Найти в Дзене

Пансионат «Лазурный берег»: накануне сноса шедевра. Прощай, «Крымское Царицыно»!

Оглавление

Точка полуострова, где при СССР было построено , а сейчас разрушается «Крымское Царицыно», имеет свой целебный микроклимат и красивейшие виды, что собственно, в свою эпоху и обусловило выбор места, где возвести этот роскошный комплекс. Причём сделано это было с редким для бетонно-модернистских строений того и нашего времени уважением к окружающим пейзажам и природе как таковой.

…Геологически считается, что именно у горы Кастель (или как ее раньше также называли Кастель-Даг) заканчивается (ну или начинается, смотря откуда считать) Южный берег Крыма.

Кастель - доисторический лакколит (несостоявшийся вулкан), сбоку похожий на протянувшего к морю хобот лежащего у берега Слона, который уже тысячи лет шлёт привет своему «товарищу-лакколиту» - Медведь-Дагу, «пьющему» воду всего в нескольких километрах от него.

На дальнем плане - Кастель-Даг, вкупе с мысом напоминающая  лежащего слона, протянувшего хобот в море. На переднем плане - тропинка, ведущая от пляжей посёлков Чайка/Бондаренково к  «Крымскому Царицыну» вдоль  «Гранильни Головкинского». Последняя больше известна как «нудистский пляж в Лазурном».
На дальнем плане - Кастель-Даг, вкупе с мысом напоминающая лежащего слона, протянувшего хобот в море. На переднем плане - тропинка, ведущая от пляжей посёлков Чайка/Бондаренково к «Крымскому Царицыну» вдоль «Гранильни Головкинского». Последняя больше известна как «нудистский пляж в Лазурном».

Между ними в постоянном движении пребывает гора-Волна (Парагильмен), а над всеми ними необъятной плитой царит Бабуган-Яйла со скромной «зазубриной» высочайшей точки Крыма - горой Роман-Кош.

Парагильмен или гора-Волна. Вид от Шархинского Карьера над посёлком Малый Маяк.
Парагильмен или гора-Волна. Вид от Шархинского Карьера над посёлком Малый Маяк.
Вид на Бабуган-яйлу с гребня Парагильмена. Где-то там, далеко под облаками  - центральный Крым, Симферополь, открытый всем ветрам со стороны материка.
Вид на Бабуган-яйлу с гребня Парагильмена. Где-то там, далеко под облаками - центральный Крым, Симферополь, открытый всем ветрам со стороны материка.
Вид на один из Крымских символов - Медведь-гору с высоты Парагильмена. Под Аю-Дагом - дома посёлка Партенит и одноимённая  Партенитская долина, в переводе означающая «Долина Девы» - одно из сакральных мест Тавриды.
Вид на один из Крымских символов - Медведь-гору с высоты Парагильмена. Под Аю-Дагом - дома посёлка Партенит и одноимённая Партенитская долина, в переводе означающая «Долина Девы» - одно из сакральных мест Тавриды.

Все вместе они образуют колоссальный, ребристый как раковина гребешка, склон, по которому стекают с Бабугана по оврагам десятки ручьев пресной воды, чьи потоки ловят придорожные фонтаны, а на пологих террасах, «втиснувшимся» между этими оврагами, разбиты виноградники и растут лиственные леса.

Вид с Парагильмена в сторону Кастели. В дымке, на горизонте - мыс Меганом. Слева, за Кастелью, на берегу моря - Алушта. Дорога в центре - Южнобережное шоссе. Пологая долина в центре снимка, напоминающая вблизи виды Тосканы, изрезана горными ручьями и виноградниками.
Вид с Парагильмена в сторону Кастели. В дымке, на горизонте - мыс Меганом. Слева, за Кастелью, на берегу моря - Алушта. Дорога в центре - Южнобережное шоссе. Пологая долина в центре снимка, напоминающая вблизи виды Тосканы, изрезана горными ручьями и виноградниками.

Но главное - это то, что симбиоз всех упомянутых особенностей природного ландшафта даёт этой «Крымской Тоскане» уникальный, лечащий тело микроклимат, ласкающий душу пейзаж и сладчайший виноград.

Посаженные человеком в данном районе за последние 200 лет во множестве кипарисы, кедры и сосны не только украшают пейзаж, но и усиливают целебность воздуха описываемой части Южного берега Крыма.

Своеобразие описываемого места было замечено ещё во времена ученых-исследователей Кёппена и Головкинского, имена которых остались в названиях улиц и топонимов (например, улица Кёппена в Малом Маяке и памятник природы «Гранильня Головкинского» близ посёлка Лазурное).

