Найти тему

Спектакль «Симон» в театре имени В.Маяковского.

Режиссер Денис Хуснияров.

Автор инсценировки Ирина Васьковская.

Сценограф Семен Пастух.

Премьера состоялась 27 апреля 2024 года.

Симон и Гвидо Ансельми (Феллини).

Прочитав роман Наринэ Абгарян «Симон» перед спектаклем, я стала размышлять о нем. Для меня эта книга не стала открытием. Голоса героев не отличимы друг от друга, все рассказано одним голосом рассказчика. В историях женщин тонешь, они бесконечны. Проблемы некоторых героинь автор связывает с советской эпохой, но тема вечной Женственности меня захватила.

Текст спектакля, с одной стороны, очень простой. На первом уровне прочтения спектакль о любви, о том, что все хотят любить такого Симона (Кешу), любящего и понимающего, слышащего чужую боль. Его ветхозаветное имя в переводе и значит «услышанный», «слышать». Не случайно на его синие уши (цвет вызван инсультом) надевают наушники, чтобы скрыть этот изъян. Смерть навсегда закрывает его слух, и наушники, и цвет ушей, и суматоха вокруг них дают повод улыбнуться над темой суетности, тогда как душа человека все равно бессмертна.

Действие романа происходит в городке Берд, в Армении. Судьбы героев разворачиваются на временном отрезке примерно с 50-х годов 20 века до постсоветского времени. Но масштаб романа гораздо эпичнее в силу того, что герои вспоминают своих родителей, живших в начале 20 века.

Любвеобильный мужчина Симон, которому должно вот-вот исполнится 79 лет, скоропостижно умирает, и к нему в дом на похороны приходят его «пассии», 4 женщины: Сильвия (Дарья Повереннова), Софья (Наталья Филиппова), Элиза (Зоя Кайдановская) и Сусанна (Юлия Силаева). А еще есть жена Меланья, которая тоже беззаветно любит своего неверного мужа.

Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.
Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.

Симон (Алексей Дякин) спасает женщин от одиночества, насилия и несправедливости. «Симон не просто обогрел ей (Сусанне) душу. Он обладал редким утешительным качеством, свойственным только детям и старцам: в его присутствии странным образом отступали призраки прошлого, и порой достаточно было одного его прикосновения, чтобы успокоилось сердце и развеялась тревога».

Сам роман складывается из историй жизни четырех героинь, но представляет собой целый армянский космос с множеством женских историй. И, когда читаешь, погружаешься в этот поток женских судеб, связанных накрепко с традициями рода, деревни, древней земли Армении и шире - с женской природной энергией. Эта энергия сильнее и древнее мужской, как это отражено в древних мифах. И в романе Симон считает, что он через женщин и любовь приближается к Богу: «Симон хотел было возразить, что служение тоже бывает разным, но не стал. Он не сомневался, что именно голос Элизы привел его к ней (музыке)…И если в том голосе присутствовал Божий глас, значит, встретиться им предначертано было небесами.»

Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.
Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.

И так с каждой. К каждой женщине он приходит по какому-то наитию. Через любовь к женщинам Симон обретает смысл жизни.

Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.
Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.

Не случайно Симон и Софья цитируют в спектакле «Песнь песней» Соломона. Так что его донжуаский архетип в романе и в пьесе изменен и облагорожен стремлением Симона осчастливить женщин любовью и найти свой смысл в жизни. Этакая одиссея души Симона: отсюда и тема моря, о котором знают все жители Берда и о котором вздыхает Симон. Что же это за море?

Переходя в мир иной, Симон погружается в воды моря и слышит голос матери. Она говорит ему, что человек дважды проходит эти воды: когда рождается и когда умирает. Море - это и праокеан, из которого произошла жизнь и из которого произошла древняя, как мир, сила Эрос. Это и море, которое вынесло ковчег Ноя. И это околоплодные воды матери, в которые умерший снова погружается после смерти, возвращаясь в ее утробу. Таким образом человек, умирая, рождается заново. Это очень известный у всех народов мифологический сюжет о том, что в Природе нет смерти.

