Точка полуострова, где при СССР было построено , а сейчас разрушается «Крымское Царицыно», имеет свой целебный микроклимат и красивейшие виды, что собственно, в свою эпоху и обусловило выбор места, где возвести этот роскошный комплекс. Причём сделано это было с редким для бетонно-модернистских строений того и нашего времени уважением к окружающим пейзажам и природе как таковой.
…Геологически считается, что именно у горы Кастель (или как ее раньше также называли Кастель-Даг) заканчивается (ну или начинается, смотря откуда считать) Южный берег Крыма.
Кастель - доисторический лакколит (несостоявшийся вулкан), сбоку похожий на протянувшего к морю хобот лежащего у берега Слона, который уже тысячи лет шлёт привет своему «товарищу-лакколиту» - Медведь-Дагу, «пьющему» воду всего в нескольких километрах от него.
Между ними в постоянном движении пребывает гора-Волна (Парагильмен), а над всеми ними необъятной плитой царит Бабуган-Яйла со скромной «зазубриной» высочайшей точки Крыма - горой Роман-Кош.
Все вместе они образуют колоссальный, ребристый как раковина гребешка, склон, по которому стекают с Бабугана по оврагам десятки ручьев пресной воды, чьи потоки ловят придорожные фонтаны, а на пологих террасах, «втиснувшимся» между этими оврагами, разбиты виноградники и растут лиственные леса.
Но главное - это то, что симбиоз всех упомянутых особенностей природного ландшафта даёт этой «Крымской Тоскане» уникальный, лечащий тело микроклимат, ласкающий душу пейзаж и сладчайший виноград.
Посаженные человеком в данном районе за последние 200 лет во множестве кипарисы, кедры и сосны не только украшают пейзаж, но и усиливают целебность воздуха описываемой части Южного берега Крыма.
Своеобразие описываемого места было замечено ещё во времена ученых-исследователей Кёппена и Головкинского, имена которых остались в названиях улиц и топонимов (например, улица Кёппена в Малом Маяке и памятник природы «Гранильня Головкинского» близ посёлка Лазурное).
Находящаяся недалеко от юго-западного склона Кастели «Гранильня Головкинского» (сейчас больше известная как «нудистский пляж в Лазурном») - это небольшой участок берега, имеющего структуру, напоминающую многослойный сэндивич из пластов твёрдых и рыхлых пород, который за счёт природных процессов был «порезан» на небольшие «канапэ», падающие на берег моря, которое год за годом, от шторма к шторму, стачивает их острые грани.
По утверждению гидрогеолога, геолога и краеведа времён Российской Империи профессора Головкинского, именно в этом месте подводные течения образовали водоворот и за счёт особенностей рельефа прибрежного дна моря, как в гигантской неспешной центрифуге «гоняли» скальные валуны, обкатывая их и за тысячи лет превратили их в почти идеальные шары, эллипсоиды и диски. Вблизи кажется, что тут отложила яйца стая страусов или перевернули грузовик с дынями.
Не могу не привести не просто цитату, а фотографию страницы из путеводителя Н.А.Головкинского, впервые изданного в 1871 году, где он описывает это место, впоследствии названное его именем:
И рядом с этим прекрасным, чудом сохранившимся свидетельством древних времён, стоит, разрушаясь, тоже грандиозное свидетельство, но времён последних лет Советской Империи. Пока ещё стоит, ведь дни его сочтены…
Однако, на минуту перенесёмся в Москву.
… Многим, даже не москвичам, известна усадьба Царицыно, строившаяся Екатериной Великой как самая роскошная подмосковная императорская резиденция, которую она решила возвести в честь окончания войны с Турцией, по итогам которой, кстати, Крым стал российским. Но, из-за перебоев с финансированием, «Царицыно» было построено без внутренней отделки, потом заброшено, стало разрушаться и превратилось в таинственные руины, спорившие в живописности с развалинами античных римских форумов или, например, терм Каракаллы. Тем не менее, в 10-х годах этого века, несостоявшаяся царская резиденция была-таки «введена в эксплуатацию» любящим популистско-масштабные проекты (под стать римским императорам) тогдашним мэром Москвы Лужковым.
«Царицыно» стало сейчас одной из достопримечательностей Москвы, хорошим арт-пространством, несмотря на то, что историко-культурная правда при «возрождении дворца из руин», была искажена: под видом «исторического факта» частично сделан «исторический фейк», то есть внутри зданий созданы интерьеры, которых никогда не было, даже на бумаге, - так сказать, «по мотивам».
И хотя дворцово-парковый комплекс существует не совсем в том виде, как был задуман великими архитекторами Баженовым и Казаковым, но все-таки - он СУЩЕСТВУЕТ и украшает Москву.
И пусть по золоченым залам Большого дворца и его флигелей никогда не ступала Великая Императрица, но на их месте - не новый жилой комплекс для «избранных», а сотни обычных людей каждый день приобщаются к искусству и природе. Да и деньги вложены в нашу страну, а не в закордонные футбольные клубы, яхты или виллы.
Теперь снова возвращаюсь к нашим Таврическим «слонам» и «медведЯм».