Находящаяся недалеко от юго-западного склона Кастели «Гранильня Головкинского» (сейчас больше известная как «нудистский пляж в Лазурном») - это небольшой участок берега, имеющего структуру, напоминающую многослойный сэндивич из пластов твёрдых и рыхлых пород, который за счёт природных процессов был «порезан» на небольшие «канапэ», падающие на берег моря, которое год за годом, от шторма к шторму, стачивает их острые грани.

Слоистая структура горной породы, когда-то бывшей морским дном, но которое было вздыблено тектоническими процессами, до сих пор дает материал для очень красивых валунов на берегу.
Слоистая структура горной породы, когда-то бывшей морским дном, но которое было вздыблено тектоническими процессами, до сих пор дает материал для очень красивых валунов на берегу.

По утверждению гидрогеолога, геолога и краеведа времён Российской Империи профессора Головкинского, именно в этом месте подводные течения образовали водоворот и за счёт особенностей рельефа прибрежного дна моря, как в гигантской неспешной центрифуге «гоняли» скальные валуны, обкатывая их и за тысячи лет превратили их в почти идеальные шары, эллипсоиды и диски. Вблизи кажется, что тут отложила яйца стая страусов или перевернули грузовик с дынями.

Те самые «дыни» и «яйца»
Те самые «дыни» и «яйца»

Не могу не привести не просто цитату, а фотографию страницы из путеводителя Н.А.Головкинского, впервые изданного в 1871 году, где он описывает это место, впоследствии названное его именем:

Страница 6-го издания 1894 года «Путеводителя по Крыму» Н. Головкинского
Страница 6-го издания 1894 года «Путеводителя по Крыму» Н. Головкинского

А ведь каждая каменная «дынька» или «яичко», были когда-то похожими на этот «кубик».
А ведь каждая каменная «дынька» или «яичко», были когда-то похожими на этот «кубик».

И рядом с этим прекрасным, чудом сохранившимся свидетельством древних времён, стоит, разрушаясь, тоже грандиозное свидетельство, но времён последних лет Советской Империи. Пока ещё стоит, ведь дни его сочтены…

Там, в ущелье между двух склонов, как устрица в створках, скрывается огромный пансионат для советской парт-хоз «элиты», который должен был стать одним из самых шикарных среди подобных заведений на Южном Берегу Крыма.
Там, в ущелье между двух склонов, как устрица в створках, скрывается огромный пансионат для советской парт-хоз «элиты», который должен был стать одним из самых шикарных среди подобных заведений на Южном Берегу Крыма.

Однако, на минуту перенесёмся в Москву.

Знаменитые развалины-недострой  императорского дворца в Царицыно до их реконструкции.
Знаменитые развалины-недострой императорского дворца в Царицыно до их реконструкции.
… Многим, даже не москвичам, известна усадьба Царицыно, строившаяся Екатериной Великой как самая роскошная подмосковная императорская резиденция, которую она решила возвести в честь окончания войны с Турцией, по итогам которой, кстати, Крым стал российским. Но, из-за перебоев с финансированием, «Царицыно» было построено без внутренней отделки, потом заброшено, стало разрушаться и превратилось в таинственные руины, спорившие в живописности с развалинами античных римских форумов или, например, терм Каракаллы. Тем не менее, в 10-х годах этого века, несостоявшаяся царская резиденция была-таки «введена в эксплуатацию» любящим популистско-масштабные проекты (под стать римским императорам) тогдашним мэром Москвы Лужковым.
«Царицыно» стало сейчас одной из достопримечательностей Москвы, хорошим арт-пространством, несмотря на то, что историко-культурная правда при «возрождении дворца из руин», была искажена: под видом «исторического факта» частично сделан «исторический фейк», то есть внутри зданий созданы интерьеры, которых никогда не было, даже на бумаге, - так сказать, «по мотивам».
И хотя дворцово-парковый комплекс существует не совсем в том виде, как был задуман великими архитекторами Баженовым и Казаковым, но все-таки - он СУЩЕСТВУЕТ и украшает Москву.
И пусть по золоченым залам Большого дворца и его флигелей никогда не ступала Великая Императрица, но на их месте - не новый жилой комплекс для «избранных», а сотни обычных людей каждый день приобщаются к искусству и природе. Да и деньги вложены в нашу страну, а не в закордонные футбольные клубы, яхты или виллы.
А ведь Москва раньше имела свои «Римские» развалины в виде «Царицыно». На фото: термы Каракаллы, одно из величайших творений античности, а ныне - одни из многочисленных  руин Рима.
А ведь Москва раньше имела свои «Римские» развалины в виде «Царицыно». На фото: термы Каракаллы, одно из величайших творений античности, а ныне - одни из многочисленных руин Рима.