Таким образом роман создает, кроме реальной, некую мифологическую реальность, в которой мужское и женское, притягиваясь, обретают смысл друг в друге. О феномене половой любви прекрасно написал Вл. Соловьев в книге «Смысл любви». Для философа смысл человеческой любви есть спасение человека через преодоление собственного эгоизма. Это способна сделать именно половая любовь, потому что именно она сохраняет равенство между любимым и любящим.

Но любовь у Вл. Соловьева - это еще и слияние с мировой душой, которая у него в духе средневековой мистики, ассоциируется с образом вечной Женственности. И в романе (и спектакле) Симон хоть и главный персонаж, но его цель - найти мать, которую он не помнит. И он ищет ее в своих женщинах, в их праматеринской энергии. Элизе он даже говорит, что хотел бы, чтобы она его родила.

Еще одна миссия Симона - поправлять наш общий дом, и то, что он - каменщик не случайно. Симон несколько раз в пьесе говорит о больном мире и его миссии - осчастливить людей хоть на полчаса. Книга, хоть я и цитирую Вл. Соловьева, языческая по духу. Наринэ Абгарян воспевает любовь женщины и мужчины, поет осанну жизни.

К сильным сторонам спектакля я отношу игру актеров. Каждой актрисе удалось создать образ сильной, гордой и целомудренной («Симон» случился в их жизни только один раз) женщины. И мужские персонажи сыграны тонко. В них чувствуется сила и сомнение. Образ доброго друга - Илию создает Максим Глебов. Каро, погубившего свою любовь, - Юрий Коренев. Бениамина, которому изменила Софья, - Игорь Марычев. Очень яркий образ создала исполнительница роли Меланьи (Александра Ровенских). Ей удалось передать характер армянской женщины с ее комплексом - «быть не хуже, чем все». Образ странной Косой Вардануш, которая, как мойра, знает все судьбы, играет актриса Елена Мольченко. Она же исполняет и мать героя. Ее мягкий голос создает добрую ауру, а зеленый прутик придает ей детскость.

Что же мне не хватило в спектакле?

Мне кажется, в спектакле не удалось передать эпическое дыхание романа, потому что в романе особую роль играет городок Берд и холм, на котором он расположен. Эпическое в спектакле выражено через бердцев и их отношение к жизни.

Не понравилась сценография. Действие происходит в дощатом доме. Метафора понятна: дом - душа Симона. Но нет моря!!! А без моря нет одиссеи. Есть лавки, на которых сидят женщины, есть стол и гроб.

С другой стороны, понравилась идея со светом, который проникает сквозь доски дома. Он, конечно, завораживает. Свет кажется ирреальным. А сцена напоминает «платоновскую пещеру», в которую этот свет доходит искаженным, поэтому наше знание о жизни ограничено.

Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.
Сцена из спектакля "Симон" в театре им. В.Маяковского. Фото автора.

Мне не хватило образов природы, хорошей музыки, образов-мифологем и более глубокого подтекста. Может быть, создатели сознательно обеднили образную систему, чтобы навести фокус на героев, на игру актеров, но мне этого мало.

Все действие держится на конфликте мужского и женского, шуток про нашу разность, на колорите персонажей и на историях любви.

Итог: спектакль найдет своего зрителя, потому что спектакль про любовь, женские судьбы, про счастье, нежность и про поиски смысла.

Не могу не вспомнить большое кино, где та же одиссея показана намного ярче и интереснее. Это фильм Ф. Феллини «8 1/2». В «8 1/2» бессознательное Феллини рождает или вытаскивает из памяти невероятно эксцентрические женские образы. Они совершенно неуправляемы, и все, что остается Марчелло Мастроянни (Феллини ), - это отдаться во власть этих сирен, наслаждаться бушущей вокруг него стихией, а потом объединить всех: и родителей, и друзей, и жену, и любовниц, и актеров, и продюсеров, - в большой танцующий хоровод.

-5