Речь пойдет об уникальных особенностях недостроенного и полуразрушенного ныне грандиозного пансионата близ горы Кастель, совсем рядом с упомянутой выше гранильней Головкинского. И не случайно я сделал экскурс в Москву: мне представляется, что между императорской усадьбой «Царицыно» и номенклатурным пансионатом близ посёлка Лазурное есть какая-то неуловимая символическая связь, почему я и упомянул о недострое «золотого» века Екатерины, достроенном в «бронзовый» (а может - «хрустальный»? ) век Владимира.
На самом деле, даже в Дзене есть несколько статей с фотоотчетами об этой, как ее называют, «заброшке» под Алуштой и рассказами о ее истории, но без каких-либо ссылок на архивные источники, поэтому, в основном, излагаемые там одинаковые факты - это переписанные блогерами друг у друга домыслы и фантазии с более или менее удачными фото бетонных строений: моя же статья о другом.
Так как я пока тоже не получил доступ к таковым источникам, да и вряди это уже актуально из-за скорого сноса этого нетривиального сооружения (уже есть новый собственник, который наверняка безжалостно разберёт обветшавшее без ухода здание и построит новое, более отвечающее современным понятиям о комфорте и красоте), хочу сказать немного о тех моментах, на которые никто из блогеров ещё не обратил внимание, но они достойны того, чтобы быть увековеченными, пока это Крымское «Царицыно» не исчезло с лица Земли и из людской памяти.
Хочу зафиксировать его конструкцию как отличный пример того, как можно вписать здание современной архитектуры в природу, не диссонируя с ней и не уродуя её.
В свободном доступе нет достоверной информации о том, какое точно ведомство было заказчиком и кем было спроектировано это удивительно грамотно и деликатно вписанное в окружающую заповедную среду огромное здание.
Уверен, что не погрешу против истины, если опишу краткую историю этого комплекса и архитектурно-планировочные достопримечательности сохранившихся сооружений своими словами, но опираясь исключительно на свидетельства местных жителей и свой личный анализ, как художника.
В 80-х годах прошлого века, одно из партийных или хозяйственных ведомств СССР начало строить комфортабельный пансионат в заповедном ущелье, по дну которого протекал ручей, около посёлка Лазурное, недалеко от западного склона горы Кастель. Местные жители, чьи дома попали в зону будущего парка и здания пансионата, были переселены, а их дома снесены. Берег моря с валунами, аналогичным валунам в «гранильне Головкинского», непосредственно граничащий с этим памятником природы и упомянутой выше, на протяжении почти километра был залит в бетон и изрезан бунами, где в том числе были оборудованы причальные стенки для прогулочных теплоходов и удобные пляжные карты.
Как раз с одной из этих бун я был на днях смыт волной, когда хотел сделать эффектный снимок пансионата с моря и эта статья могла быть вообще не опубликована)). Так что вместо того снимка придётся разместить вот эти камни, на которые я был выброшен волной и по которым выкарабкался на берег, о чем я писал в предыдущем посте.
Так что же я хочу, как человек творческий и не чуждый небольшим архитектурным проектам, отметить?
Многоэтажное ступенчатое здание с впечатляющим каскадом бассейнов и прогулочных террас, архитекторами явно задумывалось таким образом, чтобы его хорошо было видно только с моря (при этом оно «утопало» в зелени парка и не «давило» объёмом на берег, будучи расположено к нему под углом, как бы «заползая» вглубь ущелья неким подобием гигантской лестницы-ящерицы (заметьте, лестница на природном, естественном склоне, никогда его не уродует, а зачастую украшает; ячеистый же рисунок балконных оград здания напоминает кожу рептилии, всегда гармонирующую с природой).
С боков, с береговой линии и даже сверху, это «здание-лестницу» видно фрагментарно или даже совсем не видно: оно «прячется» словно моллюск в раковине, роль «створок» которой выполняют склоны ущелья, покрытые дубами, ясенями и фисташками. Поэтому оно не «ломает» ни одной естественной береговой перспективы ни со стороны Кастели, ни со стороны Аю-Дага, в отличие от очень многих строений последних десятилетий, беспардонно торчащих на берегу моря, как недовыбитые у хулигана зубы. Но подчеркну, что при всей его «незаметности», это - огромное бетонное сооружение, где одновременно с комфортом могли находиться несколько сотен человек.
Дополнительно планировался террасный многоуровневый парк из вечнозелёных деревьев и кустарников, пересечённый многочисленными лесенками и серпантинными спусками, перемежающимися смотровыми площадками со скамейками.
Разбивка парка, который должен был спорить красотой с каким-нибудь нынешним парком «Айвазовское», была начата одновременно со строительством основного здания, но также не закончена.
Одна из «изюминок» пансионата - спиралевидная эстакада-башня для машин с несколькими витками, позволявшая спуститься с дороги не только к главному входу в здание, расположенному в его середине по высоте, но и на дно ущелья, где стоит пансионат. Это инженерное решение позволило не растягивать «пятно» застройки, не прокладывать длинную и искажающую ландшафт дорогу, а значит максимально сберечь заповедные склоны.
