Найти тему
Хельга

Сокол Кожедуба

Художник Виктория Москаленко
Художник Виктория Москаленко

История основана на реальных событиях, с благодарностью моей подписчице.

Рассказ посвящен летчику Чернявскому Федору Ивановичу, род. 18 сентября 1921 года. с. Преображенка, Украинская ССР. Один из десяти "соколов" великого советского летчика Ивана Кожедуба.
На его счету такие награды, как Орден Красной Звезды; Медаль «За боевые заслуги»; Орден Красного Знамени; Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»; Медаль «За взятие Кенигсберга»


"Что ваши санки! Мой дед катал меня на самолете!" - говорила его внучка, гордясь своим дедом.

1933 год

Зинаида ходила по селу, опустив голову, чтобы не видеть сочувственные взгляды односельчан. Знала, что ее жалеют и от этого было еще больнее. А было отчего пожалеть... Еще совсем недавно у нее был полон дом счастья, любви и семейного тепла. А что сейчас? Сейчас страх, неизвестность и отчаяние...

У Зинаиды и Иван было пятеро детей: три дочери - Анна, Алена и Мария, и два сына Федор и Илюша.
Все началось, когда заболел их младший сын Илюша. Ему был всего годик, родители не отходили от плачущего малыша, который лежал в кроватки и тяжело дышал от жара. Фельдшер только качала головой и разводила руками - жар не сбивается, дышит тяжело, в больницу везти надо.

Иван сгреб сына в охапку и повез в районный центр. Врачи приняли малыша, к вечеру жар спал и Ивана попросили уехать, заверив, что с малышом все будет в порядке, что нянечки за ним присмотрят.
Иван и сам не смог бы остаться с сыном в больнице, ведь работа не требовала отлагательств, надо было выполнять план. Ивана заверили, что если случится что-то, им сообщат в сельский совет.

Успокоенный врачами, мужчина вернулся в село к жене и детям.
- Ничего, Ванюша, присмотрят за ним, главное, что жар спал и он под наблюдением, - Зинаида храбрилась и поддерживала сына, хотя у самой душа была не на месте. Она никогда так надолго не разлучалась с детьми. - В выходной съездим к нему.

Через несколько дней Иван и Зинаида уехали в районный центр, чтобы проведать Илюшу. Войдя в отделение, они увидели испуганный взгляд медсестры, которая тут же ринулась к врачу.
- Что с ней? - Иван понял, что произошло что-то неладное.
- Сейчас врач выйдет и все расскажет, - Зина почувствовала, как сильно забилось ее сердце.
Врач вышел и тут же поманил рукой супругов, заведя их в ординаторскую.
- Что с нашим сыном? - Зина тут же пошла в атаку.
- Понимаете, тут такое дело... - врач мялся, не зная, как сказать. - Мы собирались сообщить, но не успели, вы сами приехали. - Дело в том, что ваш сын пропал сегодня под утро.
- Что? - Иван схватил доктора за грудки и встряхнул. - Что ты сказал? Как пропал? Он что, иголка в стоге сена?
- Мы сами не понимаем, как так вышло.. За мной в пять утра пришла нянечка и сообщила о произошедшем, я сразу пришел в больницу, мы искали вашего сына, но его будто след пропал.
- А где нянечка была в это время? - заливаясь слезами, спросила Зина.
- Дети все спали, ее позвала врач из соседнего отделения, Елена Владимировна и предложила выпить чаю. Оксана и согласилась, ее не было минут двадцать, а когда она пришла, то увидела, что Илюши нет в палате.
- Он не мог сам уйти, он едва по стеночке передвигается! - отчаянно выкрикнула Зина.
- Мы искали его везде, в каждый закуток заглянули, - врач, которого Иван отпустил, горестно вздохнул. - Даже в МОРГ ходили, несмотря на то, что ваш сын уже готов был к выписке, но мало ли...И там его не было, он будто сквозь землю провалился.
- Интересно выходит...Врач зовет нянечку пить чай и в это время пропадает ребенок. А ну, позови-ка эту Оксану! - крикнул Иван.
- Она сейчас в милиции на допросе, мы сразу утром сообщили куда следует, - пояснил врач.
- А где эта Елена Владимировна, любительница чаи погонять по ночам? - нахмурился Иван.
- Она рано утром, в пять часов сменилась, это была ее последняя смена. Они с мужем уезжают на Дальний Восток. Скорее всего, уже в пути.
- Адрес где ее можно взять? - спросил Иван.
- Я сейчас у главного врача спрошу, но вряд ли вы застанете их дома.

