Всем привет, с Вами «Мяч над сеткой»! Ждете продолжения интервью с девятикратным чемпионом России, который давно стал символом самого титулованного мужского клуба России? На этот раз диагональный казанского «Зенита» Максим Михайлов познакомит нас с особенностями эпохи клуба при молодом тренере Алексее Вербове, принципах комплектования команды и обстоятельствах, которые мешают прогрессировать молодым игрокам.
Вы, кстати, задумывались, как можно в мужской Суперлиге повысить уровень волейбола и добавить конкуренции? Взгляд на это Михайлова – тоже Вашему вниманию. Но начнем продолжение интервью с критики, которую он высказал самому себе.
Согласен с Тетюхиным- команды надо объединять в пары
-Командный результат в этом сезоне получился такой же хороший, как и в прошлом, а вот лично для меня сложился хуже предыдущего, - считает Максим. Наверное, со стороны виднее, тем, кто анализирует наши показатели в команде, тоже виднее - но по моим ощущениям, у меня осталась какая-то недосказанность.
-Почему?
-После победы можно ведь делать не только положительные выводы, но и отрицательные. Они тоже становятся двигателем прогресса. Сейчас я ставлю задачу подтянуть некоторые технические элементы, стать более стабильным ментально. Психология – важная составляющая для успеха в спорте. Я, думаю, любой спортсмен, кроме основной командой цели, ставит и для себя какие-то промежуточные. Без этого к основной цели не придешь.
-Вы говорили, что сезон получился сложным в, том числе, из-за плотного календаря. Как это сказывалось?
-Очень много времени и сил уходило на дорогу. Если, например, из Казани в Новосибирск мы летали прямыми рейсами, то в Нижневартовск и Новый Уренгой – через Москву. А это значит, ожидание стыковочных рейсов, в случае их задержки (зимой) - длительное сидение в аэропорту. В итоге на дорогу тратился весь день. И обратно – день. Именно – то время, которое забирается у восстановления и тренировок. Из-за этого польза от тренировочного процесса понижается. Ладно еще для обученных игроков – а представьте, как это сказывается на молодых! Которым надо тренироваться и закреплять наработанное постоянно. Но когда? Если каждые 2-3 дня перелет.
-Среди игроков есть мнение – какой здесь можно найти выход?
-Проблема не в количестве матчей, а в графике и логистике. Если бы календарь составлялся с учетом географии, сил сохранялось бы намного больше. Например, как в Континентальной Хоккейной Лиге (КХЛ) – где команды отправляются на выезд – и там играют через день 2-3 матча в городах одного региона. Через неделю дома принимают соперников тоже из определенного региона.
-В волейболе так сделать реально?
-А почему нет? Читал в комментариях, что мы напрасно жалуемся – ведь у нас и так нет еврокубковых матчей. Но мы же не в Польше и не в Италии, где на выезд можно доехать на автобусе. У нас во многие города лететь дольше, чем до той же Польши. Будь выездные матчи спланированы по маршруту Кемерово-Красноярск-Новосибирск, а потом несколько матчей дома, это совсем другое дело. Но у нас то как? В среду играем в Красноярске, в субботу в Казани. А уже в среду - Новосибирск. Опять длинная дорога, со сменой нескольких часовых поясов. Игрокам еще и время на акклиматизацию нужно. В итоге на тренировки остается очень мало. Я читал интервью на эту тему с Павлом Тетюхиным, он предлагает объединить команды из одного или соседних регионов в пары – и чтоб они выездные матчи играли друг за другом в определенных регионах. А потом друг за другом у себя принимали соперников из одного региона. Думаю, так и по деньгам получится выгодней, чем летать каждую неделю на огромные расстояния.
Вербов может превратиться в злого дядьку
-Еще одна особенность нашего волейбола – ранее комплектование команд на следующей сезон. Уже в ноябре может быть известно, что кто-то покинет команду. Это может усложнять решение задач?