Транспорт с отдыхающими должен был съехать с шоссе, ведущего из/в Алушту (об этой красивейшей дороге я ещё буду писать отдельно в будущих статьях) и, сделав несколько поворотов вниз среди колонн упомянутой башни на манер современных многоуровневых парковок, въехать в колоссальное подобие Римской триумфальной арки, перспектива вида из которой заканчивалась пейзажем с частью парка, неба и моря, менявшими свой цвет в зависимости от освещения. Вид этот всегда представлял бы собой «свет в конце тоннеля» и был подобен картине в раме: подобный эффект я видел на террасе виллы Тиволи под Римом, заканчивавшейся огромным арочным проёмом, только там открывается паранорма не на море, а на долину.
Это был основной вход в пансионат, «ворота» в фойе для приёма гостей, которое посредством лестниц и лифтов «перетекало» в зону отдыха с кино-концертным залом и главным рестораном пансионата.
В свою очередь, зона отдыха с двухэтажным атриумом, стены которого были запланированы стеклянными и с открытой террасой, распахивалась панорамным видом на парк и бескрайнее море.
Вообще, гуляя по почти достроенным, но впоследствии заброшенным и разбитым пространствам этого пансионата для тогдашних советских «слуг народа», памятуя похожие комплексы, как, напрмер, «Заря» в Кисловодске или «Отрадное-2» под Москвой и особенно имея большой опыт отдыха в роскошных курортных отелях Востока, удивляешься тому, какое внимание проектировщики в СССР уделяли объему и размаху общественных пространств при том, что основной номерной фонд был более чем скромен (конечно, были и «люксовые» огромные номера, но главный упор делался все-таки не на «частное», а на «общее».
Судя по всему, для своего времени проектирования, а именно - начала 80-х годов 20-го века, пансионат в Лазурном был с архитектурной точки зрения более интересным, нежели чем, например, колоссальный отель «Интурист» в Ялте и его двойник «Жемчужина» в Сочи, оба 1970-х годов постройки. Переливные каскадные бассейны, то накрытые куполами, то переходящие в открытые небу пространства, зоны отдыха на террасах, смотровые площадки на уступах здания и парка, широкая набережная - всё было не совсем стандартным для того аскетичного времени, но соответствовало самому высокому уровню, обеспечивавшемуся тогдашней «элите» советского общества, которая не особо в массовом порядке могла путешествовать за рубеж. Кстати, самые роскошные пятизвездные отели Турции, Египта, Греции, ОАЭ итд, с их «чудесами» и комфортом построены в конце 1990-х - начале 2000-х годов, то есть много позже этого советского пансионата. До этого большинство общедоступных зарубежных отелей было гораздо скромнее. А в СССР, как видно на примере пансионата в Лазурном, уже был создан тип того самого роскошного курортного отеля, поражающего не столько своими номерами, сколько общественными зонами, спорящими своей масштабностью, грандиозностью, затейливостью и дороговизной отделки с великими термами Римской Империи и станциями Московского метро 50-х годов))).
Не удивился бы, если этот пансионат, будь он достроен, а СССР не уничтожен, вошёл бы в учебники архитектуры или хотя бы получил какую-нибудь Госпремию…
Однако, дни этого, одного из немногих курортных сооружений постройки времён СССР, которое может служить примером того, как огромное бетонное здание может быть вписано в природный ландшафт не уродуя его, а даже украшая, сочтены.
Не рекомендую никому там гулять внутри: там были трагичные случаи!
Но если Вы ещё успеете, пройдите по берегу мимо этого «здания-призрака» ушедшей эпохи, которое было почти построено, хотя в нем никогда никто не «жил» и оно превратилось в живописные руины, подобные «Царицынским», только совсем в другом стиле.
По итогу, московскому «Царицыну» повезло больше, чем «Крымскому Царицыну», ведь первое было восстановлено, а последнее будет скоро снесено.
Очень надеюсь, что современные заказчики и архитекторы окажутся на высоте художественного мастерства и впишут новое здание в древнее ущелье одного из самых красивых уголков Крыма также виртуозно, как и их предшественники.
И особая надежда на то, что эти заповедные места не будут полностью застроены и закатаны в бетон, а красивейшие пейзажи и редчайшие памятники природы не канут в Лету.
Ещё раз повторю: если решите сходить к пансионату, не лазайте по территории развалин, соблюдайте меры предосторожности и гуляйте только по набережной!
PS. Кстати, образ арки с перспективным видом, который поразил меня на Римской вилле Тиволи, я повторил при строительстве своей мастерской в Крыму и каково же было мое удивление, когда я немного позже увидел, что аналогичный мотив был использован архитекторами курортного здания в стиле советского модерна.
… Я взял из «Лазурного» пару обломков отделки вестибюля, подписал откуда они, положил их на стеллаж среди других камней, которые имею привычку брать с подобных прогулок. Эти кусочки мрамора вместе с аркой балкона отныне будут напоминать мне не только о существующей Римской, но об исчезнувшей советской «роскоши»…