Найти в Дзене

Четыре года в шинели

В коллекции Российского фонда культуры есть особенный конверт, который мы открываем каждый год именно 9 мая. В нём находятся фотографии, письма, заметки, мешочек с землёй и карандашные рисунки фронтового художника Софьи Сергеевны Урановой, родившейся в один день с Великой Победой.

Софье Урановой был 31 год, когда в июне 1941-го грянула война. Художница твёрдо решила пойти добровольцем на фронт и приносить посильную помощь Родине. Но вступить в Красную армию, не имея нужной специальности, оказалось невероятно трудно. Уранова ходила, просила, убеждала. Её слушали, но помочь не могли.

Красноармеец Софья Уранова
Красноармеец Софья Уранова

(Из дневников С.С. Урановой) Я настолько была убеждена в том, что добьюсь своего, что решила сделать так: я заказала себе военную китель, купила шапку, валенки и уже в этой форме стала снова ходить по всем инстанциям. На улицах меня иной раз останавливали патрули, спрашивая почему я нарушаю форму, ведь красную звёздочку на шапку я не могла надеть. Что могла я им ответить?! Я просто объясняла всё так, как оно есть.

Наконец весной 1942 года, благодаря содействию оргкомитета Союза художников СССР, Софья Уранова стала красноармейцем, рядовым 12-й гвардейской дивизии. Быстро освоившись, она подала рапорт о переводе ближе к линии фронта. Генерал вызвал её и спросил: – Вы хотите на батарею, что вы там будете делать? – Всё, что потребуется, но самое главное – я буду рисовать…

Софья Уранова за работой. «Военфельдшер Наташа Михалёва». 1942-1966 гг.
Софья Уранова за работой. «Военфельдшер Наташа Михалёва». 1942-1966 гг.

Софья Сергеевна Уранова родилась 9 мая 1910 года в селе Никольском Пензенской области. Её отец был протоиереем, последним настоятелем Воскресенского храма в Николо-Пестровке. Здесь она провела детство. Затем воспитывалась в семье своего дяди в Пензе, куда вынуждена была переехать после заточения отца, подвергшегося репрессиям.

Софья Сергеевна была ученицей выдающегося советского художника М.В. Нестерова и работала под руководством живописца, художника-монументалиста П.Д. Корина.

(Художник П.Д. Корин) Ходатайствую за Уранову как за крупное и исключительное дарование по живописи, как за человека, беззаветно любящего искусство.

Медсанбат. Катя Алексашкова. Инструментальщица 1944 г. Белоруссия (Государственный музей обороны Москвы)
Медсанбат. Катя Алексашкова. Инструментальщица 1944 г. Белоруссия (Государственный музей обороны Москвы)
В операционной МСБ. Белоруссия. Январь 1944 г. (Государственный музей обороны Москвы)
В операционной МСБ. Белоруссия. Январь 1944 г. (Государственный музей обороны Москвы)
Комбат Романов. Письмо на Родину. Август 1944 г. Мы идем в Прибалтику. Брест-Белосток (Государственный музей обороны Москвы)
Комбат Романов. Письмо на Родину. Август 1944 г. Мы идем в Прибалтику. Брест-Белосток (Государственный музей обороны Москвы)
Наша землянка зимой. 1942 г.
Наша землянка зимой. 1942 г.

Дружила с поэтами Александром Твардовским и Николаем Тихоновым. Писала портреты Алексея Толстого, Хикмета, будущего Маршала Советского Союза комдива Константина Константиновича Рокоссовского.

Дарование Софьи Урановой было замечено и Алексеем Максимовичем Горьким, который приобрёл её первую живописную работу и за два года до своей смерти устроил художнику поездку в Европу. Посетив Рим, Венецию, Флоренцию, Милан, Париж, Вену, Лондон, Софья Уранова вернулась на родину переполненная впечатлениями, а главное – с большим желанием творить.

Ночь в землянке. Ст. лейтенант А. Бенедиктов (убит в ноябре 1943 года). 1943 г.
Ночь в землянке. Ст. лейтенант А. Бенедиктов (убит в ноябре 1943 года). 1943 г.