Теперь снова возвращаюсь к нашим Таврическим «слонам» и «медведЯм».

Речь пойдет об уникальных особенностях недостроенного и полуразрушенного ныне грандиозного пансионата близ горы Кастель, совсем рядом с упомянутой выше гранильней Головкинского. И не случайно я сделал экскурс в Москву: мне представляется, что между императорской усадьбой «Царицыно» и номенклатурным пансионатом близ посёлка Лазурное есть какая-то неуловимая символическая связь, почему я и упомянул о недострое «золотого» века Екатерины, достроенном в «бронзовый» (а может - «хрустальный»? ) век Владимира.
Парковый портал концертно-развлекательной части пансионата в Лазурном, так виртуозно вписанного его авторами в окружающий ландшафт.
Парковый портал концертно-развлекательной части пансионата в Лазурном, так виртуозно вписанного его авторами в окружающий ландшафт.

На самом деле, даже в Дзене есть несколько статей с фотоотчетами об этой, как ее называют, «заброшке» под Алуштой и рассказами о ее истории, но без каких-либо ссылок на архивные источники, поэтому, в основном, излагаемые там одинаковые факты - это переписанные блогерами друг у друга домыслы и фантазии с более или менее удачными фото бетонных строений: моя же статья о другом.

Так как я пока тоже не получил доступ к таковым источникам, да и вряди это уже актуально из-за скорого сноса этого нетривиального сооружения (уже есть новый собственник, который наверняка безжалостно разберёт обветшавшее без ухода здание и построит новое, более отвечающее современным понятиям о комфорте и красоте), хочу сказать немного о тех моментах, на которые никто из блогеров ещё не обратил внимание, но они достойны того, чтобы быть увековеченными, пока это Крымское «Царицыно» не исчезло с лица Земли и из людской памяти.

Хочу зафиксировать его конструкцию как отличный пример того, как можно вписать здание современной архитектуры в природу, не диссонируя с ней и не уродуя её.

В свободном доступе нет достоверной информации о том, какое точно ведомство было заказчиком и кем было спроектировано это удивительно грамотно и деликатно вписанное в окружающую заповедную среду огромное здание.

Уверен, что не погрешу против истины, если опишу краткую историю этого комплекса и архитектурно-планировочные достопримечательности сохранившихся сооружений своими словами, но опираясь исключительно на свидетельства местных жителей и свой личный анализ, как художника.

В 80-х годах прошлого века, одно из партийных или хозяйственных ведомств СССР начало строить комфортабельный пансионат в заповедном ущелье, по дну которого протекал ручей, около посёлка Лазурное, недалеко от западного склона горы Кастель. Местные жители, чьи дома попали в зону будущего парка и здания пансионата, были переселены, а их дома снесены. Берег моря с валунами, аналогичным валунам в «гранильне Головкинского», непосредственно граничащий с этим памятником природы и упомянутой выше, на протяжении почти километра был залит в бетон и изрезан бунами, где в том числе были оборудованы причальные стенки для прогулочных теплоходов и удобные пляжные карты.

Как раз с одной из этих бун я был на днях смыт волной, когда хотел сделать эффектный снимок пансионата с моря и эта статья могла быть вообще не опубликована)). Так что вместо того снимка придётся разместить вот эти камни, на которые я был выброшен волной и по которым выкарабкался на берег, о чем я писал в предыдущем посте.

Место моего второго рождения. Ну, в принципе, второй раз я родился как Афродита, из морской пены ))).
Место моего второго рождения. Ну, в принципе, второй раз я родился как Афродита, из морской пены ))).

Так что же я хочу, как человек творческий и не чуждый небольшим архитектурным проектам, отметить?

Многоэтажное ступенчатое здание с впечатляющим каскадом бассейнов и прогулочных террас, архитекторами явно задумывалось таким образом, чтобы его хорошо было видно только с моря (при этом оно «утопало» в зелени парка и не «давило» объёмом на берег, будучи расположено к нему под углом, как бы «заползая» вглубь ущелья неким подобием гигантской лестницы-ящерицы (заметьте, лестница на природном, естественном склоне, никогда его не уродует, а зачастую украшает; ячеистый же рисунок балконных оград здания напоминает кожу рептилии, всегда гармонирующую с природой).