Иван и Зинаида пришли по указанному адресу. Это была коммунальная квартира. От соседей они узнали, что супруги уехали в Москву.
- Как так? - Зина билась в истерике. - Врач сказал, что на Дальний Восток, а соседи про Москву говорят...Это они украли нашего ребенка, Ваня! Слышал, что соседи сказали? Они были бездетными, а уезжали с ребенком, при том, он появился у них сразу перед отъездом. Они соврали, что взяли мальчишку из детского дома, они украли у нас Илюшу!
- Я понял уже, - мрачно ответил Иван. - Зина, я найду их, я верну сына, я обещаю тебе! Они за все поплатятся!

Несколько дней Иван оббивал пороги учреждений и отделения милиции и смог ухватиться за ниточку, ведущую к супругам, укравшим у него ребенка. Написав в колхозе заявление на отпуск, получив от председателя одобрение в связи с такой ситуацией, Иван уехал на поиск сына....

Больше его никто не видел... Он не писал, не присылал телеграммы, Зина раз в неделю ездила в милицию, но никто не знал, где искать ее сына и мужа. Они будто растворились на просторах огромной страны.

Через полгода Зина поняла - они не вернутся...Ни сын, которого украли, ни муж, который бросился на поиски. Скорее всего, ее мужа нет в живых, иначе дал бы знать, прислал бы весточку...

****

- Федя, где взял рыбу? - Зина нахмурилась, увидев сына, вошедшего во двор с ведром в руках, где плескались хвосты рыбы.
- В сетях на запруде, - ответил тихо мальчишка. - Там, где мужики по ночам их ставят.
- Ты с ума сошел? - испугалась Зина. - Да если тебя поймают или увидят, что ты воруешь рыбу, убьют! Это ведь тебе не наши мужики, которые за уши оттаскают, да отпустят. Это другие люди.

Сети в запруде ставили пришлые браконьеры, о чем в селе знали. С ними связываться никто не хотел, боялись их в селе и с ними дела не имели. Оттого Зина и испугалась за сына.
- Мама, но не смог я ничего поймать, а жрать дома нечего.
- Уж лучше голодом сидеть, но живыми, - вздохнула Зинаида.
- Меня не поймают, я осторожничаю. А ежели чего, скажу, что купаюсь. А если рыбу увидят, так у меня удочка с собой есть.
- А коли в сетях запутаешься? - качала головой Зина.
- Не запутаюсь, - уверенно ответил мальчик. - Я ж сам как рыба плавать умею.

Федя рыбачил, воровал рыбу у браконьеров, напрашивался на посильную работу в колхоз, чувствуя, что сейчас он остался единственным мужчиной и трое сестер с матерью должны быть под его защитой...Так они и смогли выжить в то тяжелое время...

****

Шли годы, об Иване и Илье так никаких сведений и не было, их признали без вести пропавшими. Зинаиде было тяжело, но она понимала, что слезами и стенанием горю не поможешь. Дочери ее вышли замуж, вот и Федя вырос. Зина отправила его учиться в город в сельскохозяйственный. Голова у него была умная, светлая, школу отличником окончил, так неужто работягой в поле будет? Пусть образование получает. Все учителя наперебой советовали сельскохозяйственную академию, а не просто какое-то училище. Вот в нее и поехал подавать документы Федор.

Сидя в трамвае, он услышал разговор двух парней. Они ехали поступать в летное училище.
- Ребята, возьмите меня с собой, - Федор подсел к парням.
- Откуда будешь? - спросил рыжий парнишка.
- Из села Преображенка.
- Школу хоть окончил?

Федор достал документы и ребята присвистнули, увидев отметки.
- Да, брат... Ни у кого из нас нет таких отметок. Ни одной четверки!- другой парнишка был удивлен. - А и правда, поехали с нами. Меня Анатолием звать, а его, - он указал рукой на рыжего, - Гришей.

Федя, Григорий и Анатолий поступили в летное училище, о чем он незамедлительно сообщил матери. Зина хоть и желала, чтобы сын окончил сельскохозяйственную академию и вернулся в село, но уважала выбор сына.

****

И он не зря выбрал этот путь, впоследствии спасший не одну человеческую жизнь. Наставником Феди стал Иван Кожедуб, а когда началась Великая Отечественная, "Соколы" Кожедуба готовились к отправке на фронт под его инструктажем. Авиационное училище вывезли в Казахстан, где Иван Кожедуб принимал участие в подготовке летчиков.
Один из десяти "Соколов" Ивана Кожедуба, Федор Чернявский, в составе 2-го Белорусского фронта дошел до Берлина, имея множество наград, сбив 7 "мессеров" и не потеряв ни одного истребителя за годы службы!

В 1945 году бравый летчик Федор Чернявский не оставил службу, а продолжил военное дело. Под долгу службы он был направлен в Баку, где и встретил любовь всей своей жизни...

Продолжение