Но наступила Великая Отечественная война. На фронте, восхищённая смелостью и мужеством солдат, Софья Сергеевна рисовала не театр военных действий, а повседневную жизнь. Вот кто-то пишет письмо домой, вот медсестра у кровати раненого бойца, а здесь старший лейтенант А. Бенедиктов играет на гитаре – через несколько месяцев он будет убит.

В мае 43-го Уранова записала в своём дневнике:

(Из дневников С.С. Урановой) Солдаты просят меня нарисовать их за завтраком возле орудия... Сделала несколько вариантов, один из них «общим миром» был одобрен, и я остановилась на нём... Вчера у нас было начальство командир дивизии и замполит. Смотрели мои рисунки. Отозвались одобрительно.

Однажды молодой солдат обратился к художнице с просьбой нарисовать его портрет – девушка, с которой он переписывался, просила фото, а у бойца его не было. Уранова усадила боевого товарища на ящик из-под снарядов. Через пару часов «фотография» была готова.

(Из дневников С.С. Урановой) Я старалась рисовать каждый свободный час. И только в те дни, когда опасности были так велики, обстановка так напряжена, силы не выдерживали, и карандаш выпадал из рук… Тогда я доставала из кармана шинели тетрадку и записывала в неё то, что невозможно было нарисовать!

Софью Уранову называют летописцем войны
Софью Уранову называют летописцем войны

Там же на фронте Софья Уранова получила извещение о том, что умер её любимый учитель Михаил Васильевич Нестеров.

(Из дневников С.С. Урановой)Из глубины чащи потянуло сыростью, и внезапно подул ветер. Не то белый платок, не то лист бумаги взметнулся вдруг из кустов, пролетел мимо, зацепил за шинель, и я невольно схватила его рукой. Это был обрывок какой-то газеты без начала и конца. Не знаю, что побудило меня всмотреться в этот листок, но руки мои похолодели и глаза не могли поверить тому, что я читаю… Некролог о смерти великого русского художника Михаила Васильевича Нестерова, моего учителя и наставника! Нестеров – умер, и я не в силах постичь смысл этих жестоких слов!

Софья Уранова на фронте
Софья Уранова на фронте

В коллекции Российского фонда культуры хранится небольшая со следами времени рамка. Когда-то Софья Уранова прикрепила к ней букет цветов и собственноручно подписала. Цветы были утрачены, а надпись ещё хорошо читается:

«Курская дуга. Июнь-июль, 1943 год. Эти цветы 1943-го года из берёзовой рощи, где стояла наша 3-я батарея. Цвели возле землянки».

Из коллекции Российского фонда культуры
Из коллекции Российского фонда культуры

Вместе с сослуживцами Софья Сергеевна Уранова прошла славный боевой путь – от Орла до Берлина. Весну 1945 года она встретила на Эльбе. Была награждена Орденом Красной Звезды и медалями «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

На фронте Софья Уранова сделала большую серию рисунков. К концу 60-х они были выпущены отдельной книгой с заметками автора о войне. Название художник придумала сама – «Четыре года в шинели». Уранова стала получать тысячи писем со всего Союза от благодарных читателей, которые хорошо помнили описанные в книге события. А школьники из Бреста даже прислали мешочек с брестской землёй – батарея Урановой стояла в этих местах летом 1944 года.

Земля из Брестской крепости. Прислано учениками 15-й Брестской школы. 1965 г.
Земля из Брестской крепости. Прислано учениками 15-й Брестской школы. 1965 г.
Фронтовой дневник С.С. Урановой, изданный в 60-е годы
Фронтовой дневник С.С. Урановой, изданный в 60-е годы

В послевоенные годы Софья Уранова едет на целинные земли в Казахстан, создаёт галерею рисунков и портретов героев целины. Её персональные выставки проходят по всей стране с большим успехом. Она избирается депутатом Московского городского. Ей присваивается звание заслуженного художника РСФСР.

Художник-фронтовик Софья Сергеевна Уранова
Художник-фронтовик Софья Сергеевна Уранова

Сегодня рисунки художника-фронтовика можно увидеть в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Музея Победы, Государственного музея обороны Москвы.

Софья Сергеевна Уранова ушла из жизни в 1988 году, но оставила после себя немалое наследие, как живое напоминание будущим поколениям о цене Великой Победы.

Материал из архива коллекций даров Российского фонда культуры. Предоставлен главным хранителем О.К. Земляковой. Фото: архив Российского фонда культуры, открытые источники