Здание  с трудом можно различить , если идти по берегу по направлению к Алуште. И тем эффектнее будет его неожиданное появление.
Здание с трудом можно различить , если идти по берегу по направлению к Алуште. И тем эффектнее будет его неожиданное появление.
Пространство как будто раздвигается в другое измерение  и ты с удивлением видишь  огромный комплекс, который был почти незаметен с берега.
Пространство как будто раздвигается в другое измерение и ты с удивлением видишь огромный комплекс, который был почти незаметен с берега.
А так пансионат выглядит с другой стороны, если идти от Алушты, когда Кастель за спиной. Здание как ящерица заползает на склон, утопая в зелени. На дальнем плане - Аю-Даг и виден посёлок отелей «Санта-Барбара», который, на мой взгляд, - классический пример варварского отношения к месту, где построили это «подобие Италии».
А так пансионат выглядит с другой стороны, если идти от Алушты, когда Кастель за спиной. Здание как ящерица заползает на склон, утопая в зелени. На дальнем плане - Аю-Даг и виден посёлок отелей «Санта-Барбара», который, на мой взгляд, - классический пример варварского отношения к месту, где построили это «подобие Италии».

С боков, с береговой линии и даже сверху, это «здание-лестницу» видно фрагментарно или даже совсем не видно: оно «прячется» словно моллюск в раковине, роль «створок» которой выполняют склоны ущелья, покрытые дубами, ясенями и фисташками. Поэтому оно не «ломает» ни одной естественной береговой перспективы ни со стороны Кастели, ни со стороны Аю-Дага, в отличие от очень многих строений последних десятилетий, беспардонно торчащих на берегу моря, как недовыбитые у хулигана зубы. Но подчеркну, что при всей его «незаметности», это - огромное бетонное сооружение, где одновременно с комфортом могли находиться несколько сотен человек.

Дополнительно планировался террасный многоуровневый парк из вечнозелёных деревьев и кустарников, пересечённый многочисленными лесенками и серпантинными спусками, перемежающимися смотровыми площадками со скамейками.

Разбивка парка, который должен был спорить красотой с каким-нибудь нынешним парком «Айвазовское», была начата одновременно со строительством основного здания, но также не закончена.

Одна из «изюминок» пансионата - спиралевидная эстакада-башня для машин с несколькими витками, позволявшая спуститься с дороги не только к главному входу в здание, расположенному в его середине по высоте, но и на дно ущелья, где стоит пансионат. Это инженерное решение позволило не растягивать «пятно» застройки, не прокладывать длинную и искажающую ландшафт дорогу, а значит максимально сберечь заповедные склоны.

Транспорт с отдыхающими должен был съехать с шоссе, ведущего из/в Алушту (об этой красивейшей дороге я ещё буду писать отдельно в будущих статьях) и, сделав несколько поворотов вниз среди колонн упомянутой башни на манер современных многоуровневых парковок, въехать в колоссальное подобие Римской триумфальной арки, перспектива вида из которой заканчивалась пейзажем с частью парка, неба и моря, менявшими свой цвет в зависимости от освещения. Вид этот всегда представлял бы собой «свет в конце тоннеля» и был подобен картине в раме: подобный эффект я видел на террасе виллы Тиволи под Римом, заканчивавшейся огромным арочным проёмом, только там открывается паранорма не на море, а на долину.
Так эффектно, с видом на небо, море и парк, должен был встречать пансионат в Лазурном своих гостей ещё  в 90-х годах 20-го века. Пространство настолько огромно, что в нем не будет тесно и большому автобусу.
Так эффектно, с видом на небо, море и парк, должен был встречать пансионат в Лазурном своих гостей ещё в 90-х годах 20-го века. Пространство настолько огромно, что в нем не будет тесно и большому автобусу.
Так оформлена одна из парадных террас несколько сотен лет назад на вилле Тиволи под Римом
Так оформлена одна из парадных террас несколько сотен лет назад на вилле Тиволи под Римом

Это был основной вход в пансионат, «ворота» в фойе для приёма гостей, которое посредством лестниц и лифтов «перетекало» в зону отдыха с кино-концертным залом и главным рестораном пансионата.

В свою очередь, зона отдыха с двухэтажным атриумом, стены которого были запланированы стеклянными и с открытой террасой, распахивалась панорамным видом на парк и бескрайнее море.

Та самая зона отдыха перед кино-концертным залом пансионата, раскрывавшаяся панорамными  террасами на море.
Та самая зона отдыха перед кино-концертным залом пансионата, раскрывавшаяся панорамными террасами на море.

