Найти тему

Прибалтика в 1917-1918 гг.: От Октябрьской революции до Брестского мира

Это продолжение цикла постов об истории границ в Прибалтике. Начало – здесь.

В августе-сентябре 1917 г. посыпался фронт. 3 сентября немцы взяли Ригу, в предместьях которой стояли два года. В конце октября немецкие войска появились в Эстонии. В результате операции «Альбион» они в течение пяти дней захватили Моонзундские острова, тогда же Русский флот принял последнее крупное сражение Первой мировой войны:

Две недели спустя в Петрограде власть берут большевики. Их эстонские и латышские единомышленники объявляют себя властью в Ревеле и Валке соответственно (в условиях немецкой оккупации Риги Валк – город, который, как и Тешин, и поныне разделен между двумя странами – стал временной латвийской столицей). Земские деятели сдавали власть легко – в Ревеле между Временным земским советом и большевистским Военно-революционным комитетом Эстонии было даже подписано соглашение.

К тому времени уже были созданы эстонские национальные части, и расквартированы они были преимущественно в самой Эстонии. Настроения там были достаточно пробольшевистскими, как и вообще по армии, однако добавлялся национальный компонент, состоявший не только из любви к хоровому пению, но и жгучей, лютой ненависти к немцам, куда большей, чем в среднем по России. Зацените знамя одной из эстонских частей – эстонский триколор мирно соседствует с революционным красным цветом:

-2

Между тем, небольшевистские органы власти продолжали действовать как в Эстонии, так и в латышской части Лифляндии. Установилось двоевластие, хорошо известное нам из истории России. Пикантность латвийского двеовластия заключалась в том, что деятели Латышского временного национального совета, как назывался небольшевистский орган, переместились из Валка, где власть взяли в свои руки большевики, в… красный Петроград.

23 декабря 1917 г. происходит важное для нашей темы событие: на территориях Петроградской губернии, прилегающих к Эстляндской, был проведен плебисцит. На основании его результатов власти красной Эстонии 5 января 1918 г. забирают Нарву с окрестностями из Петроградской губернии в Эстляндскую. До того западная граница Петроградской губернии выглядела вот так:

-3

В 1919 г. уже белые эстонцы объявляют Ивангород, как часть Нарвы, территорией Эстонии.

Эстония, как мы помним, была самой везучей из трех будущих прибалтийских республик. Все там происходило чинно и благородно. 3-4 февраля 1918 г. там даже состоялись выборы в местное Учредительное собрание, и победили на них левые силы (первое место заняли большевики с 37%, а второе – левоцентристы-трудовики с 30%).

Итого, в концу 1917 г. а) оформляются границы эстонского государственного образования, почти совпадающими с этническими б) амбиции этого государственного образования непонятны – не то автономия в составе России, не то (к чему все больше склоняются национальные деятели) – независимое государства в) поддержкой абсолютного большинства в нем пользуются левые разной степени радикальности г) фактическая власть принадлежит большевикам, у них же поддержка национальных частей, но эту власть оспаривают земские деятели – «буржуазные демократы».

В Латвии ситуация другая. Половина латышских земель находится под немецкой оккупацией. На оставшихся установлена власть большевиков (Исколата), но есть и буржуазно-демократические силы, которые а) добиваются объединения всех латышских земель б) еще не определились, будут ли эти земли автономией или независимым государством.

Наконец, Литва взяла курс на независимость в «вечном союзе с Германией». 16 февраля 1918 г. Тариба принимает декларацию независимости Литвы (со столицей в Вильне). Текст декларации отличался от того, что было провозглашено в декабре 1917 г. и Германия выразила недовольство. Но литовские деятели убедили кайзера, что идея «вечного союза» жива, и уже в марте Германия признала независимость Литвы.

-4

В декабре 1917 г. начались переговоры большевиков с Центральными державами о мире. Мыслители белогвардейского толка полагают, что Ленин и Троцкий в Бресте «продавали Россию», но это крайнее упрощение. Большевики в Бресте демонстрировали не столько коварство, сколько прекраснодушие, желая мира без аннексий и контрибуций, а немцы жестко выкрутили им руки и заставили подписать мир под дулом пистолета:

-5

Самым мощным немецким аргументом стало наступление конца февраля, которым закончилось перемирие, продолжавшееся два с половиной месяца. 20 февраля 1918 г. немцы десантируются с Моонзундских островов на материк и начинают стремительно продвигаться к Ревелю. В этих условиях деятели Земского совета 23-24 февраля провозглашают независимость Эстонии и образуют временное правительство страны. На следующий день в Ревель вступают немцы, а большевики из него бегут. То же самое происходит на латышских землях. 18 февраля немцы берут Двинск, а 25-го – Псков. Исколат эвакуируется в Россию. 3 марта подписан Брестский мир, по которому РСФСР отказывается от большей части Прибалтики (кроме Латгалии), а на следующий день немцы берут Нарву. Теперь Эстляндия и Лифляндия находятся под их полным контролем.

Как именно Россия отказалась от Прибалтики – можно видеть на этой британской карте:

-6

Она вообще-то 1920 года, когда граница, установленная Брестским миром, была неактуальна, но, тем не менее, показывает именно ее в качестве восточной границы «Эстонии», «Ливонии» и «Литуании». Даже в Лондоне не особо понимали, как изображать и называть эти новые государства.

Продолжение: 1918 год в Прибалтике: от немецкой оккупации к независимости