-Это вопрос профессионализма. Если с ним все в порядке, то даже зная о скором переходе в другой клуб, игрок не изменит отношения к своей нынешней команде и ребятам. Но бывает и по-другому. Когда в такой ситуации человек теряет интерес и перестает играть, как может.
-Такое случается часто?
-Не утверждаю, что часто, но и не редкий случай.
-Глядя на результаты казанского «Зенита», кажется, что для вашей команды это не актуально.
-У нас при комплектовании команды учитываются не только волейбольные качества. И Алексей Вербов, и руководство большое внимание уделяют личным качествам. Важно, чтоб сильный игрок был еще и хорошим человеком, хорошо влился в коллектив. Если человек понимает, где и зачем находится, для него неважно, где он будет играть в следующем сезоне. Он полностью выложится ради цели в этом сезоне.
-Вербов говорил, что оставаясь тренером-демократом, может и рявкнуть. В этом сезоне такое было?
-Доводилось видеть. Не часто, но и в тренировках, и в матчах случались моменты, когда Алексей Игоревич сильно повышал голос. В чем он демократ? В том, что предоставляет свободу за площадкой. Не делает жесткий режим, не следит за нами, не стоит под дверью. Но на площадке ты должен всегда выкладываться на полную. Если кто-то не выполняет задание или сачкует, конечно, Вербов может превратиться в злого дядьку, накричать и потребовать выкладываться максимально. Как и любой тренер. Здесь ничего необычного нет.
-За пределами площадки рамки свободы при Вербове шире, чем были при Владимире Алекно?
-Да, пошире. У каждого тренера свое видение, свой подход. Но подчеркну – более лоялен Алексей Вербов только в том, что происходит за пределами площадки. На тренировках и в матчах он так же требователен.
-Вы говорили, что когда встретили Алекно, Вам не показалось, что он готовится вернуться к тренерской работе. Когда с ним виделись?
-Это было достаточно давно, в ноябре. Я высказал свое мнение, свое наблюдение на тот момент. Но как показывает практика, люди, которые всю жизнь провели в спорте, в него в итоге возвращаются.
-Градус зенитовского дерби теперь возрастет?
-Думаю, возрастет он только потому, что питерский «Зенит» станет намного сильнее с Владимиром Романовичем. Только поэтому. Думаю, Алекно как минимум, там наведет порядок. Его приход не гарант большого успеха, но гарант выход на тот путь, по которому они должны были идти изначально.
-За тезкой-конкурентом теперь следить будете внимательней?
-Интерес останется таким же, какой был и раньше. Я слежу за всем происходящим в спорте, не только в волейболе.
Диагональный должен уметь и пасовать
-Что Вы в свои 36 лет за последнее время узнали от Вербова узнали новое и полезное?
-Например, умение расслабляться на приеме. Раньше я во время подачи соперника находился в состоянии концентрации, был в напряжении. Концентрация важна, но Алексей Игоревич объяснил, что важно и переключаться на состояние относительной расслабленности. Потому что мяч с подачи летит с очень высокой скоростью, и в напряженном состоянии ты будешь «выкидывать» все мячи. А нужно сочетание спокойствия и внимательности. В одном моменте напрягся, в следующем – тут же расслабился. Этот баланс очень тяжело найти, но над ним постоянно надо работать. Не всем дано, не все понимают, но к этому стремиться очень важно, чтоб весь матч провести на высоком уровне. Не все тренеры погружаются в такие детали, а с Вербовым мы над ними работаем.
-Можно утверждать, что при нем «Зенит-Казань» стал сильнее на приеме и в защите?
-Конечно, да. Это и по цифрам видно. Молодые игроки, приходящие в команду, видят прогресс в качестве приема и понимании игры. Ведь Алексей Вербов помимо того, что сильный принимающий и защитник, еще и такой игровик. Учиться у него пониманию игры, этой волейбольной жилке, полезно и молодым, и опытным игрокам.
-А новому в атаке научились?