Вообще, гуляя по почти достроенным, но впоследствии заброшенным и разбитым пространствам этого пансионата для тогдашних советских «слуг народа», памятуя похожие комплексы, как, напрмер, «Заря» в Кисловодске или «Отрадное-2» под Москвой и особенно имея большой опыт отдыха в роскошных курортных отелях Востока, удивляешься тому, какое внимание проектировщики в СССР уделяли объему и размаху общественных пространств при том, что основной номерной фонд был более чем скромен (конечно, были и «люксовые» огромные номера, но главный упор делался все-таки не на «частное», а на «общее».

Вход в главное фойе одного из spa-отелей 5* на Мертвом  море, в Иордании, стилизованном под древний вавилонский храм и построенном  на рубеже 20 и 21-го веков, то есть позже советского «Царицына» в Крыму, но сопоставимого с ним по полету фантазии архитекторов.
Вход в главное фойе одного из spa-отелей 5* на Мертвом море, в Иордании, стилизованном под древний вавилонский храм и построенном на рубеже 20 и 21-го веков, то есть позже советского «Царицына» в Крыму, но сопоставимого с ним по полету фантазии архитекторов.

Судя по всему, для своего времени проектирования, а именно - начала 80-х годов 20-го века, пансионат в Лазурном был с архитектурной точки зрения более интересным, нежели чем, например, колоссальный отель «Интурист» в Ялте и его двойник «Жемчужина» в Сочи, оба 1970-х годов постройки. Переливные каскадные бассейны, то накрытые куполами, то переходящие в открытые небу пространства, зоны отдыха на террасах, смотровые площадки на уступах здания и парка, широкая набережная - всё было не совсем стандартным для того аскетичного времени, но соответствовало самому высокому уровню, обеспечивавшемуся тогдашней «элите» советского общества, которая не особо в массовом порядке могла путешествовать за рубеж. Кстати, самые роскошные пятизвездные отели Турции, Египта, Греции, ОАЭ итд, с их «чудесами» и комфортом построены в конце 1990-х - начале 2000-х годов, то есть много позже этого советского пансионата. До этого большинство общедоступных зарубежных отелей было гораздо скромнее. А в СССР, как видно на примере пансионата в Лазурном, уже был создан тип того самого роскошного курортного отеля, поражающего не столько своими номерами, сколько общественными зонами, спорящими своей масштабностью, грандиозностью, затейливостью и дороговизной отделки с великими термами Римской Империи и станциями Московского метро 50-х годов))).

Не удивился бы, если этот пансионат, будь он достроен, а СССР не уничтожен, вошёл бы в учебники архитектуры или хотя бы получил какую-нибудь Госпремию…

Однако, дни этого, одного из немногих курортных сооружений постройки времён СССР, которое может служить примером того, как огромное бетонное здание может быть вписано в природный ландшафт не уродуя его, а даже украшая, сочтены.

Не рекомендую никому там гулять внутри: там были трагичные случаи!

Но если Вы ещё успеете, пройдите по берегу мимо этого «здания-призрака» ушедшей эпохи, которое было почти построено, хотя в нем никогда никто не «жил» и оно превратилось в живописные руины, подобные «Царицынским», только совсем в другом стиле.

По итогу, московскому «Царицыну» повезло больше, чем «Крымскому Царицыну», ведь первое было восстановлено, а последнее будет скоро снесено.

Очень надеюсь, что современные заказчики и архитекторы окажутся на высоте художественного мастерства и впишут новое здание в древнее ущелье одного из самых красивых уголков Крыма также виртуозно, как и их предшественники.
И особая надежда на то, что эти заповедные места не будут полностью застроены и закатаны в бетон, а красивейшие пейзажи и редчайшие памятники природы не канут в Лету.

Ещё раз повторю: если решите сходить к пансионату, не лазайте по территории развалин, соблюдайте меры предосторожности и гуляйте только по набережной!

PS. Кстати, образ арки с перспективным видом, который поразил меня на Римской вилле Тиволи, я повторил при строительстве своей мастерской в Крыму и каково же было мое удивление, когда я немного позже увидел, что аналогичный мотив был использован архитекторами курортного здания в стиле советского модерна.

… Я взял из «Лазурного» пару обломков отделки вестибюля, подписал откуда они, положил их на стеллаж среди других камней, которые имею привычку брать с подобных прогулок. Эти кусочки мрамора вместе с аркой балкона отныне будут напоминать мне не только о существующей Римской, но об исчезнувшей советской «роскоши»…

Крым, моя творческая мастерская.
Крым, моя творческая мастерская.