то время как недалеко идут страшные бои и гибнут русские люди.…

... я в настоящее время заканчиваю картину «Пьета» (Оплакивание) на эту крайне волнующую меня тему…

А сейчас посмотрите холст Сергея Склярова «Вернись живой!» - мольба девочки о возращении отца, написанный им с реального прототипа 1,5 года назад.

-19
Я же надеюсь и верю, что наша жизнь изменится к лучшему и дети и внуки ребят, отдающих сейчас жизни в том числе за то, чтобы была сохранена великая русская культура, которая всегда стояла на силе духа и мысли, никогда не будут поклоняться красивым, но ложным кумирам. 

И хотя Дзен упорно размещает рекламу у меня в блоге при том, что мой канал - некоммерческий, если Вы согласны с нашими выводами, прошу поддержать развитие блога, поставив «одобрение» или высказать своё мнение, даже если оно иное. Большое Вам спасибо за прочтение и поддержку.

О приглашении моих подписчиков на следующую встречу в ХЛАМе, я обязательно сообщу на канале.

Ваш Victor Fecit ,что на латыни означает «Сделал Виктор».