-Да, в этом тоже есть интересные моменты. Я раньше подсознательно к ним приходил сам, но на таком уровне контроля, как сейчас, не всегда применял. Вербов передает нюансы и в общей игре – где поддержать мяч, где скинуть, где использовать быструю скидку. В современном волейболе эти элементы тоже хорошо работают, доставляют дискомфорт блокирующим. Это Алексей Игоревич привнес в нашу игру.
А какие индивидуальные цели ставили на этот сезон?
-Я всегда говорил, что универсальный игрок – это плюс команде. Повысить уровень исполнения разных элементов, в том числе, которые приходится делать редко, - тоже важная задача. Раньше меня иногда переводили на позицию доигровщика, в этом сезоне такой необходимости не было, благо у нас сейчас большой выбор игроков с приемом. Но подтягивать этот элемент, защиту, передачу можно всегда. Например, есть мнение, что нападающему не надо уметь хорошо пасовать, для этого есть связующий. А отдавать передачу с выбитых мячей тому же диагональному приходится редко, поэтому техника не так важна. Я не согласен. Чем больше элементов ты умеешь исполнять на хорошем уровне, тем полезнее ты для команды. Тем выше ее уровень и соответственно, больше шансов на успех.
Молодые игроки приходят недоученными
-Кстати, игроки и тренеры называют прием самым сложным элементом. Вы сейчас уже чувствуете, что им по меркам универсального игрока владеете уверенно?
-Я бы так не сказал. Для меня до сих пор загадка как принимающие доводят на сетку мячи, которые летят после силовой подачи с огромной скоростью. Этому тяжело обучиться. Думаю, помимо понимания и чутья, нужны еще какие-то природные данные. Но это не значит, что можно останавливаться. У любого игрока есть сильные стороны и есть слабые. Да, сильные надо развивать и совершенствовать, но и слабые нужно подтянуть хотя бы до среднего уровня.
-С этим в российском волейболе проблема?
-Да. В чем я вижу проблему при переходе игроков во взрослый волейбол? Не все технически развиты, не со всеми проводят достаточную работу в спортивной школе. А ведь детские и юношеские годы - самый благоприятный возраст для освоения технических навыков. Но если обучение тому же приему запустить до 17-18 лет, потом это сложно освоить на хорошем уровне. На мой взгляд, проблема в нехватке специалистов, которые могли бы ставить и закреплять технику. Чтоб игроки приходили во взрослые команды более обученными.
-Вы рассказывали, что при Алексее Вербове стало больше уделяться внимания нюансам в приеме и защите. Это и сейчас заметно?
-Да. Каждый игрок должен развиваться по ходу всей карьеры. Алексей Игоревич подсказывает много важных деталей. Как во время атаки соперника надо позицию занимать, как руки лучше поставить, в какую сторону их развернуть, в каком эмоциональном состоянии надо находиться во время приема подачи. Эти тонкости Вербов продолжает разъяснять – и они полезны как молодым, так и опытным игрокам. К тому же главный тренер сам показать может, как надо что-то сделать. Все ведь в волейболе взаимосвязано – с таким календарем очень сложно находить достаточное время для тренировок, особенно это актуально для молодых. В игре они делают, что умеют. А оттачивается это умение на тренировках.
-Со сроками возвращением нашего волейбола на международному арену по-прежнему большой вопрос. У Вас есть желание попробовать себя в иностранном чемпионате?
-Сейчас тяжело об этом говорить. Даже если просто рассуждать в теории - чтобы дальше прогрессировать, нужна хорошая команда из сильного чемпионата. Что на данный момент и по неволейбольным причинам найти трудно. Тем более с учетом моего возраста. Не каждая команда возьмет столь возрастного игрока. Зачем им это, если у них есть свои, которых можно подписывать на много лет и развивать. Поэтому думать сейчас о заграничном клубе, если не поздно, то бессмысленно.
-На какой срок у Вас есть ясность по будущему?
-Контракт с «Зенитом» на следующий сезон. Дальше не заглядываю. Какой смысл?
Если Вам интервью понравилось – Вы лайкнули. А если заглянули к нам впервые и уже увлеклись, то еще и подписались!